Политические режимы
Содержание:
↑ Политические режимы
Политический режим включает в себя систему методов и способов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью.
Политический режим, конкретные формы его существования предопределяются тремя основами:
- экономической, в качестве которой выступает собственность на основные средства производства;
- политической, которой служит, прежде всего, государство, наделенное политической властью, устанавливающее и поддерживающее в обществе порядок в интересах господствующих социальных групп;
- идеологической, которая представляет собой определенную идейно-политическую доктрину, выражающую интересы господствующего класса и утверждающую в сознании людей мысль о целесообразности именно существующего социально-политического устройства. Эта обусловленность политического режима определяет его специфику и конкретные формы проявления.
↑ Типология политических режимов
Традиционным и общепризнанным критерием является различение политических режимов по степени и уровню развития их демократических основ.
Тоталитарный режим (или тоталитаризм) предполагает государственно-политическое устройство, характеризующееся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами, жизнедеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется одним центром (Х.Арендт).
Основными чертами тоталитарного политического режима можно назвать следующие:
- строго иерархическая вертикальная система управления обществом;
- огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни общества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;
- монополизация власти в руках одной партии, а точнее лидера этой партии (обычно харизматического типа);
- сращивание партий с государственным аппаратом (партия над государством);
- доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы; — жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управления;
- милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию;
- подавление личности, обезличивание человека, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное отчуждение личности от политики;
- отсутствие всех институтов гражданского общества; политических партий, массовых общественных организаций;
- ориентация на будущее, а не на настоящее, исторический нигилизм, стремление к тотальному переустройству общества, создание новой системы ценностей и формирование нового человека.
Эти общие черты тоталитарного режима имеют конкретные формы проявления.
Классическим примером тоталитарного режима являлись Германия, Италия в 30-40-е гг., Чили в начале 70-х гг. и т.д.
Тоталитарный режим может иметь различные формы своего проявления. И здесь можно говорить о фашистском, полуфашистском политических режимах. Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности основного носителя власти.
Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Германия, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократического политического режима (Чили). Современные западные политологи вводят даже понятие посттоталитарные режимы, т.е. размывание и ослабление основных его элементов.
Авторитарный политический режим (авторитаризм) — государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура. Можно говорить, что это своеобразная ступень к демократическому режиму. В развитии общества этот режим получил довольно широкое распространение. В современных условиях авторитарные режимы существуют во многих странах «третьего мира», получивших сравнительно недавно политическую независимость.
Характеристика сущности авторитарного режима может быть дана через выяснение его основных черт, к которым можно отнести следующие:
- исключительная концентрация власти в руках главы государства;
- широкое использование в политике методов насилия;
- отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейно-бытовую и т.д.);
- политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политический плюрализм;
- допускается возможность образования и деятельности политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;
- формально функционируют представительные органы власти, которые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;
- формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;
- государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господствующей (авторитарной) идеологии.
Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:
1) военный режим (военное правление), при котором армия превращается в господствующую социально-политическую силу, а власть сосредоточивается в руках группы военных, а точнее, их лидера. По сути этот режим приближается к военной диктатуре. Однако по мере стабилизации обстановки в стране допускается определенная политическая свобода. Подобный режим был характерен для стран Латинской Америки, Азии, Африки в 60-70-е годы;
2) однопартийный политический режим во многом схож с тоталитарным, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятельность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;
3) мгогопартийный, допускающий деятельность нескольких политических партий, но фактически сводящий ее к поддержке и оправданию политического курса государства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных фронтов — в поддержку правительства. Примером являются страны Восточной Европы до конца 80-х годов;
4) монархические режимы, но не современные европейские монархии, которые сохранили свое существование в рамках демократических политических режимов, а их ранние формы и современные монархии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко). Сильная единоличная власть опирается на полу-феодальные отношения и институты. Важной особенностью этих режимов является значительная роль церкви в государственном управлении, поэтому они иногда проявляются в форме клерикального режима (Пакистан);
5) популистские режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в определенной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе (режим Варгаса в Бразилии).
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устойчивостью, иногда успешно сочетая экономическое процветание с экономической стабильностью (Таиланд, Южная Корея, Сингапур). Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциацию отношений государства и общества, не претендует на всеобщность контроля, допускает некоторые элементы демократии.
Демократический политический режим представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основного социального носителя власти. Демократия означает власть народа, народовластие. Историю своего развития ведет с Древней Греции. В современном обществе это наиболее распространенный тип политического режима, что обусловлено тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества. Демократический политический режим существенно отличается от авторитарного и тоталитарного. Эти различия проявляются в его основных чертах, среди которых следует отметить следующие:
- реальное функционирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;
- наличие политико-правового порядка, при котором допускается легальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;
- формирование представительных органов власти на основе всеобщих выборов и обладающих широким кругом полномочий;
- экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;
- значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;
- многообразие политической деятельности индивидов и социальных групп, развитие плюрализма и гласности;
- осуществление контроля за деятельностью государства и его органов со стороны общества (народа), т.е. реальное участие народа в политике;
- свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;
- решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;
- равноправное функционирование форм непосредственной и представительной демократии;
- существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение свободы слова, печати;
- отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;
- преимущественное использование демократических методов правления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;
- наличие правового государства;
- реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.
По подсчетам современных западных политологов, сегодня около 60 стран могут считаться демократическими. Из них около 20 — так называемые «старые демократии», которые сформировались более тридцати лет назад, а остальные - «новые демократии», которые вступили на этот путь в 70-80-е годы.
Демократический политический режим традиционно существует в двух разновидностя: парламентском и президентском.
Парламентский режим — это такая форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, который обладает реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство и осуществлять контроль за правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парламентского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т.д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, (практически президент безвластен, т.к. вся его деятельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той политической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у власти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.
Так называемые «старые демократии» сохраняют монархию. А здесь монарх формально обладает определенными властными функциями: одобрение законов, роспуск парламента, назначение премьер-министра и т.д. Но практически все эти функции осуществляются чисто символически, т.к. монархия выступает здесь как резервный институт власти, лишь в определенной степени способный сохранить стабильность общества в условиях возможного политического кризиса.
Важное значение для понимания сущности парламентского режима имеет следующий момент. Контроль за деятельностью правительства осуществляется внутри самого парламента, прежде всего, со стороны депутатов оппозиционных партий. И смена правительства осуществляется при выражении ему вотума недоверия со стороны парламента.
Президентский режим — это такая форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.
Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования правительства перед парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а президенту и назначенному им правительству — исполнительно-распорядительная власть. Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выборах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламента, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительство является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это Создает определенные гарантии против узурпации власти со стороны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Аргентине и т.д.
Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.
Объективная закономерность развития общества, подчеркивающая повышение роли народных масс в политике, определяет неизбежность перехода к демократическому политическому устройству. Поэтому будущее принадлежит демократическому политическому режиму.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ