Взгляд путешественника - о Сахалине.

О храбрости и воинственности айнов свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты их доспехов  мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с шипами. Многие доспехи выполнены в уникальной технике плетения из узких ремешков звериных шкур. Коллекция предметов быта айнов разнообразна и свидетельствует о самобытной культуре и художественном вкусе этого народа. Очень интересна деревянная посуда айнов, богато украшенная резным орнаментом. Есть в экспозиции и любопытные ритуальные предметы (икунись), например «палочка для питья», с помощью которой мужчины приподнимали длинные усы во время ритуального потребления спиртных напитков.

Икунись  особые ритуальные предметы, они являлись посредниками между людьми и духами, предназначенными для жертвоприношений богам. Они, как правило, украшены орнаментами, отражающими повседневную жизнь, например, охоту на нерпу или кита, медвежий праздник и пр. Очень интересна и одежда айнов, сработанная из рыбьей кожи, шкур морских и лесных животных, а также из волокон крапивы и луба вяза. Вся одежда щедро орнаментирована, что, по мнению айнов, придавало силу и мешало воздействию злых духов. Многие образцы этой богатой коллекции собраны известным сахалинским исследователем Б. О. Пилсудским  политическим ссыльным. Во многом это собрание уникально, так как судьба айнов сложилась трагически. Переселившись на территорию Японии (Хоккайдо), этот народ потерял свою самобытность.

Очень интересны традиции и культура других групп коренных народов Сахалина и Курил: нивхов, орочей, эвенков. Изучение их традиций и религиозных обрядов  богатая пища для развития туристского потенциала территории. С каждым годом растет интерес путешествующих к культурным традициям народов мира. Туризм стал мощным инструментом гуманитарного развития и средством ведения «диалога между культурами». Такая форма взаимодействия способна обогащать культурные традиции и мирно решать многие противоречия и межэтнические конфликты. Огромная роль в этой сфере отводится исследовательской деятельности, проводимой в рамках краеведения, так как она охватывает очень важный и специфический сегмент исследований  изучение культурно-исторического наследия территории.

Культурно-историческое наследие охватывает мощный пласт в жизни людей и объединяет в себе не только предметы материальной культуры, исторические ландшафты, но и эпос народов, и их религиозные представления и обряды.

В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курил лежали анимистические и магические представления об окружающей природе, растительном и животном мире. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. Обычно в честь него устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 23 года для исполнения ритуального жертвоприношения на специальной ритуальной площадке. Ритуальным было не только само жертвоприношение, но и все содержание животного в течение 2-3 лет, используемое для ритуальных кормлений из специальных деревянных резных ковшей.

Медведь в представлении народов Сахалина был горным человеком или духом, поэтому многие амулеты выполнялись в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях и считалось что они обладали огромной магической силой.

В настоящее время потомки древних нивхов, ороков и эвенков по-прежнему живут на Сахалине и Курилах, во многом сохраняя свою культуру, обогащая ее легендами и сказаниями о своей родной земле, красоту и уникальность которой можно передать, мифологизируя пространство, создавая интересные эпические образы, которые могут стать благодатной основой для маркетинга далеких территорий.

К великому сожалению, мы привыкли мыслить устоявшимися категориями в рамках уже существующих наук: географии, истории, не учитывая тот факт, что уже давно активно проявляет себя и развивается мифологическое знание, которое предлагает по-новому воспринимать пространство.

А пространство, как известно, категория географическая, но любое место невозможно представить, не мифологизировав его. Человек все больше склонен мыслить образами, особенно это относится к проблеме переосмысления пространства в рамках туристских территорий, где особенно важно в собственном сознании конструировать образы территорий. Как показывают наблюдения, в наших воспоминаниях о месте отдыха не актуализируется статистическая информация: площадь территории, численность и плотность населения и пр. В памяти обычно всплывает «картинка», созданная, как правило, не рациональными аргументами, а эмоциями, которые мы получили.

Как передать эти эмоции и создать особый эмоциональный фон в рамках территории? Для этого необходимо целенаправленно конструировать образ территории посредством мифологизации пространства через систему символов, мифов и легенд, связанных с этим местом.

 

Взгляд путешественника - о Сахалине.

 

Записки путешественника   Курилы. Остров Шикотан. Бухта «Край Света» При этом уже существующие символы могут быть как хорошо растиражированные, принявшие форму туристских брендов, так и глубоко скрытые, живущие в памяти людей.

Следующая страница

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*