Чтение топографической карт

Чтение топографической карт

Учебные и воспитательные цели.

 

1. Научить курсантов читать по карте рельеф местности, определять типовые формы рельефа и формы скатов, изображенных горизонталями на карте.

2. Тренировать обучаемых в нанесении на топографическую карту условных знаков.

3. Научить курсантов измерять расстояния по топографической карте и определять площади отдельных участков местности.

4. Воспитывать у курсантов чувство ответственности за правильность выполнения практических работ по измерению расстояний и определению площадей участков местности по карте.

5. В процессе проведения занятия воспитывать у курсантов чувство ответственности за правильность определения и нанесения объектов и координат.

 

Время: 2 часа (80 мин.)

Место: аудитория по расписанию

Метод: групповое занятие.

 

Учебно – материальное обеспечение

 

1. Литература: Псарев А.А. «Военная топография», изд. 1986 г. гл. 4 п.п. 4.1-4.4, стр. 87 - 102.

2. Сборник «Условные знаки топографических карт».

3. Плакаты «Сущность изображения рельефа горизонталями», «Виды горизонталей»

4. Комплект учебных топографических карт различных масштабов.

5. Каждому курсанту иметь (офицерскую линейку, резинку, циркуль – измеритель, карандаши простые, курвиметр, линейки поперечного масштаба).

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия

Подготовка преподавателя к занятию.

Преподаватель готовясь к занятию обязан:

изучить и уяснить учебные вопросы темы и их связь с ранее изученными темами;

изучить настоящую методическую разработку и указанную в ней литературу;

составить план проведения занятия и представить его на утверждение начальнику цикла;

подготовить и проверить наглядные пособия, топографические карты и т. д., в соответствии с разделом «Учебно-материальное обеспечение» настоящей методической разработки.

Методика проведения занятия

1. Во вступительной части занятия принять доклад заместителя командира взвода или дежурного по учебному взводу, объявить тему занятия, цель занятия и учебные вопросы.

2. Проверить наличие конспектов, приступить к письменной проверке (летучке) материала по теме предыдущего занятия.

3. При рассмотрении первого учебного вопроса повторить определение масштаба карты и на практических примерах показать, что расстояния на карте измеряют, пользуясь обычно численным или линейным масштабом.

На практических примерах показать способы определения площадей, для чего использовать прозрачные палетки. Рассказать об источниках ошибок на топографических картах и о точности измерения расстояний и определения площадей, что зависит в первую очередь от масштаба топографических карт.

4. Довести способы определения дирекционных углов, их начало отсчета и переходы от дирекционного к геодезическому азимуту и магнитному азимуту.

Рассказать об источниках ошибок, допускаемых курсантами, при измерении дирекционных углов по карте.

5. При объяснении материала занятия пользоваться не только плакатами, но и выполнять чертежи, используя классную доску.

6. Провести практическую работу по определению, по горизонталям карты, границ подъемов и спусков. Необходимо обратить внимание курсантов, что эти границы, как правило, совпадают с характерными точками и линиями рельефа (вершинами, седловинами, водоразделами, водосливами) к нахождению которых по существу и сводится данная работа.

7. По каждому практическому заданию курсанты выполняют упражнение на картах различных масштабов. Перед выполнением задания показать методику проведения измерений, обратив особое внимание на специфические ошибки, возможные при производстве работ.

8. На занятии необходимо тренировать курсантов в быстром и точном определении характеристик рельефа.

9. В заключительной части сделать вывод о важности изучаемой темы, повторить учебные вопросы, рассмотренные на занятии, оценить работу взвода, выставить оценки, дать задание на самоподготовку.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Организация занятия   -   3 мин.

Проверить по списку в журнале присутствие студентов и наличие материального обеспечения на занятии.

Контрольный опрос   -   10 мин.

Провести опрос по прошедшим темам.

 

I. Вступительная часть   -   2 мин.

Довести тему, учебные цели и вопросы занятия.

II. Основная часть – 60 мин.

1. Нанесение условных топографических знаков на карту.

Масштабы карт и пользование ими.

Определение по карте расстояний и площадей.

Точность определения расстояний по карте. Поправка в длину маршрута.

Способы измерения углов по карте.

Переход от магнитного азимута к дирекционному углу и наоборот.

2. Определение расстояний, высот, крутизны скатов.

Построение профиля и определение взаимной видимости.

Определение полей видимости (невидимости).

Определение крутизны скатов.

III. Заключительная часть          -  5 мин.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*