Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество и правовое государство
Эволюция государства неизбежно приведет к становлению и развитию на определенном этапе (в зависимости от конкретно-исторических условий) правового государства. Но функционирование правового государства невозможно без развитого гражданского общества, понятие Которого хотя по своей древности не уступает понятиям «власть» и «политика», но в отличие от них слабо изучено.
Впервые проблему гражданского общества начал исследовать Платон, который в отличие от «политического государства» выделил «гражданское общество», т.е. ту сферу, которая служит для удовлетворения потребностей граждан. Вслед за ним и Аристотель разделяет государство и гражданское общество. Подобные взгляды в Древнем Риме развивает Цицерон, который кроме этого дал первое, дошедшее до нас, определение правового государства. Однако лишь в XV—XVII вв. появляются первые систематизированные теоретические исследования гражданского общества, в которых довольно четко разделяются гражданское общество и государство.
Так, Н.Макиавелли различает гражданское общество и государство, прежде всего, в соотношениях политики и нравственности, считая политические отношения безнравственными. По его мнению, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. У Т.Гоббса разделение государства и гражданского общества не всегда последовательно. Называя государство Левиафаном, подчиняющим себе все и вся, он подчеркивает, что государство не связано гражданскими законами, обычаями и отделено от гражданского общества. Дж.Локк активно отстаивает примат гражданского общества, основой которого является собственность, перед государством. Государство, в отличие от гражданского общества, возникает на определенном этапе развития гражданского общества и отмирает, когда отпадает в нем необходимость. Ж.-Ж.Руссо характеризует гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора и его сущность заключается в согласовании повиновения и свободы. Ш.-Л.Монтескье считает гражданское общество результатом длительного исторического развития. Государство и гражданское .общество не тождественны друг другу, но и не могут существовать друг без друга, т.к. ликвидация одной стороны приводит к серьезным социальным потрясениям. Поэтому гражданское общество является важнейшей гарантией от произвола и диктатуры. Кроме этого, Монтескье различал законы гражданские и государственные. Просмотрев
Принципиально новый подход к пониманию сущности гражданского общества предложил Г.В.Ф.Гегель. Он подчеркивает самостоятельность существования гражданского общества и государства. Государство выражает всеобщую волю граждан, а гражданское общество — это сфера реализации личных интересов отдельных граждан, причем они оба могут существовать лишь при развитой социальной структуре общества. Но так как гражданское общество не в состоянии справиться с внутренними конфликтами в обществе, оно вынуждено прибегать к государственно-правовому их урегулированию.
Следующий этап связан с политическими воззрениями А. де Токвиля. Он признает необходимость сильных государственных институтов, но для препятствия злоупотреблению властью необходимо создание различных противовесов. Создание гражданского общества, самоорганизуемого и независимого от государства, позволяет избежать этой опасности и дает возможность развития демократии.
Современная политическая наука предлагает множество различных подходов к пониманию сущности данного понятия, каждый из которых имеет право на существование и отражает различные его стороны. В целом можно сказать, что гражданское общество - это система негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, через которые проявляются и осуществляются их личные интересы и потребности и которые создают совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейный, национальных, духовных, религиозных и т.д.). В отличие от государства, которое является вертикальной (иерархической) структурой, гражданское общество представляет собой все горизонтальные структуры, находящиеся между личностью и государством.
Будучи независимым от государства, гражданское общество не может существовать без взаимосвязи с ним. Имея различные области реализации, они, тем не менее, включают ряд общих структурных элементов. Например, политические партии или общественные организации не только соприкасаются с обеими сферами, но и связывают их.
Возникновение гражданского общества связано с практической невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение формальных принципов общественной организации с реальным общественным процессом. Это объективное несоответствие, т.к. формальные принципы стабильны, а жизнь изменчива. Кроме того, возникновение гражданского общества обусловлено наличием особой сферы реализации интересов граждан, отличной от государственной.
Структуру гражданского общества целесообразно определять в соответствии с основными Сферами его функционирования:
1. Экономическая сфера: негосударственное предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные, общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.
2. Социально-политическая сфера: политические партии, общественные организации и движения, органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах, механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов, негосударственные средства массовой информации, семья, ассоциации по интересам, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан, научные ассоциации.
3. Духовная сфера предполагает свободу совести, слова, мысли, реальные возможности публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость от государственных и политических структур творческих, научных и других объединений.
Характерной чертой структуры гражданского общества является то, что оно не имеет политической организации, направленной на захват власти. Все элементы гражданского общества не являются в этом смысле политическими. А политическая организация в рамках гражданского общества реализуется в форме всеобщего избирательного права.
Основные функции гражданского общества определяют его роль и взаимоотношения с государством и состоят в следующем: развитие демократических основ политической и всей общественной жизни, ограничение деятельности государства решением только политико-правовых вопросов; обеспечение реализации прав и свобод граждан, выработка гарантий против установления тоталитарного режима; обеспечение поступательного развития цивилизованного общества; разрешение социальных противоречий на основе консенсуса и соглашений; свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах; всемерная защита гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций.
Правовое государство и гражданское общество формируются совместно. И если гражданское общество, хотя бы и в ограниченном виде, может существовать без правового государства, то правовое государство с необходимостью предполагает наличие гражданского общества.
Идея правового государства возникла еще в античности, дополнялась в более поздние эпохи. Но в целом понимание сущности правового государства всегда сводилось к господству права, верховенству и равенству закона для всех членов данного общества.
Поэтому можно сказать: правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и их эффективное взаимодействие и взаимный контроль, развитый социальный контроль политики и власти. Иначе говоря, правовое государство — это государство, деятельность которого всецело подчиняется установленному демократическим путем закону.
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов. Только при их легитимности, законности, общепризнанности обществом появляется реальная возможность соблюдения законов обществом и государством. Правовое государство основывается на следующих принципах:
1)правового равенства, т.е. формальной независимости друг от друга субъектов права и правовой формы отношений,
2) признания и гарантирования формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина,
3) разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, исключающего монополизацию власти в руках одного лица или органа.
Отечественная политическая наука определяет сущность правового государства следующим образом:
Правовое государство — это государство:
1) которое провозглашает и на практике познает, что оно и все его органы и должностные лица связаны правом, т.е. действуют строго на основе и во исполнение законов;
2) где законы регулируют наиболее важные общественные отношения и где обеспечивается их верховенство над всеми другими нормативными актами;
3) которое проявляет постоянную заботу о расширении и обогащении содержания прав и свобод личности, об их надежности и последовательности реализации;
4) где обеспечивается широта и надежная защищенность прав всех участников общественных отношений, имеется действенный механизм разрешения всякого рода правовых споров и конфликтов;
5) в котором не только граждане и организации несут ответственность перед государством, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность за свои действия перед гражданами.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ