Попытка активизировать мировоззренческую составляющую
Попытка активизировать мировоззренческую составляющую
В 1998 г., уходя с поста председателя партии, Г.Коль призывал однопар- тийцев не забывать христианское начало в ХДС. А.Меркель же на съезде в Эссене в 2000 г. впервые после долгого времени провозгласила разумное обновление партии, заявив: «Воспринимать действительность, быть способным к изменению и одновременно сохранять ценное - это и означает консерватизм»8.
На съезде ХДС в Лейпциге (2003 г.) она заметила: «Влияние мировой экономики и глобальная конкуренция, технологическая революция вплоть до становления информационного общества и общества знаний, демографическое развитие - константные факторы на следующие 40 лет - представляют собой исторические процессы, которые мы не можем повернуть вспять. Поэтому мы должны подстраиваться <...> Германия в эти месяцы на перепутье: либо мы, немцы, будем раздавлены изменениями, либо мы сможем оформлять процесс изменений»9. Но не смотря на развитие информационных технологий,
Одна из существенных проблем для нее заключалась в попытке активизировать избирателя, вселить в него уверенность («уверенность в политическом руководстве, уверенность в экономических и социальных силах, уверенность в собственных способностях, шансах и возможностях». S. 9). ХДС, по ее мнению, должен был реагировать на рост эгоцен- тричности и дискретность электората. Последняя черта, то есть дискретность, могла быть преодолена с помощью общественного консенсуса.
Сложность проблем, количество вызовов, стоящих перед страной, позволили ей говорить о «втором этапе строительства» (zweite Grunderjahre) в послевоенной Германии, теперь уже в период новых изменений (объединение, глобализация, общество знаний). Оба механизма - исторический опыт и ценностная ориентация - могут, по Мер- кель, помочь человеку преодолеть неопределенность.
О ценностях: «Мы не должны их прятать под столом, они должны быть узнаваемы, чтобы избиратели Христи- анско-демократического союза не теряли ориентиров»9.
Тогдашний генеральный секретарь Л.Майер, представляя на съезде в Лейпциге новые принципы партийной работы, заметил: «Мы хотим закрыть пропасть между гражданским обществом и политикой»10.
Решение о внутрипартийных реформах президиум ХДС принял в декабре 2002 г., создав соответствующую комиссию. Она проработала пять месяцев, смогла подготовить и обсудить проект.
Следует подчеркнуть, что последние внутрипартийные преобразования в ХДС до этого были предприняты в 1989 г. на съезде в Бремене.
Проект, представленный комиссией и президиумом в Лейпциге, был в итоге одобрен съездом11. В нем было дано определение гражданских обществ как «открытых, подверженных быстрым изменениям <...>».
И далее: «С трансформацией в постиндустриальное общество связана и трансформация структур занятости, образовательных и семейных структур <...> В современных обществах нет более исходного структурного большинства, современные общества в большей степени - общества меньшинств. Функционирование подобной общественной динамики зависит от того, что в основе ее находятся или устанавливаются стабильные политические ценности <...> В самом обществе развились новые формы самоорганизации и отстаивания интересов <...> В ходе нового неформального организационного и коммуникационного развития готовность к формальному и длительному членству в традиционных организациях общественного представительства значительно сократилась <...>».
Целью ХДС поэтому признавалось «активное гражданское общество <...> в котором граждане имеют необходимые пространства для ответственного оформления в рамках государственного строя, рыночной конкуренции и общественной солидар- ности»11.
Для партии была важна активизация так называемого предполитическо- го, потенциального пространства. Следует подчеркнуть, что, с одной стороны, для христианских демократов существенным было сохранить прежний электорат и привычные ему формы партийной работы; с другой - необходимо было привлекать новый, с новыми установками и ценностями, свойственными переходу к постиндустриальному обществу. Только тогда ХДС сохранится и утвердится в качестве народной (массовой) партии в XXI в.
К средствам привлечения граждан относились объединения, особые организации христианских демократов и использование новых форм коммуникации.
Первым шагом на этом пути было создание рабочей группы «Netzwerk- Dialog». Ее функции заключались в отслеживании сетевых изменений, установлении контактов и в осуществлении проектов между партией и другими сетевыми рабочими группами. Сетевой диалог с созданием рабочих групп, обменом электронными адресами и т.п. превращался в новое приоритетное направление на всех уровнях партийной работы.
Из текста решения: «Особое внимание при этом будет уделяться многочисленным электронным сетям немецких граждан иностранного происхождения и иностранцам, длительное время проживающим в Германии»11.
Для повышения авторитета партии предусматривалось привлечение известных людей из сферы спорта, культуры, развлечений, СМИ и церкви. ХДС хотел изменить всю политику работы с гражданами, проводя ее по принципу «не closed shop, а открытая рыночная площадь (der offene Marktplatz)».
Так, политические заседания предлагалось проводить в то время, когда их смогут посещать женщины. Христи- анско-демократический союз и его структуры, по мнению разработчиков решения, должны были стать местом общения; партия должна была предоставить гражданину то, «что он может получить только там». Это касалось возможности саморазвития через партийную работу, получения эксклюзивной информации, повышения соучастия при принятии решений и их реализации.
Поэтому «Члены ХДС должны иметь возможность при [обсуждении] важнейших коммунальных вопросов направлять <...> свои предложения»11.
Члены партии приобрели бы право соучастия в персональных и иных вопросах на всех уровнях.
Планировалось, что члены ХДС смогли бы при выборах президиумов в районах, общинах, городах и округах определять время нахождения этих органов у власти.
Каждый член окружной организации получал бы право при соблюдении некоторых формальностей направить собственное предложение в адрес окружного партийного съезда.
Голосование по ним было бы обязательно.
Опросы членов партии по широкому спектру вопросов должны были проводиться активнее. При вступлении новых членов должна была создаваться картотека их профессиональных умений, интересов. Это нужно было для того, чтобы постоянно информировать рядовых членов по всем интересующих их вопросам, а также предметно с ними работать.
Особо подчеркивалось, что не должен быть потерян контакт с покинувшими ряды ХДС. В решении съезда было записано, что необходимо было знать мнение этой категории граждан, так как вполне возможно было возвращение части из них в состав Христианско-демократического союза.
Для ХДС актуальным являлось обновление руководящих элит. Под ним в 2003 г. понималось следующее:
- Партийные элиты должны представлять как можно большее число социальных групп (в идеале один депутат - одна социальная группа).
- Партия должна содействовать политической карьере женщин.
- Следовало целенаправленно привлекать к партийной работе молодых и перспективных политиков.
- Нужно было соединять профессиональную деятельность и депутатский мандат; часть депутатов должна продолжать работать, обеспечивая связь с избирателями.
- Предлагалось совершенствовать методы работы имевшихся элит.
- Планировалось создание открытого электронного банка всех партийных вакансий.
Партийные бюро в случае успешной реализации принятого решения превратились бы в современные коммуникационные и сервисные центры.
Была бы модернизирована система запросов: если запрос поступал бы в центральные партийные органы, то он сразу заносился бы в банк данных, а лицо его направившее получало бы ответ, за которым последовало бы приглашение на семинар, обсуждение поставленного вопроса. Принципы просты - полная информация, меньшее дублирование, лучшая работа. Для лиц, симпатизировавших христианским демократам, создавалась бы своя картотека.
Таким образом, еще в 2003 г. Хри- стианско-демократический союз планировал изменить партийную работу, сориентировать ее на возможности и потребности членов партии. Это могло гарантировать как развитие политического мировоззрения, так и обновление партийных элит. Если бы данный подход удалось осуществить, то ХДС смог бы продемонстрировать первый опыт укрепления западных партий в условиях XXI в.
Средства для этого, как видно из Лейпцигского решения, были сформулированы. Актуализация политического мировоззрения стала бы результатом не патернализма, а диалога.
В то же время на Лейпцигском съезде, как и впоследствии, не была решена принципиальная проблема будущего политической элиты с точки зрения механизмов ее рекрутирования и адаптации, освоения партийной традиции. Христианско-демократический союз пытался пойти по наиболее простому пути: за дискретностью электората должна была последовать дискретность элит; следовало привлекать женщин, представителей различных профессий и т.п. Опасность данного подхода заключается не только в том, что количество не всегда означает качество, но и в том, что данные механизмы элитарного расширения не способны по-настоящему сплотить партию. И все же предложение выстроить политические сети, задуматься над работой с электоратом можно оценивать как начало размышлений над возрождением мировоззренческой составляющей в ХДС.
Впрочем, работы по созданию внутрипартийной сети и реализации решений Лейпцигского съезда не последовало. Причин тому несколько:
- более актуальными оказались проблемы реформирования налоговой системы страны, социальных систем, поиска альтернативных ответов на программу реформ Agenda 2010, предложенную Шредером;
- материальные трудности, так как подготовка и поддержание политических сетей дело явно затратное;
- неудачи правительства Шредера (зачем тратить средства, время и силы, если правительство социал-демократов и «зеленых» переживает сложные времена);
- с 2005 г. добавился фактор большой коалиции. А.Меркель, став канцлером, вынуждена была сосредоточить большую часть усилий на том, чтобы коалиция могла успешно управлять.
Неслучайно «молодые» в ХДС Филипп Мисфельдер, Хендрик Вюст вместе с М.Зедером (Христианский социальный союз) выступили за дискуссию о ценностях в христианских партиях. Ими было предложено обсудить три ключевых понятия - «родина», «патриотизм», «доминирующая культура» (Leitkultur).
Последствия неудач Лейпцига известны. Партийный профиль ХДС остается крайне размытым. Новое понимание ценностей, важных с точки зрения партии, так и не сформулировано. Многие из представителей среднего поколения партийной элиты в 20092010 гг. заявили, что устали от политики и ушли в отставку. Число авторитетных и влиятельных фигур в партии резко сократилось.
Возможный уход в отставку А.Меркель или поражение ХДС на следующих выборах в парламент будут равноценны длительному пребыванию в оппозиции. Это заставит серьезным образом заняться реформами партии.
Кстати, другие партии Германии оказались не в лучшей ситуации:
- Свободная демократическая партия (либералы) балансирует в опросах общественного мнения возле пятипроцентной границы прохождения в парламент;
- социал-демократы неожиданно отказались от курса Г.Шредера и вернулись к борьбе за социальную справедливость, декларируют себя в качестве партии защиты обездоленных, желая отнять голоса у «левых», бывших коммунистов;
- партия «зеленых» с 19% возможных голосов избирателей (по данным опросов) превращается в малую народную партию.
Совершенно неясно, насколько подобный успех новой буржуазной партии окажется длительным и будет гарантировать сохранение ее исконных избирателей.
В этой связи показавшийся бы ранее совершенно абсурдным вопрос, имеет ли смысл быть правящей партией в такой стране, как Германия, если оппозиционные партии оказываются более успешными только с помощью критики правящих партий, в настоящее время требует своего серьезного изучения.
Партии меняются и теряют привычный электорат. Пример ХДС показывает, что предложения, касающиеся нового механизма работы с избирателями, уже выработаны. Имеется и понимание того, что партийные структуры могут использовать технологии социальных сетей. При этом совершенно неясно, как станет развиваться мировоззренческая составляющая данной работы. Партии в целом, и ХДС в частности, отказались от того, чтобы влиять на общественное мнение, а при необходимости и управлять им. Из-за этого они все больше являются ведомыми, зависящими от изменения интересов избирателей. Проблема современных партий заключена и в слабой коммуникации с гражданами и с гражданским обществом.
Скептические утверждения о параллельности мира политиков и реального мира с его заботами превращаются в сформировавшийся стереотип.
В настоящее время для большинства партий единственным выходом из создавшейся кризисной ситуации становится широкая дискуссия о ценностях - национальных, партийных и европейских, которую необходимо проводить с участием как членов партий, так и близких к ним политических сил. Это позволит вернуться к истокам - политическому мировоззрению, воссозданному, однако, не патерналистскими средствами, а через участие граждан.
Возрожденное мировоззрение приведет к росту самосознания и появлению дополнительных ценностных ориентиров в обществе. Партии вновь получат возможность сплачивать электорат, формировать приемлемые приоритеты дальнейшего развития и, что самое главное, управлять обществом через мировоззренческие установки.
Скорее всего, общества на Западе, несмотря на плюрализм и демократию, ждут подобного управления, которое потребует осознания механизмов выработки, освоения и трансляции традиции. Собственную традицию имеют все без исключения партии. Парадокс состоит в том, что большее политическое «предложение» не всегда означает большую эффективность принимаемых решений.
Таким образом, актуальная задача заключена в мировоззренческом сплочении электората. В ближайшем будущем как большинство политиков, так и исследователей как на Западе, так и в нашей стране надолго откроют данную проблематику.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ