Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Начало

Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Начало

Инновационный процесс осуществляется в определенной экономической среде, которая формируется под влиянием множества факторов. В области инновационной политики немаловажную, а зачастую, и главную роль здесь играют государственная политика инноваций, промышленная и научная среда общества, направленные, прежде всего, на построение национальной инновационной системы (НИС).

В данной системе сочетаются исследовательская среда, промышленная конкурентная среда, а также механизм, организующий, с одной стороны, трансфер знаний, а с другой, - ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства. На наш взгляд, НИС обеспечивает, прежде всего, создание и поддержание инновационной инфраструктуры, позволяющей генерировать инновации в обществе и производственной среде.

Отмечая роль государства в развитии инноваций, нельзя не отметить, что Россия стоит в самом начале пути построения национальной инновационной системы. В то же время в последние годы в экономической политике государства наметились определенные сдвиги, связанные с попыткой регламентирования и стимулирования инновационных процессов. В Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность, однако, по нашему мнению, механизм практической их реализации далеко не совершенен. Основная проблема заключается в бессистемности, отсутствии взаимодействия инновационных и государственных структур, низком уровне стимулирования инфраструктуры, наличии административных барьеров и прочее, что подтверждается другими исследованиями.

В России основой государственной инновационной политики является становление жесткой государственной инфраструктуры с бюджетным финансированием, при этом основными получателями бюджетных средств на исследования, связанные с фундаментальными разработками, являются преимущественно отделения Российской Академии Наук, иные академические структуры, отраслевые министерства. В развитых же странах инновационные проблемы решаются в основном методами стимулирования. Заказать автомобили напрокат в праге вы сможете на сайте прокатавтовпраге.рф. На данном ресурсе предоставлен широкий выбор автомобилей по самым лучшим ценам, чтобы заказать авто на прокат, достаточно заполнить форму и с вами свяжутся специалисты компании.

Помимо непосредственно государственного регулирования инновационной деятельности основной проблемой развития инноваций являются «система, производящая знания», уровень современной науки и изобретательская активность экономики. Данная проблема, на наш взгляд, лежит в плоскости непосредственного обеспечения условий реализации инновационных процессов, что напрямую связано с созданием и развитием инновационной инфраструктуры. На основе комплексного исследования нами предложена систематизация видов инновационной инфраструктуры.

Предложенная классификация основывается на комплексном подходе, включающем в инновационную инфраструктуру как предприятия, осуществляющие создание на всех стадиях цикла инновационные продукты, так и финансовые организации, учреждения по подготовке инновационных кадров, научно-исследовательские, консалтинговые и информационные структуры.

Что касается подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента, то в России до сих пор отмечается серьезный недостаток кадров в этой сфере, что, безусловно, препятствует

протеканию и интенсификации инновационных процессов. Отсутствие подобной системы является ключевой проблемой в развитии инновационной деятельности. В этой связи академик В.В.Кулешов предупреждает о так называемой «утечке мозгов», как серьезной проблеме для экономики России. Автор подчеркивает, что согласно авторитетному исследованию, проведенному в Швейцарии, Россия по научной и интеллектуальной иммиграции находится на первом месте из 34 стран, подвергшихся обследованию. Тем не менее, следует признать, что, начиная с 2004 года, государство активно стремится к повышению эффективности образования в стране, при этом особое внимание уделяется высшей школе, в том числе организационным изменениям в сфере интеграции науки и образования.

Заметим, что использование инновационного механизма в процессе формирования социально-научного общества затрагивает как институциональные, так и рыночные инструменты. Если государство должно проводить планомерную политику в области интеграции образовательной, научной и производственной сфер, то рыночный подход, на который обратили внимание исследователи Р. Вчерашний и О.Сухарев, связан со смещением «акцентов с прав собственности на приобретение новых знаний и умелое распоряжение старыми». На наш взгляд, преобразования в образовательной среде во многом связаны также с изменениями в структуре самого производства, где все большее место занимают отрасли информации и услуг. В этой связи авторами отмечается, что к 2010 г. всего лишь 10% валового национального продукта США будет создаваться в сфере производства.

Таким образом, в современном мире происходят изменения, которые значительно влияют на сущность и существование высшего образования. Меняются не только формы функционирования и методы реализации учебного процесса, переосмысливаются сами цели и задачи образования, переутверждаются его базовые ценности.

В качестве основных тенденций, меняющих облик и содержание образования, можно назвать:

-            рост взаимозависимости стран и регионов, который принят обозначать термином «глобализация», и изменение в этой связи роли государства;

-            возрастание значимости знаний как ресурса экономического и культурного развития, которое фиксируется в концепции экономики, основанной на знаниях;

-            революция в информационных и коммуникационных технологиях, изменяющая способы трансляции знаний и педагогические методики;

-            развитие глобального рынка труда, предъявляющего новые требования к личностным качествам и профессиональным навыкам специалистов.

Одним из важнейших условий инновационного развития является повышение общеобразовательного и профессионального уровней рабочей силы, в том числе в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, адекватной оценки стоимости рабочей силы. В этой связи, на наш взгляд, сегодня критически важным оказывается создание прочных связей между отраслями производства знаний (наукой), трансляции знаний (образованием) и применения знаний (экономикой). Представленная триада (наука-образование-экономика) - новое явление для сферы образования, которая тесно связана была лишь с наукой.

Следует отметить, что образование и инновационная инфраструктура в гостиничной сфере тесно взаимосвязаны. Так, следуя традиционной классификации, одними из основных объектов инновационной инфраструктуры в гостиничной сфере являются различные учебные центры при гостиницах, учебно-тренинговые гостиницы, школы и университеты гостиничного бизнеса, независимые центры по подготовке и переподготовке кадров в области гостеприимства. В настоящее время инновационная инфраструктура в гостиничной индустрии активно развивается во всем мире, тем не менее, центром инновационных форм туристского и гостиничного образования является Европа. Согласно данным Европейской ассоциации образования Еиго&р типичными представителями европейского образования являются:

1)       Немецкая система - специалист-практик;

2)        Английская система - менеджер-теоретик;

3)        Французская система - профессиональные навыки плюс базовые теоретические знания.

В немецкой системе после 3-х летнего базового обучения молодой специалист сначала не менее 2-х лет работает на различных предприятиях, а затем в целях самосовершенствования получает дальнейшее образование с четкой операционной ориентацией в школе гостиничного бизнеса. Диаметрально противоположной является английская система, которая, в основном, базируется на обучении в аудитории и ориентировано на те позиции, где осуществляется управление, организация и контроль. Тем не менее, гостиничные школы Великобритании находятся в постоянном контакте с профессионалами гостиничной отрасли и научно-исследовательскими учреждениями.

Французская система сочетает в себе обе предыдущие системы на всех уровнях подготовки: соединяет в себе последовательность стажировок и обучения в школе в целях подготовки практиков как низкой ступени, так и для подготовки кадров среднего звена.

Такие страны как Швейцария, Голландия, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия также являются ведущими по внедрению инновационных методов обучения гостиничному бизнесу.

В Европе признанным лидером в области использования инновационной гостиничной инфраструктуры в сфере образования является Швейцария. Здесь практической базой гостиничного образования являются обучающие отели (отель HIM в структуре школы IHTTI, отель SHMS); традиционные отели в Швейцарии и других странах (школы HTM, CRCS, Glion); целый учебный курорт (школа SHMS University Centre Leysin). В Голландии также расположены известные в сфере гостиничного образования школы, одна из которых ЦРЕ действует на базе гостиницы и имеет широкую сеть филиалов в Катаре, ЮАР, Таиланде и Китае. Интересным видится также опыт Ирландии в использовании инновационной гостиничной инфраструктуры в образовательном процессе, где, к примеру, на базе американского колледжа в Дублине предоставляется максимальное время практической подготовки по сравнению со всеми исследованными нами инновационными структурами в гостиничной сфере.

США, являясь мировым лидером по доходам от туризма и по индексу образованности населения, занимает одно из лидирующих мест по качеству образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства, обилию бизнес-школ, а также наличию специализированных отделов и кадровых агентств при образовательных учреждениях, объединенных единой информационной системой с организациями туриндустрии и занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые.

Туристское образование в странах Азии имеет тенденцию заимствования образовательных программ США и европейских стран. Так, образовательная система в туризме и гостиничной сфере Кореи, как одной из наиболее развитых в Северо-Восточной Азии, характеризуется большой численностью различных учебных заведений, однако до сих пор не имеет ясного понимания требований к работнику туристской индустрии. В Китае образовательные программы в туристской сфере предоставляют 1100 учебных заведений, однако процент занятых в туризме со средним профессиональным образованием и выше составляет всего 24%. В Индии лидер туристского образования институт гостиничного менеджмента SARVA активно взаимодействует с гостиничной ассоциацией США, а в странах Ближнего Востока наиболее представительным считается Институт подготовки специалистов, научных исследований и оперативных консультаций в сфере туризма (INSTROST), который сотрудничает с университетом в Страсклайде (Великобритания).

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*