Интересы ведущих государств Организации Исламского сотрудничества на Южном Кавказе
Распад СССР привел к радикальному изменению геополитического расклада на Ближнем Востоке, и количество претендентов на лидерство в регионе заметно увеличилось, среди них: Египет, Иран, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция. Противоречия, разные цели, отношения с Арменией, а также риторика этих государств относительно конфликта в Нагорном Карабахе представляют значимость для анализа эффективности и политического веса Организации Исламской конференции как международной межправительственной структуры.
Роль и значение Саудовской Аравии в современной системе международных отношений по-своему уникальны - ее экономика в основном базируется на нефти, запасы которой составляют 260 млрд. баррелей, что составляет четвертую часть всех имеющихся мировых запасов нефти (первое место в мире).
Пакистан обладает ядерным оружием, наличие которого в современном мире — priori позволяет рассматривать его в качестве регионального лидера. Определенно, что о применении такого вида оружия речь не идет, но как средство устрашения является весьма действенным механизмом. Примечательным является, что в Нагорно-Карабахском конфликте Пакистан с самого начала принял сторону Азербайджана и оказывал ему весьма существенную помощь.
В боевых действиях в Нагорном Карабахе на стороне азербайджанских войск принимали участие не только афганские моджахеды и чеченские боевики, но и полевые командиры, и боевики из Пакистана.Согласно перечисленным документам ОИК, исламским странам было рекомендовано не строить никаких отношений с Арменией, пока она не освободит оккупированные азербайджанские территории. Однако эти решения ОИК не помешали, например, Ирану, ОАЭ, Сирии и Египту как исламским государствам не только построить свои отношения с Арменией на самом высоком уровне, но и оказывать ей всевозможную помощь в разных областях.
Сирия и Египет пытаются вести более независимую от Организации Исламской конференции политику в отношении Еревана, а Иран вообще не приемлет диктата туркоязычных стран в ОИК. Но это следствие не только влияния сильной армянской диаспоры за рубежом, но и наличие собственных противоречий и интересов у этих государств.Турция, опираясь на этнолингвистическую и культурную общность с туркоязычными странами, взяла на себя роль лидера в установлении собственного влияния в государствах региона. Ее геополитические амбиции синхронизировались с внешнеполитической стратегией Запада, в частности США, поэтому в начале 90-х годов она приняла новую стратегическую линию в отношении региона. Для Анкары это было исключительной возможностью трансформироваться в региональную державу.
После окончания холодной войны и распада Советского Союза, у турецкого руководства возникли серьезные опасения относительно обеспечения безопасности страны, что, в свою очередь, активизировало его внешнюю политику не только на Кавказе и в Центральной Азии, но и на Ближнем Востоке и Балканах. Запад, особенно США, поддержал активизацию политики в туркоязычных странах, так как это не только способствовало уменьшению влияния России, но и создавало возможность противодействовать его усилению со стороны Ирана и Китая в регионе. После холодной войны Анкара стала важным игроком в геополитической и стратегической игре в центре простирающегося от Центральной Азии до Европы региона.
Турция в качестве члена ОИК является одним из ее ключевых участников, однако среди мусульманского мира, особенно среди арабского, подвергается жесткой критике за поддержку Запада и отхода от принципов исламской солидарности. Осознавая опасность ухудшения отношений с братьями по вере, политика Анкары приобрела новую направленность, особенно после 2002 г., когда к власти пришла партия справедливости и развития.
В период правления кабинета Эрдогана политика Турции стала более активной и многовекторной как на международном, так и на региональном уровне. В настоящий момент видны активные попытки Анкары улучшить «холодные» отношения с мусульманским миром, и саммиты ОИК в этом смысле являются хорошим плацдармом для активизации усилий. Турция с самого первого дня Нагорно-Карабахского конфликта активно поддержала Азербайджан, и эта поддержка и позиция Анкары ощущается по сей день на всех международных форумах и саммитах, а также является одним из ключевых преград в нормализации двусторонних отношений между Арменией и Турцией. Долгосрочные цели и приоритеты турецкой внешней политики относительно Азербайджана не изменились за последние 13 лет и по-прежнему выглядят следующим образом:
- поддержка независимости Азербайджана;
- поддержка азербайджанского суверенитета над Нагорным Карабахом;
- стремление не допустить возвращения России в Закавказье или ограничить ее присутствие в регионе;
- участие в азербайджанском нефтепроизводстве и экспорте большей части добычи нефти через турецкую территорию;
- сохранение дружественного, хотя вовсе не обязательно пантюркистского, правительства в Баку.
Однако правительство Эрдогана пересмотрело прежний внешнеполитический курс, осознав, что нельзя отвернуться от своей истории и географии. И хрупкие попытки улучшения отношений с Арменией являются тому примером. На сегодняшний день одна из главных целей Турции, определяющих ее внешнеполитический курс на перспективу, является создание условий безопасности, стабильности, процветания, дружбы и сотрудничества вокруг себя, на естественном перекрестке между Европой, Балканами, Черным морем, Кавказом, Центральной Азией, Ближним Востоком и Средиземноморьем.
Другим важным игроком в этом регионе является Иран, обладающий богатыми природными ресурсами и претендующий на роль ключевого посредника в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта.С изменением баланса сил на Среднем Востоке и обострением борьбы за энергоресурсы Персидского залива и Каспия Иран стал одной из «горячих точек» международной политики. Азербайджанцы образуют в Иране вторую по численности группу населения, и, кроме всего прочего, иранцы, как и азербайджанцы, являются мусульманами шиитами. Руководство Ирана испытывает давление внутри страны в пользу безоговорочной поддержки братьев по вере.
Однако Тегеран поставлен в довольно трудную ситуацию, поскольку Баку всегда смотрел на Анкару как на главного союзника. Турция, а не Иран является для Азербайджана братским государством, среди руководства которого горячо приветствовалась идея «один народ - два государства». В этих условиях именно христианская Армения для Ирана является опорой и союзником в противодействии главному конкуренту в регионе Турции. Роль Ирана как посредника в Нагорно-Карабахском кризисе следует рассматривать как часть его стратегии в Северо-Западной Азии. Ирану необходимо ограничить турецкое влияние в регионе.
Соперничество между Ираном и Турцией уходит корнями в древнюю историю, и примирить его никогда не удавалось. Недоверие между армянами и турками дает Ирану возможность противодействовать турецкой и американской политике в регионе. Лица, ответственные за политику Ирана, желают сохранить статус-кво на его северных границах, так как это напрямую связано с его собственной безопасностью как государства граничащего с конфликтующими сторонами.Сохранение баланса сил между Арменией и Азербайджаном является главной целью посреднической политики Ирана. Иран не выступает сторонником ни христианской Армении, ни мусульманского Азербайджана, который мог бы вынашивать территориальные претензии на иранские районы с азербайджанским населением. Такая политика Ирана, не только как посредника, но и просто соседа вызывает большое доверие со стороны Армении и позволяет выстроить долгосрочное партнерство между государствами.
Следует отметить, что ислам не играет существенной составляющей в двусторонних отношения членов ОИК с Арменией.Совместное партнерство членов ОИК Казахстана, Киргизия, Таджикистана и Узбекистана с Арменией в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая является военно-политическим союзом, вообще подрывает эффективность и действенность решений, принимаемых ОИК как самой крупной мусульманской международной межправительственной организации. Как отмечают многие политические деятели, а также политологи, у ОИК нет серьезных рычагов давления на Армению.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ