Политика и система франкофонии в эпоху глобализации
Сегодня на французском языке говорят, пишут и читают во всем мире около 220 млн.чел. В 32-х государствах он является официальным государственным языком. Учат французский язык на планете 116 млн. чел.: 44% - в Тропической Африке, 23,4% - в Европе, 22,6% - в Северной Африке и на Среднем Востоке, 8% - в Америке и Карибском бассейне и 2% - в Азии и Океании. Французский язык как иностранный преподается на всех пяти континентах.
Приходится признать, что французский язык сегодня далеко не первый на планете, а точнее говоря - девятый, после китайского, испанского, английского, хинди, арабского, португальского и русского. Однако его влияние во всё более глобальном мире еще достаточно велико.
Поскольку изначально в основу политики франкофонии была положена идея защиты и распространения французского языка, во Франции, еще в 1966 году, был создан Высший комитет с аналогичным названием и назначением. В 1975 году его деятельность обрела прочную конституционную основу - был принят самый первый закон об употреблении французского языка. Однако организационное начало новой политики франкофонии в самой Франции было положено декретом правительства социалистов только в октябре 1982 года, а в 1984 году были сформированы соответствующие центральные учреждения: Высший совет франкофонии под председательством президента Республики , Генеральный комиссариат французского языка (практические меры, сотрудничество) и Консультативный комитет по французскому языку . Организационные меры по наращиванию динамичной политики франкофонии были подкреплены материально.
За короткий период между первой Встречей на высшем уровне по франкофонии и третьей сессией Высшего Совета франкофонии правительство Ж. Ширака успело принять целую серию решений, имевших впоследствии не меньшее практическое значение для развития франкофонии, чем оргмеры, принятые социалистами в предыдущие два-три года. Среди таковых следует выделить, в частности, решение о введении выпускного госэкзамена в средней школе по специальности «франкофония», создание международного банка лингвистических и медицинских данных на базе французского языка, выпуск энциклопедического словаря по информатике, начало совместного производства компьютерных программ на французском языке и широкой компьютеризации школ.
На основе идей и предложений, выработанных Высшим советом Франкофонии, весь промежуток между первой и второй встреча-ми на высшем уровне был отмечен усилиями Франции по созданию своего рода франкоязычной конфедерации, которая в идеологи-ческом и технологическом отношении могла бы успешно противостоять в основном англоязычному и отчасти испаноязычному миру. Суть упорно и коллективно вырабатывавшейся политики заключалась в стремлении к максимальному соединению культурного, экономического и технологического потенциала соответствующих стран. В Квебеке был рассмотрен весь комплекс проблем франкофонии и её «фирменным знаком», согласно её идеологам того времени, должен был стать гуманизм.
Характерно, что оба французских руководителя того времени - президент-социалист Ф. Миттеран, и премьер-министр, голлист Ж. Ширак - оказались едины в отношении очередной встречи глав франкоязычных государств и правительств: оба, хотя и порознь, отправились в Квебек и приняли деятельное участие во Встрече. Выступая на открытии Встречи, Ф. Миттеран предельно ясно раскрыл смысл, который он сам и его окружение вкладывали в понятие франкофонии, представляя ее как своего рода альтернативу «политике блоков».
Самая первая из крупных реформ составных частей международной системы франкофонии, призванная устранить их дублирование, была предпринята еще в 1991 году на четвертой Встрече глав государств и правительств франкоязычных стран, состоявшейся вторично в Париже. Тогда был учрежден руководящий многосторонний орган встреч на высшем уровне - Постоянный совет (Conseil permanent), а практическая разработка основных направлений политики была возложена на Конференцию министров (Conference ministerielle). Но решающий поворот произошел на шестой Встрече на высшем уровне, проходившей в Котону (Бенин) в 1995 году, когда было решено создать общий Генеральный секретариат франкофонии.
На седьмой Встрече на высшем уровне в Ханое в ноябре 1997 года АCCT было преобразовано в Межправительственное агентство франкофонии, был принят первый Устав франкофонии и Генеральным секретарем был избран бывший Генсек ООН Б. Бутрос-Гали.
На восьмой Встрече на высшем уровне, проходившей в Монктоне (Канада) в 1999 году, двумя главным темами обсуждения стали молодежная политика и вопросы прав человека, правового государства и демократии. А с учётом предстоящих переговоров ВТО в Си-эттле участники твердо высказались в поддержку политики культурного разнообразия.
На девятой Встрече на высшем уровне, проходившей в октябре 2002 года в Бейруте, Генеральным секретарём МОФ был избран бывший президент Сенегала Абду Диуф. Ему, в добавок к руководству Постоянным советом Франкофонии, были переданы бразды управления её главным концептуальным органом - Высшим советом Франкофонии, находившимся с момента своего создания в 1984 году под непосредственным контролем президента Французской Республики. Процесс консолидации международной системы франкофонии завершился после того, как на десятой Встрече на высшем уровне, проходившей в ноябре 2004 года в Уагадугу, был принят проект нового Устава (Хартии) МОФ. Глобальное призвание новой Организации сразу же подкрепилось присоединением к ней в качестве обозревателей целой группы нефранкоязычных стран - Австрии, Армении, Венгрии, Грузии и Хорватии, а в качестве ассоциированных членов- Андорры и Греции.
В сентябре 2006 года на одиннадцатой Конференции глав государств и правительств франкоязычных стран, проходившей в Бухаресте, к МОФ присоединились еще несколько европейских стран - Андорра, Македония, Греция и Албания - в качестве полноправных членов, Кипр - в качестве ассоциированного члена, а также Сербия и Украина - в качестве наблюдателей. Тогда же Абду Диуф был избран на новый четырёхлетний срок Генеральным секретарём МОФ.
Предпоследняя, двенадцатая по счёту, Встреча (Конференция) на высшем уровне состоялась в Квебеке в октябре 2008 года с участием глав 69 государств и правительств и обсуждала вопросы сотрудничества между развитыми и развивающимися странами в условиях мирового экономического и финансового кризиса. Кроме этого на встрече вновь обсуждались вопросы защиты французского языка и укрепления демократии.
Из всего вышесказанного явствует, что на протяжении последних 25 лет политика, проводимая Францией в области франкофонии, оставалась объектом пристального внимания правящих кругов при всех сменявших друг друга президентах страны. Одной из последних культурных акций уходящего президента Франции Жака Ширака стало проведение с марта по октябрь 2006 года, совместно с МОФ, в 120 городах страны многоформатного Фестиваля франкоязычной культуры и искусства с участием более 2000 артистов из 63 стран. Избранный в 2007 году президент Николя Саркози, уже внесший коррективы в «особую» культурную политику Франции, пока еще не дал повода говорить об отходе от традиционного курса в области франкофонии. При нём сохранились и активно действуют все официальные институты франкофонии.
Итак, сравнительно недавно, на международной арене окончательно утвердилась новая крупная многосторонняя организация и было достигнуто долгожданное единство мировой системы франкофонии. Ежегодно 20 марта во всем мире отмечается «Международный день франкофонии». Важными составными частями этой системы, наряду с её основными руководящими органами, являются Единый Многосторонний Фонд (FMU), Парламентская Ассамблея Франкофонии (APF), Университетское агентство франкофонии (AUF), Деловой форум (FFA), Союз франкоязычной прессы (UPF), Международная ассоциация франкоязычных мэров (AIMF) и др. В условиях глобализации МОФ прилагает особые усилия для координации своих действий с ООН и особенно с Советом по правам человека.

В рамках ЕС МОФ следит за приобщением к французскому языку новых стран-членов из Восточной и Центральной Европы и организует для них в Брюсселе специальные языковые курсы. До последнего времени Франция оставалась основным спонсором МОФ и её программ - 11,5 млн. евро в 2005 году или 40,2% бюджета. За ней следовали Канада, франкоязычная Бельгия и Швейцария.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ