Перспективы сотрудничества России и Евросоюза в сфере безопасности

Взаимодействие России и Западной Европы в области безопасности вызвано глобальными изменениями международной ситуации в конце XX - начале XXI вв.

Многочисленные угрозы, обусловленные глобализацией неустойчивости, за­ставляют Россию и Евросоюз предпринимать меры по их предупреждению. Одна­ко премьер-министр РФ В.В.Путин охарактеризовал это сотрудничество (октябрь 2007 г., г. Мафра, Португалия) так: «Отношения с Европой находятся в плачевном состоянии». С другой стороны, по мнению большинства западноевропейских ис­следователей, отношения «Россия - Европейский союз» представляют собой поли­тику «коммунитарной кооперации, основанной на общих российских и западноев­ропейских стратегических интересах» (politique europeenne aux ambitions croissantes, fondee sur une cooperation communautaire).

Перспективы сотрудничества России и Евросоюза в сфере безопасности

При расширении ЕС и вступлении в ЕС стран Восточной Европы, восточная граница Европейского союза превратилась в буферную зону включающую Украину, Белоруссию, Молдову. Географическая   близость   границ ЕС и стран постсоветского пространства заставляет по-новому рассмотреть отношения его со странами СНГ.Практическим осуществлением взаимо­действия стран ЕС, бывших советских рес­публик и России стали концепции «Северное измерение», «Восточное измерение», «Боль­шая Европа: добрососедство». Суть данных концепций заключается в сотрудничестве Ев­ропейского союза со странами постсоветс­кого пространства для противодействия орга­низованной преступности, нелегальной им­миграции и охраны общих границ.

Так, для США особенный интерес в на­стоящее время представляют российские ресурсы (особенно запасы газа) в регио­не Каспийского моря. Главными внешними факторами на ближайшие 10-15 лет, от развития ко­торых будет зависеть формирование того или иного сценария развития сис­темы безопасности России и ЕС, станут во-первых, международная обстановка с учетом формирования многополярно­го или однополярного мирового по­рядка, и во-вторых, динамика взаимо­отношений между ЕС и НАТО.По мнению известных политологов Marcu S., Durrieu J., Roubinski У. суще­ствуют общие интересы НАТО и ЕС в по­стсоветских странах, в частности в обеспе­чении контроля над энергоресурсами быв­ших республик СССР.

Перспективы сотрудничества России и Евросоюза в сфере безопасности

Кроме того, взаимодействие Россий­ской Федерации и ЕС в атомной, воен­ной и гражданско-правовой сферах яв­ляется важным инструментом обеспече­ния безопасности, как России, так и ЕС. Есть и еще один фактор - это общая за­интересованность России и ЕС в форми­ровании многополярного мира. Следовательно, анализ взаимоотно­шений НАТО - ЕС представляется не­обходимым элементом исследования для определения наиболее адекватной стратегии России по обеспечению на­циональной безопасности. В связи с выходом НАТО за географические гра­ницы, а также с расширением блока на Восток в начале XXI в. Россия и США представляют собой государства, наци­ональные интересы которых являются конфронтационными во многих сферах безопасности (например, в борьбе за укрепление позиций в постсоветских республиках и получении доступа к энергоресурсам России).

Поэтому в случае сохранения суще­ствующего сотрудничества НАТО и ЕС (члены этих организаций практи­чески одни и те же), возможности со­вместного обеспечения безопасности России и ЕС как международной орга­низации будут сведены к минимуму, поскольку ЕС будет защищать интере­сы НАТО на европейском континенте, проводить проатлантическую полити­ку, противоречащую национальным интересам России.

Конкретным шагом по закреплению дан­ного курса стало «Берлинское соглашение» (1996 г.), в котором фиксировалось положе­ние о предоставлении НАТО в распоряжение ЕС необходимых средств и ресурсов в слу­чае, если ЕС не будет располагать достатоными возможностями для обеспечения своей безопасности, также за НАТО признавалось «эксклюзивное право» по защите территори­альной целостности членов-государств ЕС.

В 1999 г. был подписано Соглашение «Берлин плюс», дополнившее Соглашение 1996 г., которое предоставляло странам-членам ЕС гарантированный доступ к сред­ствам планирования НАТО (acces assure de ГиЕ aux moyens de planification).

Открывать бизнес в ЕС вполне безопасно, поэтому начинайте собственное дело и приобретайте юридические адреса от собственника. Это будет намного быстрее, дешевле и качественнее.

Кроме того, Европейский совет в Ниц­це принял положение о «проведении кон­сультаций» между Комитетом по безопас­ности ЕС и Советом НАТО (данные кон­сультации заключались в проведении регулярных встреч военных комитетов двух организаций).В случае дальнейшего укрепления однополярного мира под эгидой США, НАТО будет оказывать давле­ние на Европейский союз по продвиже­нию своих интересов на европейском континенте (не исключена возмож­ность и силового давления на страны-члены Евросоюза). В то же время, при­родные ресурсы России - нефть, газ яв­ляются притягательными не только для США, но и стран Западной Европы. Поэтому ЕС и НАТО объединяют еди­ные интересы, и они преследуют общие цели дальнейшего продвижения на Во­сток для получения доступа к россий­ским ресурсам. Поэтому будет нара­стать конфронтация интересов России и Западной Европы.


 Данная стратегия Запада по отно­шению к России находит свое теорети­ческое отражение в работах З.Бжезинского, который считает, что США оли­цетворяют единственный реальный центр силы в мире, поскольку занима­ют доминирующее положение в четы­рех, имеющих решающее значение об­ластях мировой власти: военной, эко­номической, технологической и в сфе­ре культуры. В условиях однополярного мира внешнеполитический курс США по от­ношению к России будет ориентирован на политику «двойных стандартов», которая заключается в недопущении России к мировому рынку высоких тех­нологий для обеспечения доминирова­ния западных стран в этой сфере.

В качестве примера политики двойных стандартов можно выделить «применение режима сертификатов к российским мате­риалам, используемым в аэронавтике».Считается, что сценарий военной интервенции НАТО против России маловероятен, так как в этом случае для стран-членов НАТО будут непри­емлемы потери.В то же время, стратегия НАТО по обеспечению доступа Запада к ресурсам России заключается в создании «анти­российских режимов» и «антироссийс­кой коалиции» из числа государств-сосе­дей России (Грузии, Украины, Узбекис­тана, стран Прибалтики, бывших чле­нов Варшавского договора). Такую же политику НАТО проводит в отношении Китая, окружив Китай кольцом «проатлантических режимов» и создав «анти­китайскую коалицию», включающую Японию, Южную Корею, Австралию.

Стратегия России во взаимоотно­шениях с западными странами должна заключаться в сохранении статуса ве­ликой державы. Обеспечение безопас­ности России должно быть направлено на расширение зоны своего политиче­ского влияния. Такая политика долж­на основываться на атомном потенциа­ле России, факторов силового давления на другие государства и возможности создания антизападной коалиции.

Западной Европе сценарий военно­го противостояния России и НАТО также крайне невыгоден, поскольку она оказывается «полем действий» между двумя наиболее мощными ядер­ными державами, с запада - США, с востока - Россия, поэтому наиболее благоприятным сценарием развития на ближайшие 10-15 лет (2010-2020 гг.) как для России, так и стран Западной Европы представляется сценарий, суть которого заключается в частичном со­трудничестве Российской Федерации и Европейского союза в определенных сферах, касающихся совместных инте­ресов России и Западной Европы по обеспечению безопасности.

Данное взаимодействие обусловле­но географической близостью России и Евросоюза, необходимостью сотрудни­чества по предотвращению общих вне­шних угроз европейскому континенту и решения общих проблем России и ЕС в обеспечении безопасности в таких сфе­рах, как приграничное сотрудничество, энергоресурсы, контроль миграцион­ных процессов, борьба с транснацио­нальной преступностью, предупрежде­ние и разрешение совместными усилия­ми локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право и неприменение силы; создание многопо­лярного мира; совместное предупреж­дение военных конфликтов.

Однако на сегодняшний день данное сотрудничество осложняется внешними факторами современной международ­ной обстановки, в частности продвиже­нием НАТО на Восток, конфронтационными интересами, с одной стороны Рос­сии, а с другой - НАТО и ЕС в сфере контроля над энергоресурсами стран постсоветского пространства, размеще­нием на территории восточно-европей­ских стран (Польши и Чехословакии) вооруженных систем НАТО, а также со­трудничеством ЕС и НАТО в поддержке прозападных настроений в бывших советских республиках - Украине и Гру­зии. В результате взаимодействие Рос­сии и Европейского союзе в сфере безо­пасности было блокировано.

Дальнейшая стратегия России и Ев­росоюза во многом зависит от вне­шних условий и факторов, обусловлен­ных двумя противоречивыми мировы­ми тенденциями: с одной стороны, формированием многополярной моде­ли мирового порядка, а с другой - стремлением некоторых стран устано­вить однополярный мир. В зависимо­сти от того, в каком направлении бу­дут развиваться мировые процессы, бу­дет зависеть и дальнейшая стратегия и политика обеспечения безопасности России и Западной Европы.


 


 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*