Активный отдых как средство повышения работоспособности при обучении учащихся на ЭВМ

Активный отдых как средство повышения работоспособности при обучении учащихся на ЭВМ

Как показала практика, обучение работе на компьютерах нередко приводит к стрессам и переутомлению учащихся. Это снижает успешность закрепления и освоения учебного материала во время занятий по про­граммам информатики и вычислительной техники. Можно сказать, что овладение компьютером - это новая, сложная и часто непосильная задача для учащихся.

Известно, что нервно-эмоциональные перегрузки в сочетании с гиподинамией из-за вынужденной позы во время умственного труда являются ведущим этиологическим фактором роста числа психоневротических состояний. Успешность умственной работы, связанная с напряженным визу­альным восприятием с мониторингов информативного материала, и его быстрым осмыслением определяет­ся функциональным состоянием коры головного мозга, что показано классическими работами И. П. Павлова и А. А. Ухтомского. Нарушение нормального баланса нервных процессов в результате переутомления при­водит к срыву высшей нервной деятельности.

Актуальной задачей является разработка способов повышения работоспособности и профилактики пере­утомления обучающихся путем создания благоприятных условий с учетом возрастной физиологии и школь­ной гигиены. И специально для тех, кто стоит перед выбором какой выбрать салон красоты в Одессе, предлагаем вашему вниманию  салон красоты «Shaggy -Time». Именно в данном салоне-клуб вам окажут профессиональные услуги по педикюру, кератиновому выравниванию волос, помогут создать уникальную причёску и более подробное о салоне вы сможете найти на сайте https://shaggy.com.ua/service/hair/keratinirovanie/shaggy.com.ua

Использование различных средств медикаментозного характера в целях профилактики переутомления, снижения концентрации внимания, как показала практика, имеет ряд отрицательных последствий. В связи с этим значительный интерес предоставляет возможность применения физиологически адекватных способов - в виде дыхательных упражнений, повышения мышечной активности в краткие периоды отдыха, а также приме­нение натурпродуктов, содержащих биологически активные природные вещества. Наиболее действенным пу­тем повышения работоспособности является использование «активного отдыха».

 

Активный отдых как средство повышения работоспособности при обучении учащихся на ЭВМ

 

Нами разработан и апробирован в школах и колледжах комплексный способ повышения дееспособности во время работы за компьютером. Оценка влияния предлагаемого способа на функциональное состояние проводилась по вариационной пульсометрии, частоте дыхания, учитывалось самочувствие и степень устало­сти. Для проведения исследований были организованы опытные и контрольные группы учащихся (по 20 че­ловек), однородные по возрастному составу и успеваемости при обучении на ЭВМ. Каждый участник зани­мался по 45 минут, но в контрольных группах - без перерывов. В опытных группах после 20 минут работы давался краткий перерыв, заполненный «активным отдыхом», эти ученики заранее получали инструктаж преподавателя. Применяемые нами интервалы отдыха были выбраны как оптимальные. Обследования проводились как в течение одного дня, так и в течение месяца. Обнаружено, что занимавшиеся по разработанной методике учащиеся опытных групп лучше усваивали материал в срав­нении с контрольными группами.

Полученные результаты показали, что при сочетании ряда факторов «активного отдыха» - гипервентиля­ции в течение 2-3 минут, сопровождаемой дополнительной мышечной активностью в виде ритмических движений руками в течение 1-2 минут, дополняемые вдыханием испарений морских водорослей повышает­ся умственная работоспособность.

В качестве доказательства положительного влияния активного отдыха приводим показатели вариацион­ной пульсометрии. Замеры вариационной пульсометрии проводились с помощью портативного устройства непосредственно у компьютеров через 20 мин после начала работы, вызывавшей нарушение концентрации внимания у большинства учащихся. Затем давался краткий сеанс «активного отдыха», после которого снова проводилось измерение показателей вариационной пульсометрии. В сравнении данных до и после «активно­го отдыха» обнаружены достоверные сдвиги в сторону улучшения функционального состояния. Наблюда­лось снижение психо-эмоционального напряжения и стабилизации сердечного ритма в виде нормализации частоты пульса, уменьшения числа функциональных экстрасистол при увеличении компенсаторных пауз (у наиболее утомленных учащихся), уменьшения дисперсии межимпульсных интервалов и диапазона (ампли­туды) их отклонений. Наблюдалось оптимальное изменение вегетативного индекса, что приводило к норма­лизации симпатико-парасимпатического баланса. Кроме того, наблюдался рост показателя центрально­нервной регуляции, что свидетельствует увеличении психической собранности учащихся.

«Активный отдых» приводил к повышению результативности освоения и закрепления пройденного ма­териала при сохранении хорошего самочувствия обучающихся. Индивидуальный анализ результатов пока­зал, что состояние выраженного утомления у занимающихся в опытных группах практически отсутствовало, а усвояемость материала в процентном отношении к началу занятий значительно повышалась. Оптимальная длительность краткого интервала отдыха в процессе занятия подбиралась экспериментально.

Одним из необходимых средств, ускоряющих восстановление работоспособности, является правильно организованное переключение на другой вид деятельности. Паузы «активного отдыха» не должны быть ни слишком короткими, ни слишком длительными, учитывались индивидуальные различия. Каждый участник опытной группы мог осуществлять контроль над пульсом и дыханием, выполняя «активный отдых», сигна­лом к его окончанию служила нормализация частоты пульса.

Дополнительно для улучшения дыхательной среды нами использована «Альга-флора». Применение аль- га-терапии путем вдыхания активных ионов (по 5-10 вдохов в течение минуты) испаряющихся летучих эле­ментов йода, брома, улучшает микроклимат и способствует ликвидации «кислородного долга». В аудитори­ях, где работают на компьютерах учащиеся, образуется недостаток кислорода в организме, усугубляемый вынужденной позой. Кроме того, запах морских водорослей оказывает оптимальное психоэмоциональное влияние, ассоциируясь с запахом моря.

Безусловным преимуществом дыхательной терапии морскими водорослями (например, слоевища фукуса пузырчатого) является возможность ее длительного применения. Расчет используемого сырья определен по известным данным, разработанным Институтом пульмонологии. Необходимы 300-500 г сухих водорослей на 2 рабочих стола обучающихся на ЭВМ, что является достаточным для улучшения состояния в процессе занятий. Применение «Альга-флоры» показало, что происходит достоверное улучшение состояния организ­ма, самочувствия, настроения, и повышения активности учащихся.

Очевидно, именно комплекс применяемых нами воздействий приводит к быстрому снятию утомления, прежде всего за счет улучшения состояния коры головного мозга. Установлено при сравнении опытных и контрольных групп учащихся, что вводимый «активный отдых» приводил к повышению результативности освоения и закрепления пройденного материала при сохранении хорошего самочувствия учащихся.

Применение предлагаемого комплексного способа активной адаптации является действенной мерой за­щиты от воздействия негативных влияний при обучении на ЭВМ и способствует убыстрению обучения.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы в качестве эффективного метода по­вышения работоспособности и профилактики утомляемости при обучении на ЭВМ в школах, коллежах, и также вузах для улучшения условий активной адаптации организма учащихся.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*