Современное банковское право в Польше
Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождалась адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например о банках и банковской деятельности или о Центральном банке. Вновь принятое банковское законодательство в ряде стран носило

В Польше, как и в ряде других стран постсоциалистического развития, необходимость преобразования банковского права была вызвана несоответствием существовавшей банковской системы новым экономическим отношениям в стране, невозможностью ее функционирования в измененных условиях без кардинальной трансформации законодательной базы. Кроме того, Польша стремилась вступить в Евросоюз, а это обстоятельство требовало приведения банковского законодательства в соответствие с нормами и требованиями ЕС.
Таким образом, Закон «Банковское право», вступивший в силу в феврале 1989 г., совмещал в себе элементы управления, характерные как для плановой экономики, так и для рыночной модели банковских систем. Данный закон способствовал достижению независимости и установлению принципа самофинансирования банков. Согласно закону, банк должен был самостоятельно из полученных доходов покрывать операционные расходы, обязательства перед государственным бюджетом, обязательства по договорам, затраты на развитие и другие расходы.
Так, акционеры обязаны получить разрешение Комиссии банковского надзора. Существуют четыре обязательных требования для их учреждения, являющиеся общими для всех стран Европейского Союза. Прежде всего, они касаются соответствующего уровня собственного капитала, который должен составлять эквивалент 5 млн. евро в злотых по курсу Национального банка в день принятия решения об учреждении банка, относительно кооперативных банков минимальный уровень капитала составляет 1 млн. евро.
Относительно собственного капитала введены следующие ограничения:
— первое заключается в запрете одному акционеру осуществлять денежные взносы, превышающие половину уставного капитала банка;
— второе касается соблюдения пропорции между размером денежных и неденежных взносов: последние не могут превышать 15 % общего уставного капитала;
Деятельность коммерческих банков в Польше основывается на принципах самостоятельности банков, самофинансирования, универсальности и подчинения банков внутреннему контролю и банковскому надзору. Действующее законодательство ограничивает вмешательство кого-либо в принятие решений и ведения дел банками. Объем полномочий министра финансов и Совета министров четко очерчен и сведен к минимуму. Очевидно, что банки взаимодействуют с правительством в реализации экономической политики страны.

Законодательно определено создание Банковского совета как координирующего, совещательного и консультационного органа банков. Совет состоит из Президента НБП, его заместителя, президентов 14 перечисленных в Законе банков и их представителей, представителя Министерства финансов и представителя Центрального планового ведомства. Банковский совет определил три формы банковской деятельности:
1) банковские операции, которые могут осуществляться только банками;
2) банковские операции, которые могут осуществляться не только банковскими кредитными
организациями;
3) другие операции.
В соответствии с банковским законодательством надзор за деятельностью банков, их филиалов и представительств иностранных банков стал одной из функций НБП. Для выполнения указанных задач в 1989 г. В структуре НБП был создан Отдел по банковскому надзору, который в 1990 гг. был переименован в Генеральную инспекцию по банковскому надзору (далее — ГИБН), осуществляемый НБП банковский надзор должен был гарантировать сохранение в банках вкладов и депозитов, соблюдение действующего законодательства во взаимоотношениях учредителей банков как с юридическими, так и с физическими лицами.
Принятие Закона «О потребительском кредите» также было продиктовано необходимостью сближения польских нормативных актов с соответствующей Директивой ЕС. Существовавшие до принятия Закона «О потребительском кредите» положения, касающиеся кредитования, носили фрагментарный характер. Закон, вступивший в силу в 2002 г., привел польское законодательство в соответствие с Директивой ЕС и дополнил уже существующее законодательство. Он определил порядок оформления договоров потребительского кредита и ввел положения, защищающие интересы потребителей. В соответствии с Директивой ЕС принятым Законом были введены понятия «потребительский кредит» и «договор потребительского кредита». Кроме того, были определены не только кредитные взаимоотношения потребителей с банками, но и все финансовые взаимоотношения с финансовыми учреждениями потребителей и продавцов.
С 2002 г. вступил в силу Закон «Об обмене иностранной валюты». Он отменил большинство предыдущих запретов на торговлю иностранной валютой и привел польское законодательство в соответствие с положениями ЕС. Закон устранил конверсионные запреты, отменил какие-либо ограничения на движение капитала и осуществление расчетов между Польшей и странами ЕС, которые производятся вне рамок Европейского соглашения.
Основные законы, определяющие деятельность банковского сектора Польши, дополняются также другими нормативными актами, такими как: Кодекс коммерческих компаний, Гражданский кодекс, Закон о кооперативном праве, Закон о публичной торговле ценными бумагами и доверительных фондах.
Таким образом, начиная с 1989 г. и по настоящее время законодательная база польского банковского права претерпела значительные изменения. Можно выделить несколько этапов этих преобразований, каждый из которых сопровождался последовательными изменениями законодательных основ, регулирующих функционирование банковского сектора Польши.

В действующем польском законодательстве большое внимание уделяется банковскому надзору, ему законодательно дано право вмешиваться в сферу деятельности банков, чтобы в правовом порядке обеспечить законное и безопасное их функционирование, заключающееся в безопасности хранения денежных средств, накопленных на банковских счетах, и обеспечение законности деятельности банков.
Польские правовые стандарты к моменту вступления в Евросоюз в наибольшей степени отвечали европейским нормам в: организационной структуре и функциях банковской системы, порядке и принципах учреждения банков, организации и основах функционирования банковского надзора, а также системе пруденциальных норм. Кроме того, структура НБП была приведена в соответствие решениям Европейского Центрального банка и его уставу. Согласно требованиям ЕЦБ Национальному банку Польши и его коллегиальным органам (Совету денежной политики и Комиссии банковского надзора) было делегировано право принятия решений по вопросам формирования денежной политики и определения процедур надзора за безопасностью.
Проанализировав действующее банковское законодательство Польши, можно сделать вывод, что его главной особенностью является возможность банков, созданных в различных организационно-правовых формах, вести свою деятельность на основе одних и тех же принципов, сформированных в полном соответствии с нормами Европейской системы центральных банков. И если сегодня можно говорить о проблемах, сдерживающих развитие польского банковского сектора, то они лежат в области организационных структур банковского сектора, нехватки технического оснащения и недостаточности национального капитала в банковской сфере, а не в области законодательного права.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ