Фрагменты истории шведской культуры
Сразу скажем, что сборник следует признать весомым вкладом в становление РШЦ как научной и образовательной единицы мирового значения. В данном случае это не преувеличение, поскольку сборник служит реальным показателем того, что РШЦ по качеству своей научной и образовательной работы действительно является в своей области одним из ведущих проектов в мире. Уровень РШЦ это блестящее достижение как учёных, чьи статьи представлены в сборнике, так и сотрудников центра.
Сборник состоит из девятнадцати работ, посвящённых различным сторонам культуры Швеции. Все авторы преподаватели и аспиранты РШЦ. Издание осуществлено при поддержке Шведского института.
Статья Е.В. Шейкина «Стилистические особенности изображения фигур животных на готландских камнях группы А» преследует три цели: 1) опираясь на стилистические особенности формообразования, структурировать все имеющиеся изображения животных на готландских камнях раннего периода (группа А, конец III начало V в. н. э.); 2) найти возможные истоки стиля животных на камнях группы А, обратившись к искусству петроглифов и скульптурной пластике; 3) определить возможность датировки камней раннего периода с помощью стиля. Автор статьи подробно рассматривает разновидности изображений животных на камнях группы А и приходит к выводу об их стилистической общности с животными последнего этапа развития в искусстве петроглифов (ок. 1100600 гг. до н. э.)
В статье Е.П. Картамышевой «К вопросу о связи альвов с представлением об умерших предках в дохристианской скандинавской культуре» реконструируется эволюция образа альвов от скальдической поэзии до этнографического материала нового и новейшего времени.
В статье проф. Е.А. Мельниковой «Рунические мемориальные стелы: на перекрестье язычества и христианства» даётся блестящий анализ совмещения языческих и христианских мотивов как характерной черты шведских рунических памятников XI в.
В статье Х. Бенгтссона «Гробница Густава Васы в Уппсальском кафедральном соборе» рассматривается эволюция облика этого памятника. Факторами, определяющими его эволюцию, являются как события церковной истории Швеции, так и события в истории Уппсалы.
Статья проф. Я. Сванберга «Победное шествие Святого Георгия в религии и искусстве Востока и Запада» представляет собой превосходный очерк истории образа Св. Георгия Победоносца от древности до наших дней.
В статье М.М. Сомовой «Традиция шведского жилого дома» речь идёт о народной традиции жилища, носителями которой были свободные крестьяне. Источниками сведений о крестьянских жилищах являются в первую очередь экспонаты музеев под открытым небом, таких как Скансен в Стокгольме или музей народной культуры Уппланда в Старой Уппсале. Высказывание автора о том, что «современный шведский дом это часто маленький музей истории национального быта, где дедовская мебель, заботливо хранимая для потомков, соседствует с новейшими чудесами техники», является, конечно, идеализацией. Однако нельзя не согласиться с тем, что народные традиции в Швеции тщательно изучаются, о чём свидетельствует количество научных периодических изданий, посвящённых шведскому фольклору, этнографии и диалектологии.
Две следующие статьи посвящены шведской живописи конца XIX в. Особое внимание уделяется в них работам выдающегося художника этого периода Андерса Цорна. В статье О.Е. Егоршевой «Влияние импрессионизма на творчество шведских художников в последней четверти XIX в.» указывается, что интерес к импрессионизму в Швеции был отчасти реакцией на жёсткий академизм и консервативность Королевской академии художеств и Национального музея. Культурноисторическое значение французского импрессионизма для шведского искусства заключается в том, что он стимулировал поиск собственно скандинавских мотивов в живописи. Это привело к возникновению национального романтизма направления, придававшего особое значение национальному колориту и народным преданиям.
В статье А.В Познанской «Картины Андерса Цорна из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» говорится о широкой известности творчества Цорна в России в конце XIX начале XX в. Любопытно, что Цорн был настолько популярен, что в России оказалось достаточно много работ, выполненных в подражание шведскому художнику, причём ряд таких работ долгое время ошибочно приписывался Цорну.
В статье Н.А. Зайцевой «Карл Миллес: рождение скульптора» рассказывается о творческом становлении создателя таких известных произведений как «Рука Бога» и фонтана Посейдона в Гётеборге. Оно происходит в Париже рубежа XIX-XX вв. под влиянием в первую очередь Родена.
В статье М.А. Тимофеевой «Швеция и функционализм: Стокгольмская выставка 1930 г.» даётся глубокий анализ роли функционализма в решении социальных и культурных проблем в Швеции. Особенное внимание уделяется Стокгольмской выставке художественной промышленности, прикладного искусства и ремесла 1930 г. как одной из вех в развитии функционализма. Шведский функционализм, судя по статье М.А. Тимофеевой, является любопытным примером эффективного сотрудничества государственной власти и культурной элиты, конечным результатом которого было улучшение качества жизни народа. Основным рычагом действия при этом были этикоэстетические концепции, направленные на практическое решение задач общественного благоустройства.
Статья Т.А. Чесноковой «Пер Лагерквист и живопись» посвящена тем работам этого классика шведской литературы, в которых он выступает как критик искусства. В статье даётся анализ работ, которые написаны в период с 1913 по 1917 г., т. е. относятся к раннему творчеству писателя.
Статья Ф.Б. Успенского «Брак Мстислава и Кристины: к вопросу о русскошведских династических связях XI начала XII в.» посвящена приблизительно той же эпохе, что статья Е. А. Мельниковой, однако в ней рассматриваются матримониальные связи Руси и Скандинавии, а именно брак сына Владимира Мономаха Мстислава Великого и шведской принцессы Кристины. Существенно, что связи русской княжеской династии со Скандинавией в XXI вв. были настолько тесны, что, как указывает автор статьи, невозможно представить себе Русь того времени без взаимодействия со скандинавским миром.
В статье А.В. Толстикова «Русское православие в свете шведской лютеранской теологии (первая половина XVII в.)» содержится анализ работ шведских теологов XVII в. о православии. Возникновение шведских работ о православии в XVII в. имело чисто политические причины и было связано с необходимостью выработать политику в отношении православных на территориях, которые в перспективе могли быть присоединены к Швеции. Из-за этого (насколько можно судить по приведённому материалу) названные труды не являются реальной попыткой понять православие и отличаются крайней примитивностью (так, например, авторы одного из рассмотренных трактатов, по видимому, ничего не знали о проблеме «филиокве»).
Сборник завершается переводами художественных текстов, выполненными А.Д. Щегловым. Представлены переводы трёх «Нравомучительных рассказов», принадлежащих одному из самых популярных писателей-сатириков Швеции Акселю Валленгрену (1865-1896), и двух стихотворений Юхана Людвига Рунеберга (1804-1877), классика финской литературы, писавшего на шведском. Каждый перевод снабжён введением, дающим краткие сведения об авторах.
В заключение скажем, что статьи, входящие в сборник, можно отнести к числу лучшего из того, что написано о культуре Швеции на русском языке, поэтому сборник вполне можно рекомендовать студентам в качестве своеобразного введения в культуру Швеции. Это, однако, не означает, что в сборнике отражена вся проблематика, связанная с изучением шведской культуры. Можно высказать пожелание, чтобы тематика следующих публикаций Российскошведского центра была расширена. Выскажем также надежду, что последующие публикации и сборники РШЦ будут выполнены на том же научном уровне.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ