Перспективы сотрудничества России и Евросоюза в сфере безопасности
Взаимодействие России и Западной Европы в области безопасности вызвано глобальными изменениями международной ситуации в конце XX - начале XXI вв.
Многочисленные угрозы, обусловленные глобализацией неустойчивости, заставляют Россию и Евросоюз предпринимать меры по их предупреждению. Однако премьер-министр РФ В.В.Путин охарактеризовал это сотрудничество (октябрь 2007 г., г. Мафра, Португалия) так: «Отношения с Европой находятся в плачевном состоянии». С другой стороны, по мнению большинства западноевропейских исследователей, отношения «Россия - Европейский союз» представляют собой политику «коммунитарной кооперации, основанной на общих российских и западноевропейских стратегических интересах» (politique europeenne aux ambitions croissantes, fondee sur une cooperation communautaire).
При расширении ЕС и вступлении в ЕС стран Восточной Европы, восточная граница Европейского союза превратилась в буферную зону включающую Украину, Белоруссию, Молдову. Географическая близость границ ЕС и стран постсоветского пространства заставляет по-новому рассмотреть отношения его со странами СНГ.Практическим осуществлением взаимодействия стран ЕС, бывших советских республик и России стали концепции «Северное измерение», «Восточное измерение», «Большая Европа: добрососедство». Суть данных концепций заключается в сотрудничестве Европейского союза со странами постсоветского пространства для противодействия организованной преступности, нелегальной иммиграции и охраны общих границ.
Так, для США особенный интерес в настоящее время представляют российские ресурсы (особенно запасы газа) в регионе Каспийского моря. Главными внешними факторами на ближайшие 10-15 лет, от развития которых будет зависеть формирование того или иного сценария развития системы безопасности России и ЕС, станут во-первых, международная обстановка с учетом формирования многополярного или однополярного мирового порядка, и во-вторых, динамика взаимоотношений между ЕС и НАТО.По мнению известных политологов Marcu S., Durrieu J., Roubinski У. существуют общие интересы НАТО и ЕС в постсоветских странах, в частности в обеспечении контроля над энергоресурсами бывших республик СССР.
Кроме того, взаимодействие Российской Федерации и ЕС в атомной, военной и гражданско-правовой сферах является важным инструментом обеспечения безопасности, как России, так и ЕС. Есть и еще один фактор - это общая заинтересованность России и ЕС в формировании многополярного мира. Следовательно, анализ взаимоотношений НАТО - ЕС представляется необходимым элементом исследования для определения наиболее адекватной стратегии России по обеспечению национальной безопасности. В связи с выходом НАТО за географические границы, а также с расширением блока на Восток в начале XXI в. Россия и США представляют собой государства, национальные интересы которых являются конфронтационными во многих сферах безопасности (например, в борьбе за укрепление позиций в постсоветских республиках и получении доступа к энергоресурсам России).
Поэтому в случае сохранения существующего сотрудничества НАТО и ЕС (члены этих организаций практически одни и те же), возможности совместного обеспечения безопасности России и ЕС как международной организации будут сведены к минимуму, поскольку ЕС будет защищать интересы НАТО на европейском континенте, проводить проатлантическую политику, противоречащую национальным интересам России.
Конкретным шагом по закреплению данного курса стало «Берлинское соглашение» (1996 г.), в котором фиксировалось положение о предоставлении НАТО в распоряжение ЕС необходимых средств и ресурсов в случае, если ЕС не будет располагать достатоными возможностями для обеспечения своей безопасности, также за НАТО признавалось «эксклюзивное право» по защите территориальной целостности членов-государств ЕС.
В 1999 г. был подписано Соглашение «Берлин плюс», дополнившее Соглашение 1996 г., которое предоставляло странам-членам ЕС гарантированный доступ к средствам планирования НАТО (acces assure de ГиЕ aux moyens de planification).
Открывать бизнес в ЕС вполне безопасно, поэтому начинайте собственное дело и приобретайте
Кроме того, Европейский совет в Ницце принял положение о «проведении консультаций» между Комитетом по безопасности ЕС и Советом НАТО (данные консультации заключались в проведении регулярных встреч военных комитетов двух организаций).В случае дальнейшего укрепления однополярного мира под эгидой США, НАТО будет оказывать давление на Европейский союз по продвижению своих интересов на европейском континенте (не исключена возможность и силового давления на страны-члены Евросоюза). В то же время, природные ресурсы России - нефть, газ являются притягательными не только для США, но и стран Западной Европы. Поэтому ЕС и НАТО объединяют единые интересы, и они преследуют общие цели дальнейшего продвижения на Восток для получения доступа к российским ресурсам. Поэтому будет нарастать конфронтация интересов России и Западной Европы.
Данная стратегия Запада по отношению к России находит свое теоретическое отражение в работах З.Бжезинского, который считает, что США олицетворяют единственный реальный центр силы в мире, поскольку занимают доминирующее положение в четырех, имеющих решающее значение областях мировой власти: военной, экономической, технологической и в сфере культуры. В условиях однополярного мира внешнеполитический курс США по отношению к России будет ориентирован на политику «двойных стандартов», которая заключается в недопущении России к мировому рынку высоких технологий для обеспечения доминирования западных стран в этой сфере.
В качестве примера политики двойных стандартов можно выделить «применение режима сертификатов к российским материалам, используемым в аэронавтике».Считается, что сценарий военной интервенции НАТО против России маловероятен, так как в этом случае для стран-членов НАТО будут неприемлемы потери.В то же время, стратегия НАТО по обеспечению доступа Запада к ресурсам России заключается в создании «антироссийских режимов» и «антироссийской коалиции» из числа государств-соседей России (Грузии, Украины, Узбекистана, стран Прибалтики, бывших членов Варшавского договора). Такую же политику НАТО проводит в отношении Китая, окружив Китай кольцом «проатлантических режимов» и создав «антикитайскую коалицию», включающую Японию, Южную Корею, Австралию.
Стратегия России во взаимоотношениях с западными странами должна заключаться в сохранении статуса великой державы. Обеспечение безопасности России должно быть направлено на расширение зоны своего политического влияния. Такая политика должна основываться на атомном потенциале России, факторов силового давления на другие государства и возможности создания антизападной коалиции.
Западной Европе сценарий военного противостояния России и НАТО также крайне невыгоден, поскольку она оказывается «полем действий» между двумя наиболее мощными ядерными державами, с запада - США, с востока - Россия, поэтому наиболее благоприятным сценарием развития на ближайшие 10-15 лет (2010-2020 гг.) как для России, так и стран Западной Европы представляется сценарий, суть которого заключается в частичном сотрудничестве Российской Федерации и Европейского союза в определенных сферах, касающихся совместных интересов России и Западной Европы по обеспечению безопасности.
Данное взаимодействие обусловлено географической близостью России и Евросоюза, необходимостью сотрудничества по предотвращению общих внешних угроз европейскому континенту и решения общих проблем России и ЕС в обеспечении безопасности в таких сферах, как приграничное сотрудничество, энергоресурсы, контроль миграционных процессов, борьба с транснациональной преступностью, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право и неприменение силы; создание многополярного мира; совместное предупреждение военных конфликтов.
Однако на сегодняшний день данное сотрудничество осложняется внешними факторами современной международной обстановки, в частности продвижением НАТО на Восток, конфронтационными интересами, с одной стороны России, а с другой - НАТО и ЕС в сфере контроля над энергоресурсами стран постсоветского пространства, размещением на территории восточно-европейских стран (Польши и Чехословакии) вооруженных систем НАТО, а также сотрудничеством ЕС и НАТО в поддержке прозападных настроений в бывших советских республиках - Украине и Грузии. В результате взаимодействие России и Европейского союзе в сфере безопасности было блокировано.
Дальнейшая стратегия России и Евросоюза во многом зависит от внешних условий и факторов, обусловленных двумя противоречивыми мировыми тенденциями: с одной стороны, формированием многополярной модели мирового порядка, а с другой - стремлением некоторых стран установить однополярный мир. В зависимости от того, в каком направлении будут развиваться мировые процессы, будет зависеть и дальнейшая стратегия и политика обеспечения безопасности России и Западной Европы.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ