Японские иннициативы азиатского региона
В предложениях Японии, представленных на первом Совещании старших должностных лиц АРФ, содержались следующие основные аспекты формирования мер по укреплению доверия:
- обмен информацией для обеспечения открытости оборонной политики стран-участниц;
- обмен персоналом для углубления всеобщего понимания;
- сотрудничество, направленное на выработку всеобщих инициатив.
Предложения по обмену информацией подразумевали три основных направления деятельности:
- публикацию «белых» книг по обороне;
- применение регистра обычных вооружений ООН;
- развитие сотрудничества в области нераспространения оружия массового уничтожения.
- обмен информацией для обеспечения открытости оборонной политики стран-участниц;
- обмен персоналом для углубления всеобщего понимания;
- сотрудничество, направленное на выработку всеобщих инициатив.
Предложения по обмену информацией подразумевали три основных направления деятельности:
- публикацию «белых» книг по обороне;
- применение регистра обычных вооружений ООН;
- развитие сотрудничества в области нераспространения оружия массового уничтожения.
Страны АРФ в итоге договорились представлять книги по обороне ежегодно стране-председателю.
Ожидалось, что открытый обмен информацией позволит снизить уровень недоверия между странами региона, поскольку они будут более осведомлены относительно планов своих соседей.
Предложение по обмену сотрудниками и экспертами было нацелено на стимулирование профессиональных контактов между сотрудниками военных ведомств стран региона. Японии уже удалось к тому времени наладить обмен с Китаем и рядом стран АСЕАН в качестве одной из составляющих мер по укреплению доверия, а через АРФ подразумевалось распространить эту практику на все страны региона.
Предложение по общерегиональному сотрудничеству в борьбе с распространением ядерного оружия, в первую очередь, отражало опасения Японии относительно активного развития военной сферы в КНДР и возможных разработок ею ядерной программы. Япония предлагала странам региона установить эффективную систему контроля, чтобы предотвратить возможную продажу сырья и материалов, необходимых для создания такого оружия, а также регулярно проводить семинары по вопросам нераспространения.
Относительно сотрудничества, направленного на выработку общих инициатив, в предложениях Японии основной упор делался на сотрудничество в проведении операций по поддержанию мира не только в рамках мер по укреплению доверия, но и для подготовки стран к вероятным будущим проблем.
«Дорожная карта»
Во время второго Совещания старших должностных лиц АРФ (май 1995 г., Бруней) министры стран-участниц официально договорились стимулировать ряд мер по укреплению доверия, в том числе «диалоги и консультации по политическим вопросам и сотрудничеству в области безопасности», «представление ежегодного отчета по политике безопасности на Совещании старших должностных лиц АРФ на добровольной основе», «контактах и обменах на высшем уровне между сотрудниками военных ведомств», а также «участие в операциях ООН по поддержанию мира».
Также было решено сформировать Межсессионную группу поддержки для разработки мер по укреплению доверия, и было принято решение проводить дважды в год межсессионные встречи для обсуждения проблем миротворчества и операций по поиску и спасению людей. Учреждение этих межсессионных механизмов в полной мере способствовало развитию и укреплению сотрудничества в вопросах безопасности между странами АТР и стало первой попыткой институционализировать работу Форума.
На втором АРФ рассматривали также новую программу развития, получившую название «Дорожная карта». Основные подходы были разработаны и предложены Брунеем, который председательствовал на этом Форуме, однако на самом деле большая часть работы по этим вопросам легла на плечи Австралии и Сингапура. Также как Канада и Австралия, Япония предлагала создать в рамках АРФ рабочую группу для конструктивного и более подробного обсуждения выдвинутых инициатив.
Рабочие группы
Для Японии стимулирование развития мер по укреплению доверия началось с третьей сессии АРФ, когда она заняла место сопредседателя в рабочей группе по разработке мер по укреплению доверия.
По настоянию Японии на эти встречи были приглашены официальные представители военных ведомств 18 стран. Япония преследовала следующие основные цели в рамках работы этих групп:
- углубление взаимопонимания между странами-участницами посредством проведения многосторонних консультаций по вопросам безопасности и мер по укреплению доверия;
- проведение разъяснительных встреч и консультаций с отдельными странами для последующего достижения консенсуса относительно новых мер по укреплению доверия.
Во время совещания рабочих групп официальные лица, в первую очередь, обсудили следующую повестку дня относительно мер по укреплению доверия:
- публикацию отчетов оборонных ведомств;
- обмен учениками военных школ, военных наблюдателей и менеджеров военных ведомств;
- регистр обычных вооружений ООН;
- дополнительные меры по укреплению доверия.
Помимо вышеуказанных положений, для Токио важным оставалось убедить страны-участницы опубликовать «белые» книги по обороне. К моменту начала заседания первой рабочей группы лишь половина стран-членов АРФ опубликовали свои «белые» книги, чтобы продемонстрировать открытость своей военной политики. В то же время Япония выразила опасения, касающиеся достоверности информации, опубликованной в этих «белых» книгах. Вопрос встал ребром в ноябре 1995 г., когда Китай опубликовал свою оборонную книгу. «Белая» книга Пекина вызвала бурю негодования со стороны западных стран, заявлявших, что информацию, содержавшуюся в ней, невозможно рассматривать как прозрачную и достоверную.
Такие же вопросы вызвали и отчеты Сингапура, Таиланда и Индонезии. Вопросов о количестве включаемой в «белые» книги информации и ее качестве можно было бы избежать, если бы была выработана конкретная модель, по которой можно было строить военный отчет. Япония даже внесла предложение рассматривать ее «белую» книгу по обороне в качестве модели. Тем не менее это предложение не нашло поддержки у ряда стран, в частности у тех, кто считал подобную открытость военной информации вмешательством во внутреннюю политику и угрозой их национальной безопасности.
Рабочие группы также рассмотрели и новые меры по укреплению доверия, подразумевавшие предварительное уведомление и обмен наблюдателями на военных учениях.
Несмотря на то, что Япония выступала против применения в регионе мер, которые были разработаны в ОБСЕ, считая, что подходы, выработанные в Европе для борьбы с последствиями холодной войны, неприменимы в АТР, к третьей сессии АРФ официальные лица Японии изменили свое отношение по этому вопросу, признав, что подобные шаги могут способствовать росту доверия между странами региона.
Многие страны ожидали быстрого решения по этому вопросу, однако из- за конфронтации между Пекином и Вашингтоном по непосредственной реализации этих мер, обсуждение было отложено.
Китай поддерживал только многосторонние военные учения, которые бы проходили не на территории государства, а, например, в открытом море, и на которые бы приглашались наблюдатели из разных стран. США выступали с противоположным предложением, предусматривающим приглашение на любые военные учения иностранных наблюдателей. Таким образом, американские официальные лица никак не могли согласиться с предложениями Пекина.
Вышеуказанные предложения относительно мер по укреплению доверия были впоследствии расширены во время второго заседания рабочей группы в Джакарте (середина апреля 1995 г.), однако удалось достичь лишь незначительных сдвигов, в первую очередь, из-за нежелания Китая и ряда стран АСЕАН разрабатывать эти меры. Во время третьего саммита АРФ (июль 1996 г., Джакарта) было заявлено, что «Совещание старших должностных лиц открыто для участия представителей военных ведомств, а также для них открыто участие и в межсессионных встречах». Было также решено, что страны-участницы будут «добровольно обмениваться информацией относительно будущего участия наблюдателей и относительно предстоящих военных учений стран АРФ». В конце саммита по вопросу об учреждении регионального регистра по обычным вооружениям страны согласились «добровольно обмениваться друг с другом той информацией, которая впоследствии будет направляться в регистр ООН».
Самым большим достижением четвертого саммита АРФ можно назвать решение об участии представителей военных ведомств стран-участниц в заседаниях рабочих групп и самой встрече на высшем уровне Форума. На Совещании старших должностных лиц АРФ (май 1997 г., Малайзия) Австралия внесла предложение о проведении совместного обеда для представителей военных кругов с целью еще больше привлечь их к участию в решении проблем АРФ. Заручившись поддержкой Японии, Австралия даже выдвинула идею провести отдельную встречу представителей военных министерств, однако это не вызвало одобрения со стороны Китая и других стран АСЕАН. В ответ Япония и США заблокировали альтернативное предложение о включении официальных представителей военных министерств в Министерские встречи. В итоге единого мнения по этому вопросу удалось достичь непосредственно перед началом четвертой сессии АРФ. Было решено, что примерно половина стран АРФ пришлет военных представителей на саммит.
Комментарии
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ