Виртуальное пространство политики

Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, – это истина, скрывающая, что ее нет.

Экклезиаст

 

В конце концов живых политиков окончательно вытеснят их образы в СМИ.

Маршалл Маклюэн

 

 

Мы живем не в мире, о котором у нас есть какая-то информация. Напротив, мы обитаем в мире, созданном информацией.

Мишель Фуко

 

Тенденция виртуализации публичной политики отмечается специалистами в области политической коммуникации и политического управления уже достаточно давно. В современной политической практике для взаимодействия с обществом и воздействия на массовое сознание все интенсивнее применяются разнообразные виртуальные конструкции, используемые в качестве инструмента для влияния на общественно-политические процессы и управление ими.

С развитием традиционных СМИ в XX в. в политической практике сформировался универсальный подход, в рамках которого вертикальная коммуникация – от государства к массам – стала выстраиваться на основе создания определенных виртуальных моделей, которые необходимы для формирования у общества представления о реальных политических процессах, и трансляции этих моделей в общественное сознание посредством средств массовой коммуникации. При этом сама виртуальная модель может никак не соотноситься с реальными субъектами, которые она должна репрезентовать, что во многих случаях и происходит, особенно в рамках политической манипуляции общественным сознанием.

О роли СМИ в создании и трансляции в общественное сознание такого рода виртуальных моделей говорили многие специалисты в области политической коммуникации и ученые-политологи.

 

Виртуальное пространство политики

 

В XX в. в политической практике сформировалась устойчивая тенденция, которая связана с медиатизацией и виртуализацией современной публичной политики, а следовательно, политиков и политических партий.

Еще основоположники теории информационного общества стали одними из первых, кто обратил внимание на тенденцию медиатизации политики. Представление о том, что СМИ начинают подменять собой политические партии, лоббистские и общественно-политические организации, а также концепция формирования медиаполитических систем стали широко использоваться не только для теоретического анализа политических процессов, но и для непосредственного осуществления политики.

О роли политической коммуникации в формировании полезных и выгодных для информационной элиты, или дейтократии, которая, по мнению К. Дойча, контролирует реальные политические институты и властные механизмы, виртуальных моделей, много писали неомарксисты (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Г. Шиллер, Ю. Хабермас). Они считали основой стабильности современного капиталистического общества создание достаточно эффективной системы идеологического и политического господства капитала, обеспечивающей массовую политическую лояльность. При этом СМИ в этой системе выступают в качестве инструмента идеологического контроля над рабочим классом. В результате достигается необходимый контроль над трудящимися со стороны капиталистической элиты, контролирующей СМИ.

В связи с этим, по мнению Герберта Маркузе, только путем разрушения традиционных средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, возможны подрыв стабильности и разрушение сложившейся политической системы в рамках современного капиталистического общества, так как в этом случае идеологический контроль над сознанием людей будет устранен и противоречия системы разрушат ее сами.

 

Виртуальное пространство политики

 

Герберт Шиллер тоже считал, что политические коммуникации играют ключевую роль в обеспечении стабильности современного общества, позволяя формировать такие политические мифы, с помощью которых удается сохранить господство политической элиты в современном государстве.

По сути, сегодня управляемое при помощи средств массовой коммуникации общество живет в коммуникационном пространстве, сотканном из множества стереотипов, мифов, иллюзий, симулякров, которые можно объединить в единый класс виртуальных моделей. И вся современная политическая борьба «за умы» разворачивается в коммуникационном пространстве и в первую очередь заключается в воздействии на общественное сознание, для работы с которым и создаются привлекательные образы, порой не имеющие ничего общего с реальными субъектами политики и призванные удовлетворить запросы и ожидания широких масс населения. Чем привлекательнее такой образ, тем он считается успешнее и тем дороже ценится на рынке, будь то рынок экономический или политический. И здесь мы видим одну из серьезнейших проблем для демократического развития в целом.

В таком случае население демократических стран, являясь источником власти, больше не формирует реальные демократические институты, а выбирает одну из предложенных на политическом рынке виртуальных моделей, наиболее яркую, но не всегда наиболее эффективную и отвечающую интересам общества.

 


В итоге, сегодня человек живет не столько в реальном мире, сколько в коммуникативном пространстве, в рамках которого создаются различные виртуальные конструкции, определяющие жизнь большинства людей и формирующие представление об окружающем их мире, в том числе и мире политическом, на основе этих виртуальных конструкций. С полной уверенностью данный тренд можно отнести и к сфере публичной политики.

Сегодня современная публичная политика также становится все более и более медиатизированной и виртуальной. В рамках современной публичной политики для проведения социального контроля основная деятельность осуществляется на уровне оперирования искусственно конструируемыми образами, или же симулякрами, воспроизводящими и транслирующими смыслы, неадекватные реально происходящим событиям, если пользоваться терминологией Ж. Бодрийяра, начиная от их создания и заканчивая их трансляцией в общественное сознание. При этом, по мнению Бодрийяра, идеологии тоже больше не существует, ее также заменяет симуляция. И эти виртуальные симуляции транслируются преимущественно через средства массовой информации и коммуникации. Такого рода виртуальные конструкции все в большей степени влияют на реальные политические процессы, не только подменяя собою реальное пространство для широких слоев населения, но и активно формируя его, в том числе и непосредственно для власти.

Схема подмены реальных субъектов политики виртуальными конструкциями.

 

Виртуальное пространство политики

 

Работы по конструированию либо коррекции виртуального образа субъекта политической кампании и его дальнейшей трансляции являются одним из ключевых направлений деятельности в рамках любой современной политической кампании, без которых невозможно сформировать необходимое представление о политическом субъекте целевыми аудиториями и, следовательно, общественное мнение по поводу данного политического субъекта.

Современные СМИ, выступая в качестве основных каналов массовой коммуникации с целевыми аудиториями, имеют сегодня достаточно высокий потенциал, необходимый для активного влияния как на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, так и на их отношение к политике в целом. Во многом от позиции СМИ зависит позиция большинства членов общества по тому или иному политическому вопросу.

И именно поэтому средства массовой информации называют четвертой властью. Интерпретация событий журналистами и СМИ способна сформировать по поводу одного и того же события совершенно разные модели восприятия в общественном сознании в зависимости от точки зрения, которой придерживаются СМИ, чьи интересы они выражают.

Особо важную роль в этом процессе традиционно играет телевидение.

Неслучайно известный российский специалист в области политической психологии Е. Б. Шестопал выделяет телевидение как ключевое средство массовой информации, использующееся для осуществления политического управления в современных государствах.

 


Как пишет Е.Б. Шестопал, «самое удивительное даже не в том, что во всем мире населением сегодня управляют с помощью телевизионного пульта, а то, что и сама власть верит только в то, что прочтет в свежей газете или увидит в выпуске теленовостей».

Именно СМИ сегодня формируют для общества картину мира, что делает их основным инструментом и каналом политического управления общественным сознанием.

СМИ добывают информацию, отбирают ее, выбирают способы трансляции, распространяют в определяемых самими же СМИ доступных для быстрого и легкого восприятия формах, сами же ее комментируют. На сегодняшний день СМИ сформировали законченный цикл производства и потребления информации в масштабах целых государств.

Кроме того, в условиях, когда поток информации огромен, разнообразен и противоречив, именно от СМИ зависит, к каким событиям, процессам, политикам будет обращено внимание общественности, как и по каким критериям будет проинформировано общество по поводу тех или иных общественно значимых фактов, как и в чьих интересах они будут освещены и прокомментированы.

И общество с готовностью пользуется информационными продуктами, подготовленными средствами массовой информации.

Как пишет С. Батлер, «общественность покупает свои мнения так же, как покупают молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову. Только тут молоко состоит в основном из воды».

Таким образом, у СМИ появляются фантастические возможности в сфере политического управления и манипуляции общественным сознанием, в том числе и в сфере политики.

Неслучайно Эрик Фромм считал, что политическая манипуляция лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет ее абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов.

 

Продолжение...

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*