Региональная политика в постсоциалистической Польше

После краха социалистического лагеря и распада СССР бывшие социалистические восточноевропейские страны практические "выпали" из сферы интересов отечественной социально-экономической географии. Происходившие в них процессы формирования демократических основ политической жизни и перехода к рыночной экономике, исчезновения старых производств и возникновения новых, интеграции в европейскую и мировую экономику и даже свертывания всех связей с нашей страной оказались очень слабо изученными. Возможно, эта слабая изученность явилась одной из причин такого невероятного количества ошибок и промахов во всех сферах жизни общества, которые были совершены в нашей стране в постсоветское время. Пространственная политика является основным элементом общей политики развития". Польское понимание пространственной политики исходит из того, что она является самостоятельной составляющей политики развития, а не инструментом реализации других видов политики, как это традиционно понимается у нас. Особенно ценно то, что целью пространственной политики провозглашается рациональное использование пространства, т.е. именно то, над чем на протяжении всей истории своего существования работает социально-экономическая география.  Перед походом в музей вы можете ознакомиться с его содержанием в нашей он-лайн галерее!

Эти положения конкретизируются в документе, озаглавленном "Предложения по управлению развитием Польши", принятом Советом Министров 27 апреля 2009 г. В этом документе цели и задачи управления развитием определяются следующим образом: "Под системой управления развитием следует понимать комплекс мероприятий, направленных на эффективное использование человеческих и материальных ресурсов, осуществляемых учреждениями разных уровней власти в координации с общественноэкономическими и неправительственными организациями, основанных на принципе партнерства для достижения поставленной цели".
Важнейшим условием формирования системы управления развитием в Польше является сотрудничество государственных учреждений с общественностью. У нас в стране это, к сожалению, далеко не так. Разработка планов и программ регионального развития отдана на откуп неким "центрам региональных исследований", "центрам стратегических разработок", "международным центрам развития регионов" и прочим организациям, предложения которых зачастую составляются "под копирку" для разных регионов страны и иногда просто поражают нелепостью. Общественность часто просто ставится в известность, что для того или иного региона разработана некая программа развития.
Очень интересно также содержащееся в этих "Предложениях" утверждение о том, что "Опыт нескольких лет участия Польши в Европейском Союзе показывает, что соответствующее определение целей развития и создание возможностей для их реализации не зависит, как считалось до настоящего времени, лишь от наличия достаточных финансовых средств. ... Важным, в дополнение к финансовым ресурсам, а в долгосрочной перспективе даже более важным фактором, определяющим развитие страны, является система управления в общественном секторе". Это положение интересно тем, что Польша была одной из первых стран бывшего "социалистического лагеря", в 1990е гг. осуществивших переход к рыночной экономике методом "шоковой терапии", и в то время считалось, что государство и общество в экономику вмешиваться вообще не должны.

Региональная политика в постсоциалистической Польше

Структура "Стратегии развития страны. 2007-2015" очень интересна. В первую очередь анализируются процессы пространственного развития Польши в постсоциалистическое время и определяются региональные различия по некоторым показателям. Различия эти велики. Если по Польше уровень ВВП на душу населения составляет 47% от среднего по Евросоюзу, то в столичном Мазовецком воеводстве  72%, а в двух самых бедных воеводствах, расположенных на востоке Польши, Люблинском и Подкарпатском, 33.2%. Средний уровень безработицы по Польше составляет 16%, но в Мазовецком воеводстве он составляет всего 12.8%, а в самом "безработном" северо-восточном Варминско Мазурском воеводстве  24.7% .
В "Стратегии развития страны", вслед за характеристикой региональных различий, разбираются преимущества и слабые стороны "польской специфики", т.е. выявляются и анализируются особенности, отличающие Польшу от других стран Европы и мира, рассматриваются шансы и угрозы, а также основные дилеммы развития страны. Но большая часть "Стратегии" посвящена определению целей и основных приоритетов развития. К числу таковых относятся рост конкурентоспособности и инновационности экономики, улучшение состояние технической и общественной инфраструктуры, количественное и качественное улучшение структуры занятости, комплексное развитие общества и его безопасность, развитие сельской местности, региональное развитие и укрепление территориального единства.

Определяются условия достижения целей, финансирование и система реализации. Этот раздел в отечественных "концепциях" и "стратегиях" регионального развития чаще всего отсутствует. В них предлагается некий комплекс мероприятий, который по мысли составителей должен способствовать развитию региона, но кто, как и за какие деньги должен эти мероприятия осуществлять, умалчивается.
В целом польская "Стратегия развития страны" производит впечатление хорошо продуманного документа, опирающегося на детально разработанную концептуальную основу и имеющего четко выраженного практическую составляющую. Его составители говорят о сложных вещах простым языком. В тексте "Стратегии" почти не употребляются "умные слова" наподобие модных нынче "кластеров", в аналогичных отечественных документах призванные главным образом скрыть их полную бессодержательность. Нет и "сценариев развития по трем вариантам". "Три варианта" (пессимистичный, реалистичный, оптимистичный  "то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет"), в сущности, представляют собой способ ухода составителей программ и планов от всякой ответственности за их реализацию. В "Стратегии развития страны" четко определяется то, что Польша и ее регионы представляют собой сейчас, чего они должны достичь к 2015 г., каким именно образом им надлежит меняться и какие средства при этом использовать.
Основные положения "Стратегии развития страны" дополняются и конкретизируются в документах, разрабатывающих проблемы собственно регионального развития. В сентябре 2009 г. Министерство регионального развития подготовило новый документ, определяющий региональное развитие страны, который называется "Стратегией регионального развития страны. 2010-2020" ("Krajowа Strategiа Rozwoju Regionalnego. 2010-2020"). В сентябре  ноябре 2009 г. этот документ прошел обсуждение во всех воеводствах Польши, и в декабре представлен на утверждение в Совет Министров.

Основной стратегической дилеммой регионального развития страны в Польше полагается противоречие между усиливающейся конкуренцией регионов и необходимостью обеспечения территориального единства страны. Для решения этой дилеммы предлагается определение нескольких стратегических направлений, в которых региональная политика должна одновременно развивать региональную конкуренцию и поддерживать территориальное единство. К их числу относятся:

    1.лучшее использование потенциалов городских местностей, имеющих наибольшее значение для ускорения роста и увеличения занятости, при одновременном      стимулировании других местностей;

    2.обеспечение внутреннего единства страны. Недопущение чрезмерных пространственных различий;
    3.создание и освоение инноваций;
    4.негативные демографические тенденции и более полное использование трудовых ресурсов;
    5.улучшение качества трудовых ресурсов;
    6.ответ на климатические изменения и обеспечение энергетической безопасности;
    7.правильное использование природных и культурных ресурсов;
    8.обеспечение качества транспортной и информационнотелекоммуникационной инфраструктуры;
    9.повышение институционального потенциала для управления развитием на уровне страны и регионов.

Однако даже столь краткое их изложение свидетельствует о том, что опыт Польши может быть востребован и использован в условиях России. Те процессы, которые происходят в нашей стране, и возникающие при этом проблемы пространственного развития не уникальны, как мы привыкли считать. Они характерны для многих других стран. И есть прямой смысл заимствовать в этих странах методы регулирования данных процессов и решения возникающих проблем.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*