Суффозионные процессы
Суффозионные процессы
В районах со значительной амплитудой относительных высот дождевые и талые воды производят эродирующую работу не только на поверхности, но и под почвенно-растительным слоем в толще рыхлых песчано-глинистых отложений. В пределах Новогрудской возвышенности и Оршанско-Могилевско-Мстиславской платообразной равнины эти процессы развиты наиболее активно. Вследствие выноса рыхлых продуктов осадочных пород инфильтрационными водами на поверхности нередко появляются линейно вытянутые желобообразные узкие ложбины длиной в несколько метров при ширине от 0,2 до 0,8 м. По мере роста подземных пустот и туннелей происходит провисание дернины и затем - появление трещин округлой или овальной формы. С размывом связности дернины и аллювиально-гумусового горизонта скрытые эрозионные формы переходят в открытые рытвины с вертикальными стенками. Сила сцепления грунта и почвенного слоя в этих условиях не в состоянии преодолеть давление нависшей массы грунта (силу тяжести), что и приводит к деформации или разрыву породы. В окрестностях н. п. Машевичи, Рутковичи, Тупалы (Новогрудская возвышенность) появляются подземные отвершки с зияющими на поверхности окнами, окаймленными по краям свисающими гирляндами травяного покрова. Мощность нависшей породы с дерном составляет 0,5 - 0,6 м. Суффозионные процессы, протекающие под этими желобами, формируют скрытые отвертки, которые после просадки кровли сливаются своими устьями с развивающимся оврагом.
Подземный сток на отдельных участках вызывает уплотнение пес-чано-гравийных отложений, а в ряде случаев - появление скрытой суффозии, что влечет за собой нарушение первичной текстуры в породах и деформацию заключенных внутри них красно-бурых валунных супесей и суглинков. При осмотре пород в свежих стенках разрабатываемых карьеров строительных материалов таких месторождений, как «Крапужино», «Веснянка», «Узборье», «Кирши», «Гуры» и другие, было установлено постседиментационное образование нарушений в ритмично-слоистых, рыхло-песчаных породах, возникших под влиянием суффозии. Скрыто протекающие в породах суффозионные процессы приводят к изменению конфигурации отдельных форм рельефа при ограниченном проявлении поверхностного размыва грунтов. Проявление суффозионных процессов на территории Беларуси представляет большую опасность как с точки зрения негативного влияния на инженерные сооружения, так и при выполнении сельскохозяйственных работ, эксплуатации шоссейных дорог, трубопроводов и др. Так, на участке шоссейной дороги Орша - Смоленск при прокладке газопровода произошел суффозионный вынос из-под полотна шоссейной дороги массы пылеватого песка. В результате при движении большегрузного автомобиля произошел провал полотна, приведший к гибели пассажира, сопровождавшего груз, и тяжелым увечьям водителя.
При производстве сельскохозяйственных работ в пределах Новогрудской возвышенности и в других районах образованные пустоты и воронки в лессовых супесях и суглинках представляют серьезную угрозу провала тракторов, комбайнов и другой техники.
Ветровая эрозия. На карте эрозии почв Беларуси южная ее часть относится к эрозионно-опасным районам, в которых активное развитие получила ветровая эрозия.
Ветровая эрозия обусловлена воздействием ветрового потока на поверхность, не покрытую растительностью, на обнаженных склонах в пределах речных долин и т. д. Наиболее широко процессы ветровой эрозии развиты в пределах Белорусского Полесья, на первой надпойменной (боровой) и второй террасах р. Днепр и Припять. Первая надпойменная терраса характеризуется наличием многочисленных валов, которые повсеместно перевеяны с поверхности. При обследовании хорошо различимы впадины выдувания и всхолмления надувания, ориентированные в западном и северо-западном направлениях. Процессы перевевания песков наблюдаются и в настоящее время, что подтверждается наличием ряби, погребенных гумусовых прослоев и строением самих всхолмлений. Перевевание и перемещение песчаногоматериала привело к образованию дюн, бугров, гряд, котловин выдувания и других форм золового ландшафта.
Анализ повторяемости направления ветра в Беларуси показывает, что в течение года и даже дня оно часто изменяется. Однако для юга преобладающими являются ветры западного, северо-западного и юго-восточного направлений. Скорость ветра изменяется от 3,6 до 4,7 м/с. Ветер в течение всего года проводит большую эродирующую работу. В малоснежные зимы на поверхности снегового покрова четко прослеживаются полосы, которые образуются в результате ветровой эрозии почв.
На примере берегового склона у н. п. Переделка нами показана определенная роль ветровой эрозии в формировании обвалов. Не менее значительное участие принимает ветровая эрозия и в проявлении осыпей и образовании осов, представляющих нависшие, а затем обрушаемые массы грунта, скрепленные растительностью или окислами железа. Эти явления наблюдаются практически на всех склонах, сложенных не только рыхлыми песчаными образованиями, но и глинами, суглинками и супесями, имеющими слоистую текстуру. Наглядным подтверждением этому является исследованное нами обнажение берегового склона возле н. п. Гожка в районе г. Гродно. В пределах этого склона высотой до 30 м, сложенного слоистыми песками, а ниже - комковатыми зелеными глинами, отчетливо заметно перевевание песков, приводящее к формированию осыпей и выдувание пылеватого материала из слоистых глин, подстилающих песчаную толщу.
При проявлении ветровой эрозии на территории Беларуси отмечается определенная зональность. На юге - свыше 40 % эродированных земель, к северу этот процент резко уменьшается.
Болотообразование как геологический процесс . Торфообразование является многоэтапным процессом, включающим накопление органического вещества растениями, оторфование (превращение отмершего растительного вещества в торф) и созревание торфа в результате замедленных реакций брожения в условиях полного анаэробиоза на глубине ниже уровня грунтовых вод.
Территория Республики Беларусь является одним из наиболее заторфованных районов европейской части. В стране заторфовано 12,4 % территории (более 2,5 млн га), содержащей свыше 29,3 млрд м торфа-сырца. Особенность размещения болот в стране заключается в их рассредоточенности по всей территории. Они встречаются в каждом районе, но различаются по ботаническому составу. Интенсивное образование торфяных месторождений происходило в позднем голоцене, в результате чего они разрастались до современных размеров, занимая нередко до 10 тыс. га и более. Общая схема развития таких крупных торфомассивов междуречного залегания следующая. У дна на небольшой площади, занимаемой гипновым или гипновым торфом с тростником, и на примыкающих к этим впадинам песчаных грунтах отложился тростниково-осоковый торф мощностью в среднем около 1 м со степенью разложения 40 - 50 %. На последнем почти повсеместно лежит слой осокового торфа толщиной до 1,5 ми степенью разложения 30 - 35 %. Такова, например, схема строения месторождения «Булево» (Припятское Полесье). В центральных частях междуречных торфяников в настоящее время отлагаются осоковые торфы, а в окраинной и мелкозалежных частях — лесные, тростнико-во-осоковые или осоково-лесные. Встречаются большие и меньшие участки, несколько отличающиеся от приведенной схемы. Среднегодовой прирост торфяников (активность процесса торфонакопления), может составлять 0,25 мм в год. Необходимо отметить, что в литературе приводятся более высокие показатели активности торфонакоплений. Определенный по методу пыльцы средний годовой прирост торфа дается равным 0,5 - 2,5 мм; по сосне - 3,6; по пограничному горизонту - 1 мм.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ