Взгляд путешественника - о Сахалине.
Взгляд путешественника. О Сахалине.
Сахалинский областной краеведческий музей Построен в 1935-1937г. г. по проекту архитектора Ёшио Кайзука. Уникален архитектурный стиль здания «Тейкан дзукури» («Императорская корона»).
Европейцытерритории? Для этого необходимо целенаправленно конструировать образ или, как говорят сахалинцы, жители материка обычно плохо представляют себе этот почти неведомый им край родной страны. И причин здесь несколько далеко и дорого добираться, почти отсутствует информация о регионе, а тем более о туристских ресурсах или достопримечательностях. В Интернете почти нет ничего интересного о самой территории, сайты администрации региона какие-то сухие, безжизненные и напоминают пересказ статистического сборника, причем очень близко к тексту. Да и трагические события в Нефтегорске и Невельске сделали свое дело: теперь слово землетрясение прочно вошло в ассоциативный ряд региона и дополнило традиционный набор - рыба, красная икра, нерест лососевых, вулканы, территориальные споры с Японией, да еще, пожалуй, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
К сожалению, куда-то в далекое прошлое ушел созданный в советское время романтический образ региона. Пожалуй, уже многие и не помнят слова из известной песни: «Ну что вам рассказать про Сахалин, на острове нормальная погода. » А ведь когда-то для многих путешественников Сахалин не казался таким далеким, он был доступен, интересен, раздвигал границы обыденного, так как давал почувствовать, в какой огромной стране мы живем.
Вот и сегодня, когда после восьмичасового перелета из Москвы в Южно-Сахалинск ты все еще оказываешься в России, где, несмотря на непривычный ландшафт, ты видишь лица обычных россиян, привычные рекламные плакаты, слышишь «до боли знакомые словосочетания» родной речи, понимаешь, что Родина понятие не только географическое, но и ментальное. А Сахалин это краешек русской земли с типичными японскими пейзажами, где сопки спускаются к холодному и синему морю, к которому прилетают лебеди и плавают между песчаными дюнами и торосами льда.
Южно-Сахалинск, на первый взгляд обычный небольшой городок, построенный, скорее, на эффекте замещения остатков японского присутствия. Почти 40 лет эта часть острова была оккупирована Японией, и этот период существования острова как-то стерт из памяти, пожалуй, только очень небольшое число зданий может напомнить о том времени.
Одним из них является здание сахалинского краеведческого музея, судьба которого во многом созвучна с политической историей самого Сахалина ХХ века. Провинциальные музеи краеведения вообще во многом определяют сам пульс культуры и истории города, его дух и, возможно, будущее развитие. Такие музеи не только собирают и хранят ценнейшие экспонаты территории, они ведут неутомимую исследовательскую деятельность, разыскивают редкие экземпляры флоры и фауны, коллекционируют остатки материальной культуры прошлых поколений, да и вообще делают очень много важных вещей и, прежде всего, занимаются просветительством. Ведь для подавляющего большинства россиян знакомство с музеями часто начинается с местного музея краеведения.
Вообще музей это не просто вместилище какой-то коллекции, это особый микромир, способный перенести нас в прошлое или будущее, способный научить, а главное дать возможность почувствовать, что каждый человек есть частица какого-либо сообщества, общего дома, родной земли.
Сахалинский музей был основан на севере острова трудами немногочисленной военной интеллигенции и администрацией сахалинской каторги в 1896 г. В этом первом музее были собраны геологические, зоологические и ботанические коллекции. Большое участие в создании музейных собраний приняли политические ссыльные Лев Штернберг и Бронислав Пилсудский; впоследствии они стали известными этнографами и внесли значительный вклад в изучение природы, истории и этносов Сахалина и Дальнего Востока.
Вообще, российская каторга это особый социо-культурный феномен. Созданный первоначально как инструмент подавления, он стал мощным средством развития и освоения новых территорий, а политкаторжане во многих случаях стали просветителями и первыми краеведами новых мест, оставив прекрасные коллекции, очерки, записки, карты местности, что, несомненно, сформировало у широкой общественности новый взгляд на изученные ими территории. Не стал исключением и сахалинский музей, который превратился в настоящий культурно-исторический центр края.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ