Особенности политической идеологии. Политика и власть. Политический статус личности
Содержание:
Особенности политической идеологии
1. Формирование политической идеологии всегда осуществляется целенаправленно и, как правило, специальной группой людей («идеологами»).
2. Кроме того, каждая идеология имеет свою организацию, свой тип пропаганды и другие формы идеологического воздействия на массы.
3. Политическая идеология закрепляется в виде тех или иных социально-политических теорий, доктрин, концепций, которые становятся конкретным воплощением идеолого-теоретического уровня политического сознания.
4. Для теоретического обоснования идеологии огромное значение имеет научный анализ политической действительности, который дает объективный, непредвзятый подход к осмыслению реальных политических процессов и явлений.
5. Подлинно научный анализ политики способствует выяснению объективных причин политических событий, разработке путей регулирования политических интересов в целях их постепенной и планомерной гармонизации.
Идеолого-теоретический уровень политического сознания играет мобилизующую функцию, способствует консолидации деятельности людей, придает ей определенную направленность. Именно на этом уровне разрабатываются прогнозы политического развития общества.
Идеология, как уже отмечалось, это систематизированная, упорядоченная совокупность идеалов, взглядов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которая выражает интересы определенных больших социальных групп, классов и других субъектов политики. Идеология как уровень общественного сознания отражает мировоззрение, умонастроение и жизненные позиции ее носителей. Политическая идеология отражает совокупность взглядов (и т.д.), но по отношению к политике и власти. Примерно с XVII в. начинается активное формирование политических идеологий. Политическая идеология традиционно институционально формируется в соответствующих политических группировках, союзах, партиях, движениях. Однако эта связь не является однозначной и застывшей, т.к. все эти объединения в ходе своей эволюции могут изменять свою идеологию.
Политическая (идейно-политическая) доктрина — это система взглядов, определяющих направления и цели действия в конкретно исторических условиях данной эпохи. Это своеобразное выражение идеологии языком конкретной политики. Политическая доктрина в обществе выполняет ряд специфических функций: агитационно-пропагандистскую, интеграционную и мобилизующую, директивную, культурно-воспитательную и т.д.
Политическая программа представляет собой доктрину, применяемую в конкретной ситуации, т.е. это изложение и конкретизация политической доктрины, разработка ее практической реализации в конкретных исторических условиях.
Идейно-политическая концепция является по своей сути системой взглядов, позиций, определяющей направления и цели действия в конкретных условиях по конкретным проблемам. Они предполагают в наибольшей степени персонифицированный подход и ограниченную сферу распространения.
Несмотря на огромное многообразие современных идейно-политических доктрин и концепций, они поддаются определенной систематизации в соответствии с их идеологическими основами.
↑ Политика и власть
Термин политика в переводе с греческого, как уже отмечалось, означает искусство управления государством, государственные или общественные дела.
Однако этимология этого слова не раскрывает его сущности. В действительности в наше время можно говорить о политике в широком смысле слова как общественном явлении и в узком — как теоретическом обосновании реальной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным является понимание политики как общественного явления.
Приступая к рассмотрению любой науки, обычно начинают с ее основополагающих понятий. Так, если для философии это материя и сознание, для политической экономии — способ производства, то для политологии таковыми являются политика и власть. Определение основополагающих понятий представляет определенную трудность, т.к. их нельзя определить через другие понятия данной науки. Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны общественной жизни, но не сводится ни к одной из них.
Кроме того, любая теория (марксистско-ленинская или буржуазная) интернациональна, всеобща по своему содержанию, по своей сути для всех стран и народов, выражающих ту или иную идеологию.
Не может быть она и «наднациональной». Она по своему глубинному содержанию, принципам и целям — интернациональна, а по форме — национальна, т.к. политическая борьба ведется, прежде всего, за разрешение социально-классовых противоречий в национальных границах государств. При проведении национальной политики необходимо учитывать ее интернациональное содержание.
Овладение диалектикой теории и политики является решающим условием успешной реализации политики в конкретных исторических условиях. Недооценка теории, нигилистическое отношение к ней в конечном итоге могут сбить с правильного политического курса и привести к тяжелым негативным последствиям и ошибкам в политике, в конкретных решениях тех или иных проблем. Теория сама по себе не может изменить мир, но она может указать пути и ориентиры его изменения. Вера во всесилие и всемогущество последней создает возможность для появления мнения, будто политика может все или почти все. Подобного рода суждения носят название «импровизированной политики». По существу все проявления субъективизма и волюнтаризма на любом уровне руководства и есть не что иное, как импровизация в политике, зачастую при словесном признании политической теории. Не менее опасна и другая крайность — переоценка теории, ее абсолютизация. Теория не может знать все наперед, даже коллективная мысль не может предугадать все детали будущих событий.
Как бы правильно ни была намечена политическая линия, ее успешное осуществление зависит от того, как она будет проведена в жизнь, т.е. от искусства политического руководства.
Само понятие власть может трактоваться очень широко по своему значению. Это и власть родителей над детьми, и власть государственная, и власть над природой и т.д. Власть всегда предполагает существование взаимозависимости, имеет универсальный характер, что обусловливает ее верховенство над всеми другими регуляторами общественной жизни. Она по своему существу может быть присуща только социальному субъекту. Властные отношения — это естественная и необходимая сфера общественных отношений. Власть — естественная функция любого человеческого сообщества, обеспечивающая его единство и возможность функционирования.
В самом широком смысле власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение, деятельность людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия и т.д.).
С усложнением структуры общества и возникновением противоположных социальных интересов власть становится выражением интересов одной или нескольких социальных групп. Начинается борьба за власть, т.е. борьба за господство своих социальных интересов и целей. Тем самым общественная власть трансформируется в политическую, субъектом которой выступает социальная группа или класс.
Дальнейшее отделение власти от общества приводит к тому, что она сосредотачивается в руках определенной группы лиц, занимающихся только управлением, т.е. возникает государство как основной субъект власти, и мы говорим о государственной власти. Государственная власть носит юридически-императивный характер и осуществляется через систему органов, отделившихся от общества и противостоящих ему.
Власть относительно самостоятельна по отношению к обществу, его экономическому базису, она может целенаправленно воздействовать на базис и способствовать его изменению.
Принято выделять следующие основные сущностные черты (или характеристики) власти:
1. Суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. Власть не может быть разделена между субъектами, занимающими различные политические позиции.
2. Авторитет власти, т. е. общепризнанное влияние субъекта части во всех сферах жизнедеятельности общества, которое выражается в том, что объекты власти готовы выполнять волю ее субъекта в силу признания легитимности власти. Авторитет власти может быть формальным и неформальным.
3. Волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности последовательно добиваться ее осуществления. Можно говорить о том, что сила воли определяет и силу власти.
4. Принудительный характер власти различными средствами, вплоть до применения насилия. В различных политических системах формы принуждения могут быть разными: насилие, убеждение, подчинение, приказание, господство и т.д. Диктатура выступает его высшей ступенью.
5. Всеобщность (или инклюзивность) власти означает ее функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах, способность проникать во все виды человеческой деятельности, а также распространенность на всю территорию, ей подвластную.
Перечисленные черты власти раскрывают ее сущность и роль в обществе. Говорить о наличии власти в обществе можно лишь при наличии совокупности этих черт. Отсутствие какой-либо одной черты приводит к кризису власти и затем соответственно к безвластию, а это в свою очередь неизбежно приводит к смене власти
Государственная власть — это высшая форма политической власти, осуществляемая специальным, обособленным от общества аппаратом управления в границах установленной территории, имеющая свою внутреннюю структуру и субординацию и обладающая средствами организованного и законодательно закрепленного насилия.
Важное место при рассмотрении сущности властных отношений занимает вопрос о принципах осуществления власти. Среди них можно назвать: централизм, демократический централизм, самоуправление. Централизм предусматривает одностороннее воздействие субъекта власти на ее объект. Централизованное воздействие по своему характеру может носить ограниченный и неограниченный характер. Это зависит от степени обратного воздействия на субъект властных отношений. Чем выше активность объекта в формировании власти, тем больше ограничений имеет централизованное управление. Традиционно централизм как принцип организации властных отношений связан с монархической формой правления, авторитарным и тоталитарным политическими режимами.
Демократический централизм для своей действенной реализации предполагает осуществление на практике следующих основных моментов: а) совместную выработку политических решений между субъектом и объектом власти (осуществление согласованных политических действий); б) централизованное регулирование властных отношений сверху, направленное на реализацию принятых демократическим путем решений (подчинение меньшинства большинству); в) наличие возможности обратного воздействия объекта на субъект властных отношений, что и придает централизму подлинно демократический характер (своеобразный контроль низших органов власти за высшими); г) выборность всех властных органов на основе принятого всеобщего избирательного права. Осуществление принципа демократического централизма возможно, только в условиях демократических политических режимов.
Самоуправление предполагает саморегуляцию общественным образованием своей жизнедеятельности. При этом можно говорить об организационном совпадении субъекта и объекта властных отношений, которое выражается в функционировании самоуправляемой системы, где происходит совмещение функций господства и функции подчинения. Реализация этого принципа на практике возможна лишь при устойчивой политической системе и довольно высоком уровне политической культуры общества.
↑ Политический статус личности
Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается.
По проблеме роли личности в истории сложилось два классических подхода. В одном из них преувеличивалась роль личности в общественном развитии, создавая ее культ. Сторонники второй, наоборот, считали, что личность не играет никакой самостоятельной роли, а лишь поступает в соответствии со сложившимися условиями. Оба эти подхода, выражая крайние позиции, не смогли раскрыть истинную роль личности в политике.
Личность является продуктом исторического развития. Ее политическое сознание формируется под влиянием социальной и политической действительности. Человек в своей деятельности может и оказывает обратное влияние на политический процесс, а познав его объективные закономерности, способен управлять этим процессом.
Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:
1. Материальные, сущность которых изложена в открытом К. Марксом законе развития человеческой истории о том, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т:19. — С.350-351). История убедительно доказала, что для нормальной политической деятельности человеку необходимо, прежде всего, достижение определенного уровня благосостояния.
Один из крупнейших американских политологов С.М.Липсет приходит к выводу, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования; более высокий уровень национального благосостояния служит необходимой базой для более высокой профессиональной подготовки управленческих кадров.
2. Социально-культурные предпосылки, к которым относятся социальная среда и образование. Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.
Не менее важное место занимает и образование. Общеизвестно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Современная зарубежная политология на основе многочисленных исследований сделала общепризнанный вывод о том, что чем выше уровень образования личности, тем более она
политически ориентирована, активнее ее влияние на политику (С.М.Липсет, В.Кей, Г.Алмонд, С.Верба и др.)
3. Политико-правовые предпосылки определяют возможности участия личности в политике. К ним относится тип политического режима, сущность политической культуры, правовая обеспеченность гарантий прав и свобод личности, а также участие членов общества на всех стадиях политического процесса.
Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики. Участие личности в политике может быть различным, что выражается в ее отношении к власти, политической активности и влиянию.
Можно выделить несколько уровней политической активности личности (или различных типов политического статуса):
1. Рядовой член общества. Это человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью политическими вопросами. В определенном смысле можно даже говорить об аполитичности такой личности.
2. Человек, принимающий определенное участие в политической жизни общества. Он может участвовать в деятельности общественного движения или организации. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.
3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его непосредственное включение в политику определяется его возможностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это уже осознанное включение в политику.
4. Общественный деятель, в частности, политический деятель. Это так называемая политическая деятельность «по совместительству». Как правило, это руководитель общественной организации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основную aктивность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с позициями как руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.
5. Профессиональный политик, для которого политика стала не только профессией, источником существования, но и главным занятием, смыслом всей его жизни. Это, прежде всего, руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т. д.
6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Традиционно лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.
Выделенные типы политического статуса личности лишь схематично отражают ее роль в политике. В реальной политической практике все значительно сложнее.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ