Отношение Польши к Европейскому союзу

Сущностные политические перемены, происшедшие в 1989 г., обусловили новый подход к основным целям польской внешней политики. С начала 90-х годов к таковым относятся: правовое урегулирование отношений и развитие всестороннего сотрудничества с соседними государствами, активная поддержка региональных инициатив, заинтересованное участие в деятельности по созданию системы безопасности в Европе. Однако несомненно приоритетным направлением было стремление Польши к возможно более быстрой и полной интеграции с политическими, военными и экономическими структурами Западной Европы, а также всего евроатлантического региона - Советом Европы, НАТО, ЗЕС, и Европейским союзом. Польша вступила в Совет Европы в 1991 г., а в НАТО - в 1999 г. Но интеграция с Европейским союзом потребует большего времени. Больше всего проблем и противоречий в этом процессе, несомненно, связано с экономикой.

 

 

Именно экономическая сфера требует прохождения долгого и дорогостоящего пути приспособления, достижения соответствия, и хотя, по оценкам политиков, специалистов, да и общества в целом, этот путь открывает серьезные возможности, но он же таит в себе и угрозы для экономики страны. Без быстрых и эффективных структурных реформ никаких шансов использовать не удастся, напротив, произойдет крах, особенно в наиболее отсталых секторах экономики.

Как ни странно, одними из лучших экспортных товаров Польши являются мышки, да, купить компьютерную мышь из Польши становится обычным делом для европейцев. Хотя одними мышками экономику не подправишь, это радует.

Если учесть, что период трансформации весьма короток, то следует признать, что официальный процесс сближения Польши и Европейского союза происходил динамично. В сентябре 1989 г. был подписан Договор о торговле и экономическом сотрудничестве между Польшей и ЕС. Уже в первой половине 1990 г. польские власти предприняли усилие к достижению соглашения об ассоциации с Сообществом. 16 декабря 1991 г. было подписано Европейское соглашение по этому вопросу, вступившее в силу с 1 февраля 1994 г. 8 апреля 1994 г. Польша обратилась с официальным заявлением о вступлении в Европейский союз.

Деятельность в сфере интеграционной политики и связанные с этим процессом трудности на протяжении 90-х годов сопровождались политическими дебатами по проблеме интеграции Польши в Европейский союз. Они оказались частью более широкой дискуссии по вопросам интеграции и европейского единства, региональных и общеевропейских структур экономического сотрудничества, а также безопасности, двусторонних отношений с соседями, особенно с Германией. В этой дискуссии участвовали представители польских властей, выражавших свою официальную позицию в Парламенте, в заявлениях и интервью для печати, лидеры политических партий, деятели различных профсоюзных и общественных организаций, представители церковных кругов, публицисты, деятели культуры и науки.

Цели, сформулированные Кшистофом Скубишевским, первым польским министром иностранных дел после 1989 г., нашли поддержку даже сторонников наиболее влиятельной парламентской оппозиции - Союза демократических левых сил, что имело место в тот период, когда эта политическая группировка оказалась у власти: интеграция Польши в Европейский союз последовательно поддерживалась всеми польскими властями в период 90-х годов.

Министр иностранных дел Бронислав Геремек в преамбуле к декларации правительства РП в связи с началом переговоров по вопросу вступления Польши в ЕС в очередной раз заявил, что «Польша приступает к переговорам, будучи убеждена, что членство в Европейском союзе - это самый правильный выбор с точки зрения безопасности государства, стабильности демократического устройства, укрепления основ быстрого и сбалансированного экономического развития и построения современного гражданского общества». Б. Геремек подчеркнул также, что это выбор суверенного государства, основанный на единомыслии политических сил и широкой поддержке польского общества.

 

Он, несомненно, имел основания для такого утверждения, так как, несмотря на упомянутые колебания общественного мнения, большинство общества осталось сторонником польского членства в Союзе, рассматривая это как главную цель политики. Однако содержанием второго этапа польского пути к интеграции будет переход от обсуждения проблем общего характера к дискуссии по очень конкретным во-просам. Предметом политических дебатов станут не столько идеалы, сколько реформы, подчас ущемляющие в краткосрочной перспективе интересы влиятельных социальных групп, составляющих электорат многих партий. Эти дебаты призваны определить темпы реформ, взвесить не только их социальные последствия, но и оценить результаты их замедления для развития Польши, ее шансы соответствия вызовам цивилизационных, политических и экономических процессов, не ограничивающихся пределами Европы, а являющихся результатом идущего процесса глобализации. Новое содержание дебатов предполагает постановку вопроса о роли Польши в том Союзе, в который она стремится, о том, сможет ли Польша, и если да, то каким образом, способствовать стабилизации своего региона, вновь оказавшегося разделенным в связи с различным отношением к проблеме расширения НАТО и Европейского союза. Политические дебаты должны коснуться и вопроса, доселе не поднимавшегося из дипломатических соображений. Речь идет об облике Европейского союза, направлениях его развития, реформах институциональной системы. Ведь Союз, в который Польша потенциально вступит, может стать совсем иной структурой по сравнению с ныне существующей, что тем вероятнее, чем более длительным будет процесс интеграции. Впервые на этом вопросе заострил внимание министр иностранных дел Геремек в ежегодном докладе в мае 1999 г., подчеркнув, что Польша, хотя бы в общих чертах, должна выработать свою позицию в этих вопросах и, хотя бы опосредованно, участвовать в их обсуждении.
Вышеизложенные замечания о состоянии польской интеграционной политики, а также отношения Польши к ЕС позволяют констатировать, что в ближайшие годы во внешней политике страны и в состоянии общественного мнения могут проявиться следующие тенденции: 

- на польской политической арене и в дальнейшем будут доминировать политики и политические группировки, решительно убежденные в неизбежности включения Польши в процесс европейской интеграции. По-прежнему будет выдвигаться цель - как можно более быстрое вступление Польши в ЕС, хотя трудно сказать, удастся ли выполнить ныне существующий план: в 2003 г. - вступление в ЕС и в 2005-2008 гг. - вхождение в систему евро;

- по мере того, как общество будет ощущать на себе цену реформ, сочетающихся с процессом приспособления к требованиям ЕС. будет происходить поляризация на политической арене. Возможны консолидация и усиление радикальных группировок, выступающих против членства в ЕС,

- заканчивающееся десятилетие повсеместно оценивается как успешное для польской внешней политики, тем не менее будущее потребует несколько иной, чем ныне, расстановки акцентов. При условии быстрых темпов укрепления демократической системы, достижения значительного прогресса в экономике, выстраивания хороших отношений с соседями Польша, будучи членом НАТО и кандидатом на вступление в ЕС, может претендовать на большую активность в своем регионе. В связи с этим Польша заявляет о своей решительной поддержке развития интеграционных структур или особых принципов сотрудничества с государствами Балтии и Украиной, а в случае политических перемен в Белоруссии - и с этим государством. С этим связан постулат польской политики, согласно которому нельзя создать стабильной Европы, проводя в ней новые разделительные линии. В данном контексте необычайно важны самые хорошие отношения с демократической Россией;

- особо стоит вопрос о необходимости выработки Польшей концепции будущего ЕС. Данный вопрос институциональных реформ не был предметом обсуждения. Лишь в сфере европейской безопасности явно прослеживается общая тенденция к поддержке европейской оборонной идентичности, но при сохранении присутствия в Европе США, а также сил НАТО. Вместе с тем в ответе на вопрос отдаленного будущего - должен ли ЕС развиваться в направлении создания федерации или же Европы отечеств - мнения поляков весьма различны;

- факт начала переговоров с ЕС и проявляющееся в ходе этих переговоров столкновение интересов с отдельными государствами (как и предстоящее обсуждение облика Союза) может отразиться на уже существующих «союзах». Например, носящие до сего момента особый характер отношения с Германией могут измениться в худшую сторону;

- несомненно, вопросом престижа польской внешней политики останется сохранение активной роли в процессах европейской интеграции. И эта линия, вероятно, получит поддержку большинства общества.

 

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*