Политика и система франкофонии в эпоху глобализации


Сегодня на французском языке говорят, пишут и читают во всем мире около 220 млн.чел. В 32-х государствах он является официальным государственным языком. Учат французский язык на планете 116 млн. чел.: 44% - в Тропической Африке, 23,4% - в Европе, 22,6% - в Северной Африке и на Среднем Востоке, 8% - в Америке и Карибском бассейне и 2% - в Азии и Океании. Французский язык как иностранный преподается на всех пяти континентах.

Круг интересов Международной организации франкофонии весьма широк. Заботы МОФ распространяются - от сохранения сферы влияния, помощи в развитии, защиты французского языка и до урегулирования региональных конфликтов и продвижения демократии в мире. 40% бюджета системы франкофонии обеспечивает её естественный лидер - Франция.  Вопрос о современном статусе французского языка в мире, конечно же, болезнен для франкофонов. Увы, язык Бальзака и Стендаля постепенно сдает свои мировые позиции. На фрунцузском языке осуществляют обучение и ведущие вузы мира, поэтому купить курсовую работу недорого по французскому будет очень даже кстати. ЦЕны от 1000 евро за курсовую.
Приходится признать, что французский язык сегодня далеко не первый на планете, а точнее говоря - девятый, после китайского, испанского, английского, хинди, арабского, португальского и русского. Однако его влияние во всё более глобальном мире еще достаточно велико.
Поскольку изначально в основу политики франкофонии была положена идея защиты и распространения французского языка, во Франции, еще в 1966 году, был создан Высший комитет с аналогичным названием и назначением. В 1975 году его деятельность обрела прочную конституционную основу - был принят самый первый закон об употреблении французского языка. Однако организационное начало новой политики франкофонии в самой Франции было положено декретом правительства социалистов только в октябре 1982 года, а в 1984 году были сформированы соответствующие центральные учреждения: Высший совет франкофонии под председательством президента Республики , Генеральный комиссариат французского языка (практические меры, сотрудничество) и Консультативный комитет по французскому языку . Организационные меры по наращиванию динамичной политики франкофонии были подкреплены материально.
За короткий период между первой Встречей на высшем уровне по франкофонии и третьей сессией Высшего Совета франкофонии правительство Ж. Ширака успело принять целую серию решений, имевших впоследствии не меньшее практическое значение для развития франкофонии, чем оргмеры, принятые социалистами в предыдущие два-три года. Среди таковых следует выделить, в частности, решение о введении выпускного госэкзамена в средней школе по специальности «франкофония», создание международного банка лингвистических и медицинских данных на базе французского языка, выпуск энциклопедического словаря по информатике, начало совместного производства компьютерных программ на французском языке и широкой компьютеризации школ. 
На основе идей и предложений, выработанных Высшим советом Франкофонии, весь промежуток между первой и второй встреча-ми на высшем уровне был отмечен усилиями Франции по созданию своего рода франкоязычной конфедерации, которая в идеологи-ческом и технологическом отношении могла бы успешно противостоять в основном англоязычному и отчасти испаноязычному миру.  Суть упорно и коллективно вырабатывавшейся политики заключалась в стремлении к максимальному соединению культурного, экономического и технологического потенциала соответствующих стран. В Квебеке был рассмотрен весь комплекс проблем франкофонии и её «фирменным знаком», согласно её идеологам того времени, должен был стать гуманизм.

 

Политика и система франкофонии в эпоху глобализации

 

Характерно, что оба французских руководителя того времени - президент-социалист Ф. Миттеран, и премьер-министр, голлист Ж. Ширак - оказались едины в отношении очередной встречи глав франкоязычных государств и правительств: оба, хотя и порознь, отправились в Квебек и приняли деятельное участие во Встрече. Выступая на открытии Встречи, Ф. Миттеран предельно ясно раскрыл смысл, который он сам и его окружение вкладывали в понятие франкофонии, представляя ее как своего рода альтернативу «политике блоков».
Самая первая из крупных реформ составных частей международной системы франкофонии, призванная устранить их дублирование, была предпринята еще в 1991 году на четвертой Встрече глав государств и правительств франкоязычных стран, состоявшейся вторично в Париже. Тогда был учрежден руководящий многосторонний орган встреч на высшем уровне - Постоянный совет (Conseil permanent), а практическая разработка основных направлений политики была возложена на Конференцию министров (Conference ministerielle). Но решающий поворот произошел на шестой Встрече на высшем уровне, проходившей в Котону (Бенин) в 1995 году, когда было решено создать общий Генеральный секретариат франкофонии.

 

Политика и система франкофонии в эпоху глобализации


На седьмой Встрече на высшем уровне в Ханое в ноябре 1997 года АCCT было преобразовано в Межправительственное агентство франкофонии, был принят первый Устав франкофонии и Генеральным секретарем был избран бывший Генсек ООН Б. Бутрос-Гали. 
На восьмой Встрече на высшем уровне, проходившей в Монктоне (Канада) в 1999 году, двумя главным темами обсуждения стали молодежная политика и вопросы прав человека, правового государства и демократии. А с учётом предстоящих переговоров ВТО в Си-эттле участники твердо высказались в поддержку политики культурного разнообразия.
На девятой Встрече на высшем уровне, проходившей в октябре 2002 года в Бейруте, Генеральным секретарём МОФ был избран бывший президент Сенегала Абду Диуф. Ему, в добавок к руководству Постоянным советом Франкофонии, были переданы бразды управления её главным концептуальным органом - Высшим советом Франкофонии, находившимся с момента своего создания в 1984 году под непосредственным контролем президента Французской Республики. Процесс консолидации международной системы франкофонии завершился после того, как на десятой Встрече на высшем уровне, проходившей в ноябре 2004 года в Уагадугу, был принят проект нового Устава (Хартии) МОФ. Глобальное призвание новой Организации сразу же подкрепилось присоединением к ней в качестве обозревателей целой группы нефранкоязычных стран - Австрии, Армении, Венгрии, Грузии и Хорватии, а в качестве ассоциированных членов- Андорры и Греции. 
В сентябре 2006 года на одиннадцатой Конференции глав государств и правительств франкоязычных стран, проходившей в Бухаресте, к МОФ присоединились еще несколько европейских стран - Андорра, Македония, Греция и Албания - в качестве полноправных членов, Кипр - в качестве ассоциированного члена, а также Сербия и Украина - в качестве наблюдателей. Тогда же Абду Диуф был избран на новый четырёхлетний срок Генеральным секретарём МОФ.
Предпоследняя, двенадцатая по счёту, Встреча (Конференция) на высшем уровне состоялась в Квебеке в октябре 2008 года с участием глав 69 государств и правительств и обсуждала вопросы сотрудничества между развитыми и развивающимися странами в условиях мирового экономического и финансового кризиса. Кроме этого на встрече вновь обсуждались вопросы защиты французского языка и укрепления демократии.
Из всего вышесказанного явствует, что на протяжении последних 25 лет политика, проводимая Францией в области франкофонии, оставалась объектом пристального внимания правящих кругов при всех сменявших друг друга президентах страны. Одной из последних культурных акций уходящего президента Франции Жака Ширака стало проведение с марта по октябрь 2006 года, совместно с МОФ, в 120 городах страны многоформатного Фестиваля франкоязычной культуры и искусства с участием более 2000 артистов из 63 стран. Избранный в 2007 году президент Николя Саркози, уже внесший коррективы в «особую» культурную политику Франции, пока еще не дал повода говорить об отходе от традиционного курса в области франкофонии. При нём сохранились и активно действуют все официальные институты франкофонии. 
Итак, сравнительно недавно, на международной арене окончательно утвердилась новая крупная многосторонняя организация и было достигнуто долгожданное единство мировой системы франкофонии. Ежегодно 20 марта во всем мире отмечается «Международный день франкофонии». Важными составными частями этой системы, наряду с её основными руководящими органами, являются Единый Многосторонний Фонд (FMU), Парламентская Ассамблея Франкофонии (APF), Университетское агентство франкофонии (AUF), Деловой форум (FFA), Союз франкоязычной прессы (UPF), Международная ассоциация франкоязычных мэров (AIMF) и др. В условиях глобализации МОФ прилагает особые усилия для координации своих действий с ООН и особенно с Советом по правам человека.

 

 

В рамках ЕС МОФ следит за приобщением к французскому языку новых стран-членов из Восточной и Центральной Европы и организует для них в Брюсселе специальные языковые курсы. До последнего времени Франция оставалась основным спонсором МОФ и её программ - 11,5 млн. евро в 2005 году или 40,2% бюджета. За ней следовали Канада, франкоязычная Бельгия и Швейцария.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*