В.И Вернадский и образование для будущего
Нам представляется, что наиболее адекватно отражают такие концептуальные образовательные установки педагогические модели, построенные на основе учения В . И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский опередивший не только свое, но и наше время, оставивший нам в наследие более 600 фундаментальных научных работ, принявший участие в открытии более 20 научных учреждений, внесший исторический клад в развитие науки от атома до Космоса, пока недостаточно оценен для образования.
К сожалению, в школе и вузе его наследие представлено поверхностно и почти не влияет на формирование мировоззрения, не воспитывает в учащихся «сыновнего чувства Космоса», что уже не адекватно отражает социоприродную динамику и цивилизационные демарши. Наши исследования знания работ В. И. Вернадского студентами естественных специальностей, проведенные в 2007 году в Уральском университете не дали утешительных результатов. Оказалось, что 75% студентов 4 курса (биологи и экологи) знают лишь фрагменты некоторых работ В. И. Вернадского и не знакомы с его философскими взглядами. Социологическое исследование в сообществе учителей, проведенное нами в 2006 году показало, что учителя недостаточно знакомы с идеями, концепциями и теориями выдающегося мыслителя, способствующими расширению сознания учащихся, развитию у них ноосферного и космического мышления, ценностных установок и нравственноэтических ориентаций.
Новое осмысление взглядов В . И. Вернадского на Мироздание, приводит нас к выводу их фундаментальной важности для дальнейшего развития целеполагания образования, связанного с ноосферным и космическим мышлением подрастающего поколения, осознанием ответственности за нынешние и будущие события на Земле
и, очевидно, в Космосе. По мнению исследователя ноосферогенеза A. Д. Урсула, под «ноосферной цивилизацией следует понимать грядущее состояние общества, когда оно перейдет на коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизированный коллективный разум сможет обеспечить выживание человечества, устойчивое безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в полной мере реализовать стремление человека к счастью».
Центрация целеполагания в образовании на развитие ноосферного и космического мышления не отторгает его национальные и этнические корни, а расцвечивает его содержание многообразными «красками» своеобразия культур, усиливая мотивацию на дальнейшее освоение Мира Человека и Мира Природы.
Ноосферное образование мы назвали «опережающим» так как оно создает «предвосхищающий прообраз» (по М. Хайдеггеру), «человека эпохи ноосферы» (добавлено Н.Н. Моисеевым). Оно направлено на будущее и опирается на теории, гипотезы, мысли о будущей цивилизации, базис которой еще недостаточно разработан (в отличие от традиционного образования, которое, в основном, транслировало опыт человечества). Приоритетными векторами содержания ноосферного образования, основанные на учении B. И. Вернадского о биосфере и основных идеях развития ноосферы, считаем следующие:
Первый вектор связан с опорой образования на рационализм эмпирических обобщений. По мнению В. И. Вернадского, эмпирические обобщения являются следствием концентрированного опыта человечества.
Второй вектор базируется на экологическом сознании и экологическом императиве, экологической этике, которые должны стать нормой поведения человека в социоприродной среде и повседневной привычкой жизнедеятельности. Выбор действия человеком в природе при таком условии адекватен состоянию природной среды и уровню его экологической культуры. Образовательная деятельность позволяет освоить, прежде всего, способы взаимодействия с окружающим миром.
Третий вектор основан на космическом мышлении. Он позволяет расширить познаваемый мир, выйти за пределы биосферы и формировать правила взаимодействия с Космосом. Но это уже будет другой уровень взаимодействия человека с природой. Данное направление развивается на основе интеграции науки, философии и искусства, расширяя границы рационального и иррационального мира.
Четвертый вектор связываем с эвдемонической педагогикой, которая развивает стремление человека к счастью через творчество. Это дает ему здоровье во всех своих проявлениях. Мы полагаем, что педагог, развивающий творческий потенциал обучающихся, испытывает счастье и сам. В конечном итоге высшая цель учителя создать условия для самореализации творческой личности, способствовать ее духовно-нравственному восхождению, созиданию, а не разрушению окружающего мира.
Приведем структурносодержательную модель ноосферной ориентации, разработанную нами для школы малого города центра горнозаводского Урала, развивающего традиции уральских мастеровых в рамках музейной педагогики, расширяющей сознание школьников на основе изучения профессионального опыта выпускников школы от металлурга и горняка, до конструктора космических аппаратов, исследователей природы и истории родного края и Земли. Модель состоит из пяти блоков: БЛОК 1 Целеполагание.
Развитие ноосферного мировоззрения учащихся в процессе их самореализации связываем с семью «Я»:
«Я ученик первой в истории города школы» (школе 70 лет).
«Я полевчанин» (житель города Полев
ского),
«Я житель Горнозаводского Урала»,
«Я потомок уральских мастеровых»,
«Я сын России»,
«Я землянин»,
«Я сын Космоса».
Эти концепции развития ноосферного мышления и самореализации личности сходятся в точке бифуркации «СЕМЬ Я», что по нашему мнению отражает философию космической семьи, объединяя личность с ближней семьей, родственниками, сообществом горожан, всеми уральцами, россиянами, жителями Земли и живым Космосом.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ