Воздействие человеческого общества на природу географических зон

Воздействие человеческого общества на природу географических зон

Основные задачи общества в преобразовании природы

В задачу данной главы входит показать роль и значение антропогенного фактора в формировании природы современных географических зон Евразии.

О возможности и необходимости воздействия человека на природу, о ее преобразовании в интересах человеческого общества писали многие русские географы, среди которых А.И. Воейков (1894) и В.В. Докучаев много лет назад показали правильный путь преобразования природы — воздействие не на один какой-либо компонент природы, а на весь ландшафтный комплекс. В.В. Докучаев неоднократно указывал, что при изучении природных факторов и особенно при овладении ими необходимо всегда иметь в виду всю единую, цельную и нераздельную природу, а не разрозненные ее части.

Указания прогрессивных ученых на возможность преобразования природы оставались в условиях дореволюционной России простыми пожеланиями, далекими от реализации. А.А. Измаильский (1937), настаивавший вместе с В.В. Докучаевым на облесении и обводнении степей, писал о том, что несравненно раньше, чем силами частной предприимчивости наши степи будут достаточно обводнены и облесены, они успеют превратиться в бесплодную пустыню. Социальные и материально-технические предпосылки для успешного преобразования природы появились лишь после Октябрьской революции, когда за довольно короткое время в бывшем Союзе была проделана огромная работа по преобразованию природы:

а) осушению заболоченных земель,

б) регулированию стока рек,

в) залесению степей,

г) закреплению оврагов,

д) закреплению развеваемых песков,

е) реконструкции фауны.

Особенно велико значение вопросов преобразования природы для развития сельского хозяйства России и стран СНГ, перед которым стояла задача в ближайшие годы резко увеличить общий объем продукции, развить орошение в засушливые зонах и осушение заболоченных земель, усилить развитие полезащитного лесонасаждения и строительства водоемов; уделить огромное внимание на усиление мер по борьбе с водной и ветровой эрозией почв.

Перечисленное выше было направлено на весьма существенное и в определенной мере коренное преобразование природы географических зон. Успешное выполнение этой грандиозной задачи требовало глубоких и всесторонних знаний о природе географических зон, осознания человеком значения тех физико-географических процессов, которые играют ведущую роль в формировании ландшафта географических зон, и в первую очередь таких процессов, как тепловой и водный режим земной поверхности, его роль в динамике природных процессов и, методы преобразования для практических целей и др. (Герасимов, 1956, 1967) 

Конечной целью исследований по этой проблеме являлось (Мильков, 1967:

— построение синтетической теории формирования природных зон и ландшафтов;

— обоснование новых принципов физико-географического районирования;

— создание новых генетических методов физико-географического изучения и описания .территорий;

— путем создания стационарных (мониторинговых) исследований увязать региональные изменения теплового н водного балансов с эрозионными (денудационными) и почвообразовательными процессами, а также с развитием растительности.

Теоретическая и практическая важность выдвинутых задач была очевидна, поскольку балансы тепла и влаги лежат в основе всех физико-географических процессов, совершающихся в ландшафтной сфере, и изучение их в зональном аспекте позволило бы научно обосновать для каждой географической зоны необходимую систему мелиорации — мероприятий по преобразованию природы в желательном для нужд развитого хозяйства направлении.

Значительная часть мероприятий по преобразованию природы направлена к повышению биологической продуктивности существующих ландшафтов, в особенности к росту вывода растительной массы на единицу площади. Задача эта оказывается очень сложной, так как биологическая продуктивность ландшафтов зависит от большого числа тесно взаимодействующих факторов. Помимо этого, большое и все возрастающее значение имели мероприятия по преобразованию природной среды в интересах промышленного, дорожного, жилищно-курортного строительства, в медико-санитарных целях и т. д.

Тем не менее, мичуринские слова «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее — наша задача» человек использовал на благо себе в наибольшем своем объеме. Кратко пути преобразования природы некоторых географических зон, важных в сельскохозяйственном отношении, представляются в следующем обобщенном виде.

Арктическая, субарктическая, тундровая и лесотундровая зоны

Север Евразии, расположенный в пределах арктической, субарктической, тундровой и лесотундровой зон, заселен человеком позднее, чем территория средней полосы и юга и до сих пор характеризуется относительно слабой хозяйственной освоенностью. Тем не менее современные ландшафты этих зон во многом обусловлены вмешательством человека. Воздействие человека на природу этих природных зон заметнее всего проявилось на животном мире и растительности.

Под влиянием охоты в арктической, субарктической, тундровой и лесотундровой зонах произошло сокращение численности промысловых животных. Северный олень — типичное животное тундровой зоны — в европейских тундрах в диком состоянии в настоящее время встречается редко. Почти истреблен в Баренцевом море морж, долгое время служивший здесь объектом неограниченного промысла. Вымирающим зверем Арктики становится белый медведь. В европейской части Арктики он известен только на Земле Франца-Иосифа и северо-восточном побережье Северного острова Новой Земли. Предположительно считают, что весной в Арктике обитает сейчас всего 5-8 тысяч белых медведей (Успенский, 1961).

Большие изменения внес человек в растительный покров тундр. В результате пастьбы домашних северных оленей во многих местах тундр сильно нарушен или даже уничтожен лишайниковый покров. Если еще в начале XIX столетия, по свидетельству путешественников того времени, припечерские тундры были почти сплошь покрыты лишайниками, то уже к концу ХХ в. эти районы обладали ничтожными их запасами. За последние 50 лет покрытие лишайниками в лишайниковых тундрах, расположенных на северном Канине и Тимане, сократилось с 50-60% до 20-30%» (Андреев, 1950). При усиленной пастьбе домашних оленей помимо лишайников страдают кустарнички и мхи, происходит олуговение тундрового растительного покрова.

Не менее сильно пострадал от человека лес на северной границе своего распространения. С давнего времени человек беспощадно истреблял лесотундровые редколесья, употребляя древесину на топливо и строительные цели. Большой вред древесному подросту нанесли также стада домашних оленей. Вследствие затрудненного лесовозобновления в тундре и лесотундре, многие лесные острова на севере, будучи сведенными человеком, окончательно исчезли. В связи с этим есть все основания утверждать, что современная северная граница лесотундровых редколесий, а следовательно, и северная граница лесотундровой зоны, является в значительной мере границей не природной, а антропогенной. Отступление северной границы редколесий на юг под влиянием деятельности человека отмечают многие исследователи (Мильков, 1967).

Следует отметить, что антропогенный фактор во взаимоотношениях тундры и леса в настоящее время получает решающее значение, подавляя существующую в природе тенденцию к наступлению леса на тундру. Природная тенденция к наступлению леса на тундру установлена в европейских, сибирских и северо-американских тундрах. И тем не менее, вопреки естественному движению лесной границы к северу, она под напором топора и пилы катастрофически отступает на юг (Тихомиров, 1956).

Вблизи населенных пунктов в тундровой и лесотундровой зонах резко активизировались процессы современной овражной эрозии, в целом мало характерные для естественных ландшафтов Севера. Так, в г. Салехарде быстро растущие свежие овраги стали серьезной угрозой для городского транспорта, в то время как в нетронутой тундре, окружающей город, свежих эрозионных размывов нет совсем (Косов, 1962).

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*