Эффективность Организации Исламского сотрудничества и ее механизмов в современном мире
Примечательно, что Организация Исламского сотрудничества, периодически обращаясь к армяно-азербайджанскому конфликту, не выдвинула ни одной программы по его урегулированию и не предприняла никаких конструктивных шагов, несмотря на то, что поддерживает идею урегулирования вопроса путем переговоров в рамках ОБСЕ. В вопросе урегулирования конфликта мирным путем в качестве единственной стороны, делающей уступки, рассматривается Армения, которая непременно должна уйти со всех «оккупированных» территорий. Кстати, Нагорный Карабах (непризнанная Республика Арцах) никогда не упоминается в качестве конфликтующей стороны, а его власти, сформированные в результате выборов, считаются «нелегитимными» и «преступными».
Исламисты рекомендуют:
Не вдаваясь в суть проблемы, отметим, что страны-члены ОИК голосуют в пользу составленных Азербайджаном и его странами-единомышленниками проектов, подчеркивающих территориальную целостность Азербайджана, не учитывая того, насколько они способствуют урегулированию Карабахского вопроса. Применительно к истории создания ОИК организация «Исламская солидарность» явилась не отражением процесса «исламской интеграции», а была задумана как инструмент активизации панисламизма в современных условиях с соответствующими международно-правовым оформлением учредительных документов.
Можно сказать, что в случае с армяно-азербайджанским конфликтом высший политический орган исламского мира руководствуется исключительно принципом исламской солидарности. При подобном подходе, естественно, невозможно доверять ОИК как беспристрастной структуре, тогда как она, используя свой международный авторитет, могла бы способствовать урегулированию конфликта.
В то же время возникают вопросы: насколько неоспорим авторитет ОИК в исламском мире? И насколько реально применение политических и экономических санкций со стороны ОИК в отношении к Армении? Следует отметить, что ОИК зачастую не удавалось и не удается добиться урегулирования исламских проблем, поскольку различны геополитические интересы исламских государств. Неоспоримый факт, что у ОИК нет действенных механизмов и соответствующих ресурсов для выполнения своих решений, поэтому они зачастую остаются на бумаге. Кроме того, решения ОИК с правовой точки зрения не обязательны для государств-членов. Очевидно, что «ОИК не может оставаться прежней, в то время как она сталкивается с новыми вызовами современности». Попытки разблокировать конфликты на путях «исламской солидарности» (ближневосточный конфликт, проблема единства Ливана, конфликт Ливия - Чад, проблема Западной Сахары и, в особенности ирано-иракский вооруженный конфликт, агрессия Ирака против Кувейта, ситуация внутри и вокруг Афганистана) с использованием механизма ОИК и ее миссий по урегулированию не дали каких-либо результатов.
Решения ОИК по армяно-азербайджанскому конфликту в основном носят пропагандистский характер. Содействие исламского мира Азербайджану, в первую очередь, выражается в том, что когда в ООН ставятся на голосование резолюции по Нагорному Карабаху, касающиеся армяно-азербайджанского конфликта, они голосуют в пользу Азербайджана. ОИК оказывает Азербайджану материальную и моральную поддержку. По сравнению с другими исламскими государствами, сотрудничество Азербайджана с ОИК приняло беспрецедентно широкие масштабы. Почти каждый год в Баку проходят встречи ОИК различных форматов. Подобная активность - редкое явление для ОИК.
ОИК пытается выполнить функции, присущие только ООН. Поскольку конференции как глав государств и правительств, так и министров иностранных дел государств-членов ОИК принимают резолюции о Боснии и Герцеговине, Кипре, Косове, Джамму и Кашмире, Чечне, Нагорном Карабахе, то есть государств, не являющихся членами ОИК (только Республика Босния и Герцеговина имеет статус наблюдателя в ОИК). Однако именно в п. 6 ст. 2 Устава ООН предусматривается: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».
Сегодня Армения имеет дружественные отношения со многими странами-членами ОИК, с которыми сотрудничает в различных сферах. Однако существуют также государства с радикальными позициями (например, Турция, Саудовская Аравия, Пакистан и Бангладеш), которые отказываются налаживать связи с Арменией, аргументируя это, в том числе, и Карабахским конфликтом. Но факт остается фактом: в пользу составленной в ОИК резолюции против Армении голосуют даже дружественные Армении страны, что следует рассматривать в русле международной исламской солидарности. Будучи членами ОИК, Турция и Азербайджан, у которых во многом совпадают долгосрочные цели и приоритеты внешней политики, в том числе относительно друг друга, несомненно, попытаются соответствующим образом сориентировать деятельность.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ