Институциональная поддержка развития сельских территорий в Польше и Англии
За последние десятилетия в Польше реализуется множество программ, нацеленных на многофункциональное развитие сельских территорий. Такое развитие заключается главным образом в значительно большей, чем прежде, дифференциации сельской экономики, т.е. в отходе от монофункциональности, традиционно основывавшейся на производстве сельскохозяйственного сырья.
Многофункциональное развитие - это умелое включение в аграрное пространство все новых несельскохозяйственных функций. Многофункциональное развитие - понятие очень широкое. Программа активизации сельских территорий (ПАСТ) в 2000 - 2004 гг. финансировалась из кредитных средств в сумме 118,8 млн. евро, полученных польским правительством от Всемирного банка. Примерно такую же сумму Польша выделила из собственных средств, так что общий бюджет ПАСТ превысил 259 млн. евро. Целью программы была поддержка понимаемого в широком смысле экономического развития сельских территорий. Структура ПАСТ включала три базовых компонента:
- Компонент A - микрокредиты, непосредственно предназначенные для создания рабочих мест вне сельского хозяйства через поддержку существующих хозяйствующих субъектов или создание новых;
- Компонент B - активизация человеческих ресурсов через повышение квалификации, образование и создание институционального потенциала администрации на локальном и региональном уровнях;
- Компонент С - связанный с инфраструктурой и ориентированный на инвестиции, способствующие привлечению капитала на село.
Результаты ПАСТ следует оценивать в двух плоскостях. Первая -поддающаяся измерению в виде новых рабочих мест, новых хозяйствующих субъектов, протяженности отремонтированных дорог или построенных канализационных сетей, отремонтированных школ, числа занятий и курсов. Вторая - трудная для непосредственной оценки, выражающаяся в эффекте обучения сотен чиновников (прежде всего локального уровня), вовлеченных в реализацию программы, часто в сотрудничестве с государственной администрацией разного уровня и неправительственными организациями
Программа «Импортная кредитная линия для аграрного сектора -Агролиния» была запущена в рамках первого транша помощи, который Польша получила в начале экономических преобразований в 1991 г. Источником финансирования были средства Еврокомиссии на основе программы ФАРЕ (PHARE).
Программа «Агролиния» состояла из двух элементов:
- технической помощи, охватывающей обучение, консультирование и информационную деятельность, обеспечивающую инвестиционный процесс в сельском хозяйстве и в связанных с ним областях.
В рамках выделенной кредитной линии в 1991 - 1996 гг. был предоставлен 971 кредит на общую сумму 71 млн. злотых .
Обновленная версия этой программы - «Агролиния 2000» продолжает реализацию преференциальной кредитной линии. В ее рамках 2534 хозяйствующим субъектам выделена сумма в 149 млн. зл. . Больше всего кредитов получил сектор переработки, на втором месте было растениеводство, на третьем - животноводство и услуги, где доминировали кредиты на агротуристическую деятельность.
«Европейский фонд развития польского села» (ЕФРПС), действующий с 1990 г., является неправительственной организацией. Основателем фонда была Комиссия ЕС. В настоящее время реализуются кредитные линии, содействующие инициативам в следующих областях:
- образование на селе,
- строительство сельских дорог,
- водоснабжение села,
- развитие информационного общества,
- здравоохранение (медучреждения и аптеки),
- ветеринария,
- агротуризм,
- развитие несельскохозяйственного малого и среднего предпринимательства.
Преференциальные кредитные линии ориентированы прежде всего на содействие развитию инфраструктуры и предпринимательства. Больным местом развития сектора малых и средних предприятий является отсутствие собственного капитала. Привлечение фирмами капитала из банковского сектора связано с необходимостью получения гарантий, что создает труднопреодолимый барьер для их развития.

Поэтому ЕФРПС учредил общество с ограниченной ответственностью «Кредитные поручительства».
Инициативы ЕФРПС вписываются в решение самых существенных проблем польской деревни - создание новой инфраструктуры, активизация местной общественности и борьба с безработицей.
В отличие от ряда других организаций, ЕФРПС не только «не проедал» полученные от Евросоюза средства, но и преумножал их. Финансовые выигрыши от текущей операционной деятельности (кредитов) использовались на выдачу дотаций. Руководство фонда внимательно наблюдает за переменами, происходящими в польском селе, актуализируя круг деятельности в зависимости от появляющихся потребностей.
Теперь настоящие сигары это не редкость! Самые заядлые ценители, не пожалеют крупную сумму денежных знаков, чтобы испытать огромное удовлетворение от аромата и вкуса настоящих сигар. Именно
Фонд осуществляет 4 программы микроссуд в зависимости от источников финансирования: из средств уже завершенной Программы активизации сельских территорий; из собственных средств; из средств Агентства сельскохозяйственной недвижимости госказны (занимающегося реализацией имущества бывших госхозов) и средств Польского агентства развития предпринимательства. Выполнение этих программ обеспечивают 20 сотрудников фонда и 18 консультантов по займам, выбранных и подготовленных в регионах действия программ.
В современной Польше функционируют намного больше различного типа фондов, деятельность которых распространяется на всю территорию страны. Осуществляемые ими программы по поддержке различных направлений развития сельских территорий привнесли в «систему финансового кровообращения» польской деревни значительные средства. Развитием периферийных регионов должно заниматься специально созданное для этих целей новое агентство, организованное по образцу действовавшей до недавнего времени в Англии «Комиссии по вопросам развития сельских территорий» (Rural Development Commission).

Деятельность данной Комиссии распространялась на 35% территории Англии (сельские районы с неблагоприятными условиями) с 6% ее населения ( 3 млн. чел.). Эти районы с самым высоким уровнем безработицы нуждались в социальной и экономической помощи. Комиссия располагала годовым бюджетом в 44 млн. ф.ст. и 350 сотрудниками, занятыми в нескольких территориальных отделениях.
После экономического оживления в малых городах в 1970-х годах Комиссия начала интересоваться малыми поселениями и их проблемами. Развернулся процесс более свободного и смелого размещения промышленности на типично сельских территориях. Это было нелегко, поскольку в подсознании англичан глубоко укоренилась идея защиты сельского ландшафта.
Консультационная активность Комиссии ограничивается сельскими территориями с большими проблемами развития, а также уже действующими хозяйственными субъектами, значимыми для локальной экономики, и предприятиями с большим потенциалом развития.
Малые фирмы поддерживаются также путем помощи в маркетинге и участия в выставках. Дотации Комиссии на эти цели составили 501 тыс. ф.ст. В 1994 г. на 22 выставках продемонстрировала свои товары 221 фирма. Участием были удовлетворены 91% экспонентов, собравшие заказов на сумму почти 500 тыс. ф.ст.
Влияние Комиссии на локальном уровне было весьма значительным. Она способствовала росту самосознания в сельских сообществах и динамизации экономического развития сельских районов. Программы развития на селе современной многоотраслевой промышленности (фабрик будущего), а также налаживание в широких масштабах обучения и возвращение в производственный оборот запущенных пустующих строений подтолкнули развитие местной предприимчивости. Сохраняется стремление к созданию на селе более разнообразных возможностей занятости (многофункциональное развитие), с тем чтобы малые городки и деревни могли развиваться, а их жители не были вынуждены искать работу и жилье в других частях страны. Следует, однако, констатировать, что за развитие сельских территорий все большую ответственность несут окружные советы, советы графств, советы сельских общин, которые намного лучше знают, какие направления развития желательны и как использовать локальный потенциал. Кроме того, разнородность институциональной инфраструктуры в сфере развития сельских территорий следует признать сильным оружием в противодействии сельскохозяйственному лобби, стремящемуся как можно больше средств направить на дотации фермерам.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ