Прямые дешифровачные признаки. Часть 3

Прямые дешифровачные признаки. Часть 3

Размеры объёмных объектов более правильно воспринимаются и оцениваются только при стереоскопическом рассматривании. Размер изображения объекта зависит от масштаба аэроснимка. Предельные возможности каждого масштаба определяются в основном разрешающей способностью аэроплёнки, объектива АФА, фотобумаги и человеческого глаза.

Разрешающая способность аэроснимков в среднем составляет      10 – 12 лин/мм. Это определяет размеры разрешающей детали на аэроснимках - 0,5 мм. Отсюда же следует, что минимальные размеры объектов, которые могут изображаться на аэроснимках, равны для масштаба 1:50 000 - около 5 м; масштаба - 1 :10 000 - 1 м.

Разрешающая способность глаза равна примерно 5 лин/мм, что в два раза ниже разрешающей способности аэроснимков. Поэтому при дешифрировании аэрофотоснимков прибегают к увеличительным приборам или же к увеличению аэроснимков до четырёх раз не теряя информативности.

Минимальные размеры объектов могут колебаться в зависимости от оптического контраста и формы объектов. Различают три порога восприятия:

а) порог нераздельного видения: ему соответствуют масштабы аэроснимков, в которых структурные объекты воспринимаются нераздельно и не могут быть расчленены на элементы;

б) порог раздельного видения: ему соответствуют масштабы аэроснимков, в которых элементы сложных объектов уже различаются, но ещё не могут быть опознаны.

в) порог восприятия формы: ему соответствуют оптимальные масштабы аэроснимков, в которых объекты опознаются по форме.

Рисунок фотоизображения является одним из важнейших прямых дешифровочных признаков для распознавания различных ландшафтов, который на аэрофотоснимках формируется в результате сочетания ряда прямых признаков - тона или цвета фотоизображения, формы и размера объектов. Д.М. Кудрицкий (1956) впервые ввёл понятие комплексного дешифровочного признака, которое включает сочетание прямых и косвенных дешифровочных признаков. Однако, к комплексным признакам следует отнести сочетания и прямых признаков, среди них: соотношение площадей, занятых различными объектами, число и соотношение объектов различных размеров, пространственное распределение объектов, сочетание и видоизменение форм отдельных объектов, сочетание и изменение тонов изображения, характер границ между объектами и комплексами и др.

Характер рисунка фотоизображения тесно связан с физико-географическими условиями изучаемой территории. В нём отражаются внутренние связи между компонентами ландшафта (рельеф, почва, растительность), а также их генезис и морфология.

Для характеристики рисунка изображения используются такие понятия как структура и текстура изображения. Различные авторы в них вкладывают различный смысл. Мы остановимся на определении Л.Е.Смирнова (1975), где под структурой следует понимать набор форм, размеров, тонов или цветов и цветовых оттенков, участвующих в построении рисунка. А текстура даёт представление о пространственном расположении элементов структуры и их взаимном сочетании.

Структура выделяется тональная или цветовая и геометрическая (контурная). Контурность всегда сопутствует тональной структуре, хотя структура может быть практически бесконтурной.

Следует различать рисунок фотоизображения какой-то территории и её ландшафтный рисунок, так как между ними имеются различия. Ландшафтный рисунок фотоизображения на аэроснимках формируется из фотоизображения отдельных элементов ландшафта, в то же время на рисунок фотоизображения аэрокосмического снимка оказывают влияние и такие факторы, как погодные и технические условия съёмки, время суток и сезон съёмки, процесс обработки, светотеневая мозаика крон растительности, а также хозяйственная деятельность человека.

По определению А.С. Викторова (1986), ландшафтным рисунком территории называется пространственная мозаика, которую образуют на земной поверхности участки, соответствующие развитым на этой территории природным территориальным комплексам (ПТК) или микрообразованиям комплексного характера. Непосредственная связь характера рисунка изображения с ландшафтами позволяет называть комплексные признаки прямыми ландшафтными признаками.

Рисунок фотоизображения ландшафтов отличается своей сложностью и закономерным повторением мозаики. Объекты, расположение которых на первый взгляд кажется беспорядочным, в реальности образуют на аэрокосмических снимках правильные, закономерно построенные и разнообразные узоры. Каждому природно-территориальному комплексу соответствует определённый рисунок, передающий его морфологические особенности. Наличие большого разнообразия рисунков фотоизображения привело к необходимости проведения их систематизации. Первые попытки в данном вопросе были сделаны Н.С. Подобедовым (1962) и Л.А. Богомоловым (1963). Более детальная классификация рисунков аэрокосмических изображений для географических целей была выполнена Л.Е. Смирновым (1975), в основу которой были положены такие исходные элементы изображения, как точка (пятно) и линия (полоса). Всего было выделено пять групп рисунков фотоизображения (цепочная, регулярная, мозаичная, линейная, слошная-полосчатая), каждая из которых подразделяется на отдельные виды рисунков.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*