Эффективность Организации Исламского сотрудничества и ее механизмов в современном мире

Примечательно, что Организация Исламского сотрудничества, периоди­чески обращаясь к армяно-азер­байджанскому конфликту, не выдвину­ла ни одной программы по его урегу­лированию и не предприняла никаких конструктивных шагов, несмотря на то, что поддерживает идею урегулиро­вания вопроса путем переговоров в рамках ОБСЕ. В вопросе урегулирова­ния конфликта мирным путем в каче­стве единственной стороны, делающей уступки, рассматривается Армения, ко­торая непременно должна уйти со всех «оккупированных» территорий. Кста­ти, Нагорный Карабах (непризнанная Республика Арцах) никогда не упоми­нается в качестве конфликтующей сто­роны, а его власти, сформированные в результате выборов, считаются «неле­гитимными» и «преступными».

 

Эффективность Организации Исламского сотрудничества и ее механизмов в современном мире

 

Исламисты рекомендуют:  обертывания в домашних условиях.

Не вдаваясь в суть проблемы, отме­тим, что страны-члены ОИК голосуют в пользу составленных Азербайджаном и его странами-единомышленниками про­ектов, подчеркивающих территориаль­ную целостность Азербайджана, не учи­тывая того, насколько они способству­ют урегулированию Карабахского воп­роса. Применительно к истории создания ОИК организация «Исламская соли­дарность» явилась не отражением про­цесса «исламской интеграции», а была задумана как инструмент активизации панисламизма в современных условиях с соответствующими международно-правовым оформлением учредитель­ных документов.

Можно сказать, что в случае с ар­мяно-азербайджанским конфликтом высший политический орган исламско­го мира руководствуется исключитель­но принципом исламской солидарно­сти. При подобном подходе, естествен­но, невозможно доверять ОИК как бес­пристрастной структуре, тогда как она, используя свой международный авто­ритет, могла бы способствовать урегу­лированию конфликта.

 

Эффективность Организации Исламского сотрудничества и ее механизмов в современном мире

В то же время возникают вопросы: насколько неоспорим авторитет ОИК в исламском мире? И насколько реально применение политических и экономи­ческих санкций со стороны ОИК в от­ношении к Армении? Следует отметить, что ОИК зача­стую не удавалось и не удается добить­ся урегулирования исламских проблем, поскольку различны геополитические интересы исламских государств. Неоспоримый факт, что у ОИК нет действенных механизмов и соответ­ствующих ресурсов для выполнения своих решений, поэтому они зачастую остаются на бумаге. Кроме того, реше­ния ОИК с правовой точки зрения не обязательны для государств-членов. Очевидно, что «ОИК не может оста­ваться прежней, в то время как она сталкивается с новыми вызовами современности». Попытки разблокиро­вать конфликты на путях «исламской солидарности» (ближневосточный кон­фликт, проблема единства Ливана, конфликт Ливия - Чад, проблема За­падной Сахары и, в особенности ира­но-иракский вооруженный конфликт, агрессия Ирака против Кувейта, ситуа­ция внутри и вокруг Афганистана) с использованием механизма ОИК и ее миссий по урегулированию не дали ка­ких-либо результатов.

 

Эффективность Организации Исламского сотрудничества и ее механизмов в современном мире

 

Решения ОИК по армяно-азербайд­жанскому конфликту в основном носят пропагандистский характер. Содей­ствие исламского мира Азербайджану, в первую очередь, выражается в том, что когда в ООН ставятся на голосова­ние резолюции по Нагорному Караба­ху, касающиеся армяно-азербайджанс­кого конфликта, они голосуют в пользу Азербайджана. ОИК оказывает Азербайджану материальную и мо­ральную поддержку. По сравнению с другими исламскими государствами, сотрудничество Азербайджана с ОИК приняло беспрецедентно широкие мас­штабы. Почти каждый год в Баку про­ходят встречи ОИК различных форма­тов. Подобная активность - редкое яв­ление для ОИК.

ОИК пытается выполнить функции, присущие только ООН. Поскольку конференции как глав государств и правительств, так и министров ино­странных дел государств-членов ОИК принимают резолюции о Боснии и Гер­цеговине, Кипре, Косове, Джамму и Кашмире, Чечне, Нагорном Карабахе, то есть государств, не являющихся чле­нами ОИК (только Республика Босния и Герцеговина имеет статус наблюдате­ля в ОИК). Однако именно в п. 6 ст. 2 Устава ООН предусматривается: «Ор­ганизация обеспечивает, чтобы госу­дарства, которые не являются ее члена­ми, действовали в соответствии с эти­ми принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержа­ния международного мира и безопас­ности».

 

Эффективность Организации Исламского сотрудничества и ее механизмов в современном мире

Сегодня Армения имеет друже­ственные отношения со многими стра­нами-членами ОИК, с которыми со­трудничает в различных сферах. Одна­ко существуют также государства с ра­дикальными позициями (например, Турция, Саудовская Аравия, Пакистан и Бангладеш), которые отказываются налаживать связи с Арменией, аргу­ментируя это, в том числе, и Карабах­ским конфликтом. Но факт остается фактом: в пользу составленной в ОИК резолюции про­тив Армении голосуют даже друже­ственные Армении страны, что следует рассматривать в русле международной исламской солидарности. Будучи членами ОИК, Турция и Азербайджан, у которых во многом со­впадают долгосрочные цели и приори­теты внешней политики, в том числе относительно друг друга, несомненно, попытаются соответствующим обра­зом сориентировать деятельность.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*