Введение

Введение

Объектом изучения физической географии материков и океанов являются природные территориальные комплексы (ландшафты) Земли, планетарные закономерности и морфоструктурные особенности их возникновения, развития и изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Формирование природных комплексов происходит в географической оболочке (геосфере), представляющей собой сложно построенную целостную непрерывно развивающуюся материальную систему, состоящую из четырех качественно разных, взаимопроникающих и взаимодействующих сфер: атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы.

Образование географической оболочки было длительным и сложным. В ее развитии выделяются три этапа: абиогенный, биогенный и антропогеновый. Первый был самым длительным — 2,8—3 млрд. лет— и охватывал архейскую и протерозойскую эры. Биогенный этап продолжался 570 млн. лет (палеозой, мезозой, кайнозой). С возникновением органической жизни все компоненты геосферы подверглись глубоким изменениям. Значительная перестройка произошла в составе и свойствах атмосферы, вод суши и океанов. Живые организмы оказали большое влияние на геохимические особенности земной коры. По выражению В. И. Вернадского, жизнь является «великим, постоянным и непрерывным нарушением химической косности поверхности нашей планеты».

Появление человека разумного (40 тыс. лет назад) знаменовало начало антропогенового этапа развития географической оболочки. Планета вступила в качественно новый период. Современный облик ее является в значительной мере результатом хозяйственной деятельности человека. Часть географической оболочки Земли, в которой происходит развитие человеческого общества и его взаимодействие с природой, называется географической средой.

Проблема взаимодействия природы и человеческого общества занимала умы ученых в разные эпохи. Долгое время в науке господствовали совершенно противоположные мнения: с одной стороны, географический детерминизм, согласно которому природные условия определяют развитие общества, с другой — индетерминизм, полностью отрицающий это влияние.

Несостоятельность этих теорий доказывают работы классиков марксизма, в которых раскрывается специфика общества, выявляются законы его развития и в то же время подчеркивается, что человечество является частью природы. Природная среда — необходимое условие его существования. Природа влияет на жизнь людей и производство в целом, на характер производительных сил и на отдельные стороны производственных отношений. Однако главным фактором, определяющим развитие общества, является способ производства материальных благ.

География как общественная наука раскрывает сущность взаимосвязей природы и человеческого общества. В зависимости от объекта изучения (природа; человеческое общество и материальные ценности, которые оно создало) география делится на физическую и экономическую. Природа и общество развиваются по различным законам, однако они взаимосвязаны. Каждый человек является компонентом природы и испытывает на себе влияние ее законов. Общество в свою очередь оказывает воздействие на развитие окружающей среды, усилившееся в эпоху научно-технической революции. Следовательно, физическая и экономическая география как самостоятельные науки не могут развиваться в отрыве друг от друга, как не могут существовать друг без друга объекты их изучения.

Физическая география — это наука о географической оболочке Земли. Как целостное, закономерно организованное природное тело, географическая оболочка изучается общей физической географией (общим землеведением). Изучением отдельных геосфер занимаются частные физико-географические науки о Земле: геоморфология, климатология, гидрология, почвоведение, биогеография. Географическая оболочка наряду с целостностью и взаимосвязанностью составляющих ее компонентов отличается неоднородностью в горизонтальном направлении. Она делится на сушу и океан, горы и равнины и т. д. Дифференциация географической оболочки позволяет выделить в ней природные территориальные комплексы разных порядков. Их изучает региональная физическая география (физико-географическое страноведение, ландшафтоведение).

Таким образом, как общая, так и региональная физическая география имеют единый предмет изучения — географическую оболочку. Однако первая исследует общие закономерности развития географической оболочки, вторая изучает проявление этих закономерностей на конкретных территориях.

Природный территориальный комплекс (ландшафт) понимается как закономерное сочетание природных компонентов (тепла, влаги, воздушных масс, морфоструктуры почв, живых организмов), находящихся в сложном взаимодействии, взаимообусловленности и  образующих  единую  неразрывную систему. Каждый ландшафт отражает особенности палеогеографического развития определенного участка земного шара, но одновременно он подчинен планетарному закону зональности. В связи с этим существуют два подхода к классификации ландшафтов: зонально-типологический и индивидуально-районный (Рябчиков, 1963, 1972). Причиной зонально-типологических различий геосферы является неоднородность распределения по земной поверхности лучистой энергии Солнца.

Как известно, благодаря шарообразности Земли солнечная радиация и ее производные — тепло, воздушные массы, почвенно-растительный покров — распределены на планете зонально. Вследствие этого на земном шаре выделяется 13 широтных поясов, называемых географическими, которые различаются направленностью и ритмикой природных процессов: один экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, два субполярных и два полярных. Географический пояс — наиболее крупная таксономическая единица зонально-типологической классификации. Он обычно не имеет правильной кольцевой формы и может сужаться или расширяться под влиянием рельефа (на материке) или морских течений (в океане). Наибольшей однородностью пояс отличается над океаном. На материках в пределах поясов прослеживается контрастность в увлажнении. По мере удаления от океанов в глубь континентов уменьшается количество атмосферных осадков, что приводит к ярко выраженной секторности увлажнения. В большинстве географических поясов на материках выделяются два приокеанических и один континентальный сектор. Сектор является следующей за поясом таксономической единицей зонально-типологической классификации ландшафтов. В свою очередь, в пределах сектора выделяются ландшафтные зоны, структура которых определяется соотношением тепло- и влагообеспеченности. Границы зон в значительной мере зависят от характера морфоструктур каждой конкретной территории. Широтная зональность на равнинах сменяется вертикальной поясностью в горах. По мере поднятия в горы изменяется интенсивность солнечной радиации и увлажнения, поэтому полнота спектра высотных поясов зависит от положения горной страны в пределах определенного географического пояса и сектора, а также от ее высоты.

Более мелкими таксономическими единицами зонально-типологической классификации являются: провинция — область — район (Рябчиков, 1972).

При физико-географическом районировании используется также индивидуально-районная классификация.* Ее основные таксономические единицы: геосфера — материк — подконтинент (группа стран) — физико-географическая страна — природная область. В основу классификации положены особенности морфоструктур земной поверхности.

Каждый материк имеет четкие границы и характеризуется своеобразной историей палеогеографического развития; наиболее крупные элементы его рельефа обязаны своим происхождением эндогенным процессам. Подконтиненты (группы стран) различаются по общности геотектоники. Например, Северная  Америка  разделяется  на два  подконтинента: Кордильерский Запад—молодая горная страна и Внекордильерский Восток, в основании которого лежит древняя платформа. Физико-географические страны выделяются на основании единства геологической истории, общности структуры, крупных черт рельефа и климата (например, Фенноскандия, Японские острова, Гималаи, Амазония, Сахара). Внутри стран прослеживаются области, имеющие еще большую общность рельефа, климата и почвенно-растительного покрова (Скандинавские горы, Карпаты, Паданская равнина).

Как уже отмечалось, местные черты природных территориальных комплексов (ландшафтов) индивидуальны. Однако ландшафты подчиняются планетарному закону географической зональности, их зональные черты повторяются на разных материках. Каждому континенту присущи свои особенности географической зональности, но наиболее полный набор природных зон (от ледяных пустынь до экваториальных лесов) характерен лишь для Евразии.

В настоящее время на положение границ географических зон большое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека. Современное человечество, вооруженное мощной техникой, стало одним из важнейших факторов развития географической оболочки.

Масштабы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду стали поистине гигантскими. Из недр Земли ежегодно извлекается более 1000 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных материалов; вносится в почвы сельскохозяйственных угодий свыше 500 млн. т минеральных удобрений и около 3 млн. т ядохимикатов, 1/3 которых смывается поверхностными стоками в водоемы или задерживается в атмосфере.

Хозяйственная деятельность человека вызвала существенное изменение воздушной оболочки. Ежегодно в атмосферу в результате сжигания топлива добавляется до 20 млрд. т диоксида углерода, что примерно в 3000—6000 раз больше, чем выдыхает все человечество. Значительно возросло в атмосфере содержание сажи, пыли, насыщенной токсичными металлами, например свинцом и кадмием. Серьезной проблемой становится загрязнение атмосферы соединениями серы. Во влажном воздухе диоксид серы образует серную кислоту, которая с дождями выпадает на землю. Кислотные дожди стали настоящим бедствием стран Западной Европы и Северной Америки.

Под влиянием хозяйственной деятельности человека большим изменениям подверглись водные ресурсы земного шара. Резко возросло потребление воды на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые нужды. Общий суммарный водозабор в настоящее время составляет 3500 км3 в год (общий одновременный объем воды в реках земного шара — 1200 км3, а годовой сток — 32 тыс. км3). Темпы роста водопотребления оцениваются в среднем по земному шару в 5—6 %, а в отдельных странах — в 10—12%. Одновременно остро стоит проблема чистой воды. Ежегодно в реки сбрасывается до 160 км3 промышленных стоков, которые загрязняют 4000 км3 речных вод, или 12 % всего речного стока. Загрязнение является причиной сокращения водных ресурсов. Дефицит воды характерен не только для пустынных территорий, но также для высокоиндустриальных и высокоразвитых земледельческих стран, в которых наиболее активно водопотребление и наиболее интенсивно загрязнение. По данным ООН, недостаток пресной воды испытывают 47 стран мира. Все большую антропогенную нагрузку испытывают земельные ресурсы нашей планеты. Это обусловлено ростом народонаселения и техническим прогрессом. Площадь земельных ресурсов, приходящаяся на одного человека, ежегодно сокращается на 2 %, площадь продуктивных угодий — на 6—7 %. Сельскохозяйственные земли, с одной стороны, поглощаются распространяющимися урбанизированными территориями, с другой — разрушаются в ходе антропогенного опустынивания. Последний процесс может возникнуть в любых климатических районах как результат деградации природной среды. Но особенно активно он проявляется в аридных районах с легко разрушающимися экосистемами. Уничтожение растительности из-за чрезмерного выпаса скота либо вырубки деревьев и кустарников, нарушение почвенного покрова в результате дорожного, промышленного строительства и других видов хозяйственной деятельности многократно усиливают действие ветровой эрозии и дефляции.

Самые большие масштабы опустынивание приобрело в развивающихся странах, для которых характерен аридный климат, где сохраняются примитивно-традиционные методы землепользования и происходит быстрый рост населения. В результате деятельности человека в последней четверти XX века появилось свыше 9 млн. км2 пустынь, они охватили 43 % общей площади суши. Кроме того, еще 30 млн. км2 (почти 1/5 всей площади суши) находится под угрозой опустынивания. С этой проблемой сталкивается свыше 100 государств.

В состоянии деградации находятся такие горные системы, как Гималаи, Анды и Восточно-Африканское нагорье. Усиление антропогенного воздействия выражается здесь во всевозрастающем уничтожении лесов и другой растительности, использовании деревьев в качестве топлива, распашке, производящейся на все более крутых склонах, а также перегрузке высокогорных пастбищ при выпасе скота. Все это ведет к эрозии почв, оползням, наводнениям.

Массовое сведение лесов — одна из самых сложных глобальных проблем современности. Если 1,5—3 тыс. лет назад лесистость суши составляла 47 %, то к настоящему времени она сократилась до 26 %• Только за последние 200 лет лесистость уменьшилась в 2 раза. До середины XX века в основном сводились леса умеренного пояса, в настоящее время происходит массовое уничтожение древесной растительности в экваториальном и субэкваториальном поясах, экосистемы которых отличаются гораздо меньшей устойчивостью. Тропические дождевые леса вырубаются со скоростью ПО тыс. км2 в год. При таких темпах леса этой категории исчезнут в течение ближайших 85 лет.

Уничтожение влажнотропических лесов означало бы резкое сокращение объемов процесса фотосинтеза на планете, уменьшение поступления кислорода и увеличение содержания углекислого газа, повышение температуры воздуха, снижение объемов влагооборота и, наконец, безвозвратное уничтожение богатейшего генофонда растений и животных.

Не меньшие изменения претерпел животный мир. За последние 400 лет было уничтожено более 500 видов млекопитающих и птиц, под угрозой истребления находится еще около 600 видов. Таким образом, уничтожение животных и растений, загрязнение окружающей среды, разрушение экосистем достигли в наши дни угрожающих масштабов. Все чаще в мировой печати поднимаются вопросы о надвигающемся экологическом кризисе. Буржуазная наука пытается найти некие всеобщие «надклассовые» причины этого явления, объявить его глобальным и неизбежным для всего мира. Одной из таких причин считается развитие научно-технической революции. Поэтому раздаются призывы приостановить научно-технический прогресс, иначе неизбежна «экологическая катастрофа». Такие взгляды основаны на беспочвенном отрицании возможности сознательного управления развитием науки и техники. В действительности же причиной ухудшения качества среды является не технический прогресс, а общественное устройство.

Капиталистические производственные отношения, безудержная погоня за прибылями и сверхприбылями, игнорирование природоохранных принципов обусловливают стихийность и неуправляемость воздействия на окружающую среду. В результате не только истощаются естественные ресурсы, но и ухудшаются экологические условия. Экологический кризис стал важной формой проявления общего кризиса государственно-монополистического капитализма.

В социалистических странах при общественной собственности на средства производства и плановом ведении хозяйства имеются практические возможности для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Страны социалистического содружества предпринимают совместные изыскания по проблемам рационального природопользования. С этой целью в Комитете СЭВ создан специальный Совет по вопросам охраны и улучшения окружающей среды.

Успешное решение проблем охраны природы возможно при объединении усилий всех стран для осуществления международного сотрудничества в этом вопросе. В настоящее время большие работы ведутся в рамках ООН специализированными международными организациями по особым программам (Научный комитет по проблемам окружающей среды, Программа ООН па окружающей среде, Международный союз охраны природы и природных ресурсов и др.). Успешное решение проблем возможно лишь в условиях мирного сосуществования. Только мир на Земле является предпосылкой сохранения природы для будущих поколений.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*