Правила работы с топографическими картами
Содержание:
↑ Правила работы с топографическими картами
Учебные и воспитательные цели:
1. Дать понятие о условных знаках топографических карт.
2. Привить первоначальные навыки чтения топографических карт.
3. Дать практические навыки в использовании масштабов.
4. Ознакомить со способами определения расстояний по топографической карте.
5. Научить курсантов измерять расстояния по топографической карте и определять площади отдельных участков местности.
6. Воспитывать у курсантов чувство ответственности за правильность выполнения практических работ по измерению расстояний и определению площадей участков местности по карте.
7. В ходе занятия воспитывать у курсантов внимательность и способность к анализу получаемой информации, развивать логическое мышление.
Время: 2 часа (80 мин.).
Место: аудитория по расписанию.
Метод: лекция.
↑ Учебно-материальное обеспечение:
1.Литература: Псарев А.А. «Военная топография», изд. 1986 г. стр.109-139 и приложение 2, стр. ХI-ХХХIХ;
2. Справочник «Условные знаки топографических карт»;
3. Плакаты «Топографические условные знаки »;
4. Комплект учебных топографических карт различных масштабов;
5. Персональный компьютер, мультимедийный проектор;
6. Циркули-измерители, хордоугломеры, простые карандаши, офицерские линейки.
↑ Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия.
Подготовка преподавателя к занятию.
Преподаватель, готовясь к занятию, обязан:
изучить и уяснить учебные вопросы темы и их связь с ранее изученными темами;
изучить настоящую методическую разработку и указанную в ней литературу;
составить план проведения занятия и представить его на утверждение начальнику цикла;
подготовить и проверить наглядные пособия, топографические карты и т. д., в соответствии с разделом «Учебно-материальное обеспечение» настоящей методической разработки.
↑ Методика проведения занятия
После вводной части с целью проверки усвоения пройденного материала по предыдущей теме в течении 8-10 минут провести контрольный опрос. С этой целью раздать обучаемым задания, объявить порядок выполнения его. После окончания времени на контрольную летучку собрать ответы у обучаемых и приступить к изложению материала по теме занятия.
По первому учебному вопросу рассказать о том, что представляют собой топографические условные знаки и на какие основные группы подразделяются все местные предметы при изображении их на топографических картах. Указать, что для каждой группы местных предметов установлена своя система условных обозначений.
Подробно охарактеризовать каждый вид условных знаков, сопровождая рассказ чертежами на доске и демонстрируя их на плакатах и непосредственно на картах.
Объясняя внемасштабные условные знаки, потребовать от обучаемых вычертить в своих конспектах условные знаки, отметить их главные точки, которые необходимо учитывать при измерении расстояний и координат.
Кратко рассказать о цветовом оформлении карт. Показать на плакатах и картах.
Довести до обучаемых, что наряду с условными знаками на картах применяются подписи и цифровые обозначения. При этом используются полные и сокращенные подписи, указать в каких случаях. Показать примеры на картах различных масштабов.
Объяснить для какой цели применяются цифровые обозначения и подтвердить это различными примерами на картах.
Вкратце рассказать о цветовом оформлении карт. Показать на плакатах и топографических картах.
Далее рассказать, что наряду с условными знаками на картах применяются подписи и цифровые обозначения. При этом используются полные и сокращенные подписи, указать в каких случаях. Показать примеры на картах различных масштабов. Самая лучшая
Объяснить, для какой цели применяются цифровые обозначения и подтвердить различными примерами на картах.
При обучении чтению карты преподавателю следует добиваться того, чтобы обучаемые рассматривали изображение местных предметов и рельефа не изолированно друг от друга, а во всей их совокупности и связи, так как только таким образом можно составить полное представление о всем участке в целом. Цель будет достигнута, если у обучаемых выработается умение ‘переносить’ пространство с карты на местность и обратно с местности на карту. Развивая таким образом мышление обучаемых в в процессе чтения карты нельзя забывать, что оно должно базироваться на твердом знании условных знаков.
Для детального изучения местности необходимо раскрыть алгоритм определения качественных и количественных характеристик местных предметов в процессе чтения карты.
Рассматривая вместе с обучаемыми примеры по каждому местному предмету, объяснить последовательность изучения качественных и количественных характеристик.
В качестве примера для самостоятельной работы обучаемым можно предложить на тактическом фоне дать ответ по оценке местности по карте масштаба 1:50 000.
При рассмотрении второго учебного вопроса повторить определение масштаба карты и на практических примерах показать, что расстояния на карте измеряют, пользуясь обычно численным или линейным масштабом.
На практических примерах показать способы определения площадей, для чего использовать прозрачные палетки. Рассказать об источниках ошибок на топографических картах и о точности измерения расстояний и определения площадей, что зависит в первую очередь от масштаба топографических карт.
Методические указания по заключительной части.
Напомнить цель занятия и сделать вывод по теме занятия. Отметить важность данного занятия и приобретенных навыков для дальнейшего практического использования как в процессе обучения по военным дисциплинам, так и в будущем при выполнении своих обязанностей в качестве командира. Оценить работу курсантов и объявить оценки. Объявить задание на самоподготовку, ответить на вопросы курсантов.
↑ Ключевые определения:
При создании топографических карт, спроецированные на уровенную поверхность линейные размеры всех объектов местности уменьшают в определенное количество раз. Степень такого уменьшения называется масштабом карты. Масштаб карты может быть выражен в численной форме (численный масштаб) или в графической (линейный, поперечный масштабы), в виде графика.
Это облегчает процесс измерения расстояний, так как не требуется производить вычисления.
Поперечный масштаб – это специальный график, выгравированный на металлической пластинке. Построение его основано на пропорциональности отрезков параллельных линий, пересекающих стороны угла.
↑ Условные знаки топографических карт
Требования к условным знакам топографических карт. Условные знаки представляют собой систему графических обозначений предназначенных для наглядного изображения местности в заданном масштабе и передачи различных характеристик ее элементов.
С помощью условных знаков на карте показываются объекты местности, не выражающиеся в ее масштабе, но имеющие важное значение, а также выделяются главные объекты среди второстепенных.
Одним из преимуществ наших топографических карт перед картами других государств является их преимущество по полноте содержания (например, на топографических картах Республики Беларусь условных знаков примерно в два раза больше, чем на картах США).
Условные знаки должны быть:
хорошо различимыми между собой, наглядными и выразительными;
содержательными;
стандартными;
экономичными, красивыми и изящными.
Изучение местности всегда начинается с изучения топографической карты покрываемой эту местность. Топографическая карта является постоянным спутником и путеводителем командиров всех степеней и основным средством предварительного изучения местности.
Поэтому значение условных знаков, применяемых при изображении местных предметов на топографических картах, определяет умение офицеров читать топографическую карту и производить оценку местности в интересах выполняемой подразделением боевой задачи.
Преподаватель, указывая квадрат координатной сетки, объявляет и показывает на карте примеры изображения местных предметов по видам условных знаков.
Карта масштаба 1:50 000 У-42-85-А.
Масштабные условные знаки:
массив леса (4412, 3914), река Истра, лес Ахмовар и т.д.
Внемасштабные условные знаки:
паромная переправа (3606), геодезический пункт с отметкой 174,3 (3909), хутор Могилы (4907).
Пояснительные условные знаки:
Характеристика леса (4908), скорость течения реки и ее название (4202), характеристика моста (4715), характеристика автодороги (4007), характеристика населенного пункта Зудна (4902) и т.д.
Зеленым цветом изображаются лесные массивы, сады, виноградники, полезащитные насаждения (выражающиеся в масштабе карты), заросли кустарников.
Синим или голубым (бирюзовым) цветом изображаются моря, реки, озера, колодцы, водоисточники, болота, солончаки, ледники, а также цифры и знаки, обозначающие ширину и глубину рек, водопадов, пороги, причалы и др.
Коричневым цветом изображается рельеф и его элементы (горизонтали, скалы, обрывы, овраги, осыпи, промоины, а также условные знаки береговых валов, сухих русел рек, каменистых россыпей, галечников, песков).
Черным цветом изображаются местные предметы, дорожная сеть, контуры, пояснительные подписи, цифровые характеристики, кроме рельефа и гидрографии.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ