Трансформация германской дипломатии в отношении Польши в контексте итогов Первой мировой войны
Версальский мирный договор оформлял создание Польской республики и определял территориальное размежевание между двумя государствами. Он обязывал Германию признать независимость польского государства и вернуть ему часть польских земель, захваченных Пруссией в результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. и в большинстве своем населенных поляками. К Польше отходили районы Померании, Познань, большая часть Западной Пруссии (68%) и часть Восточной Пруссии.
За Польшей закреплялась узкая полоса балтийского побережья западнее Данцига (Гданьска), обеспечивающая ей выход к морю в районе города Гдыни и получившая название «Польского» или «Данцигского коридора». Этот «коридор» отсекал от Германии Восточную Пруссию.

Такое определение германо-польской границы не могло устроить ни Германию, ни Польшу. Германия не желала соглашаться на передачу новому соседу столь значительной части своих территорий, которые к тому же отрывали Восточную Пруссию от остальной части страны. И это не случайно, так как эти земли имели значение не только со стратегической, моральной (на отошедших к Польше землях проживало значительное немецкое население), но и с экономической точки зрения: отходившие к Польше земли были одним из промышленных центров Германской империи в довоенные годы.
Польша также не была удовлетворена, поскольку претендовала на гораздо большие территории. Принятые в Версале решения вызвали серьезное беспокойство в Варшаве. Протесты польского премьер-министра И. Падеревского, прибывшего в Париж, ни к чему не привели. С польскими представителями разговаривали «преувеличенно любезно, но вместе с тем решительно; постановления «Совета» были безапелляционными» .
Германия была заинтересована в победе большевиков, позволявшей ликвидировать Версальский мир. Но правые силы в Германии, по словам Г.В. Чичерина, сознавая «противоположность интересов господствующих классов Германии и Польши», все же не использовали конъюнктуру «нашей борьбы с Польшей». Как следует из докладной записки Г. Секта имперскому руководству от 26 июля, дело объяснялось тем, что хотя
Часть немецких политиков пыталась объяснить странам Антанты и Польше, что Германия готова участвовать в разгроме большевиков, но лишь в обмен на пересмотр германо-польской границы .
Польша же в этот период была полностью сосредоточена на своей восточной политике, на советско-польской войне, и не уделяла должного внимания проблемам своих западных и северных границ. Лишь за четыре дня до голосования польское правительство обещало населению плебисцитных округов самоуправление и обязалось не брать оттуда рекрутов для войны с Советской Россией. Но это было сделано очень поздно.
Плебисциты в армии и на Мазурах состоялись 11 июля 1920 г. Большинство населения высказалось против присоединения к Польше. На Мазурах за нее проголосовало 7408 человек, за Германию - 355655; в армии за Польшу было подано 7632 голоса, за Германию - 91624.
19 февраля 1921 г. в Париже было подписано франко-польское политическое соглашение, которое сопровождалось тайным антинемецким военным договором. Это стало основой франко-польского союза, которого обе страны придерживались вплоть до 1925 г. - до подписания Локарнского договора. В Польше этот союз рассматривали как «важнейший, имевший огромное значение для укрепления польской государственности и препятствующий развитию немецкого милитаризма - самого страшного врага польского национального существования».
После окончательного определения польско-германской границы одной из серьезнейших проблем во взаимоотношениях двух стран стал вопрос о Данциге. Этот «вольный город» являлся одним из главных объектов «войны нервов», которую открыто вели Германия и Польша после Версаля.
«Вместо того чтобы отдать Данциг Польше, - писал участник британской делегации в Версале Д. Кейнс, - договор превращает Данциг в «вольный город», но включает этот «вольный город» в польскую таможенную границу, вверяет Польше контроль над его речной и железнодорожной системой и постановляет, что польское правительство принимает на себя руководство иностранными сношениями вольного города Данцига, равно как дипломатическую защиту граждан этого города за границей».
Недостатка в этих конфликтах не было. Немецкая пресса Данцига постоянно писала об агрессивности Польши, стремившейся захватить «вольный город». Настоящий взрыв у немецкого населения вызвало решение Лиги наций от 14 февраля 1924 г. о передаче Польше полуострова Вестерплаца, находившегося на территории «вольного города». Спорный вопрос о Вестерплаце неоднократно обсуждался в Лиге наций.
Создав «вольный город», Версальский договор фактически оставил ключ от Данцига в руках Германии. Польские права в городе оказались существенно ограничены, поскольку вошедшая в силу в октябре 1920 г. польско-Данцигская конвенция, разработанная союзниками, в значительной степени отходила от соответствующих статей Версальского договора, предоставлявших Польше определенные привилегии в «вольном городе». Отступление от договора было произведено под нажимом Англии и вело к упрочению ее позиций в Данциге, что было на руку Германии.
Улучшению германо-польских отношений способствовало несколько факторов. Во-первых, после заключения Рапалльского договора через Польшу стала осуществляться советско-германская торговля. Во-вторых, в результате окончательного раздела Верхней Силезии польскому государству отошла наиболее богатая ее часть и согласно подписанной 1 мая 1922 г. германо-польской «Верхнесилезской конвенции» Польша на три года получила право беспошлинного вывоза товаров с ее территории в Германию.

Надежды Германии на скорый крах польской экономики не оправдались, и по настоянию имперского министерства экономики, опасавшегося потерять польский рынок, 20 июля 1922 г. эмбарго на экспорт в Польшу было снято. Но отношение в Германии к польскому государству оставалось явно не дружественным. Это проявилось уже 21 июля, когда из частей Познанщины и Поморья, оставшихся в составе рейха, была создана карликовая провинция под провокационным названием «Пограничная область Позен - Западная Пруссия».
30 августа 1924 г. была подписана Венская конвенция «О гражданстве и оптации». Согласно этой конвенции переселение должно было закончиться к 1 августа 1925 г. Имперское и прусское правительство, рассчитывая на возврат в будущем территорий, потерянных в результате Первой мировой войны, приложили все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать выезду немцев из отошедших к Польше провинций. В том же духе велась агитация и немецкой прессой - «не покидать западные польские области, а оставаться там и организовываться, накапливать и сохранять силы на востоке, пока не настанет день, когда снова смогут развиваться черно-бело-красные знамена».
В феврале 1925 г. президент Веймарской республики Гинденбург с трибуны рейхстага заявил об официальной ревизии германо-польской границы в Силезии и Познани и о стремлении возвратить в рейх «коридор» и Данциг. Таким образом, германское правительство ясно давало понять, что оно не согласно признавать установленную в Версале германо-польскую границу.
Чреватое далеко идущими последствиями, выступление Гинденбурга стало первым официальным сигналом для перехода Германии к новой, более жесткой политике по отношению к Польше и ее западным границам, к политике, тесно связанной с именем Густава Штреземана. «Штреземановская Германия, - писал впоследствии У. Черчилль, - не была склонна окончательно отказаться от своих притязаний на Востоке или согласиться с территориальными положениями мирного договора, касающимися Польши, Данцига, «Польского коридора» и Верхней Силезии».
Таким образом завершился первый этап польско-германских отношений в межвоенный период. Взаимные претензии, недоверие и, что самое главное, стремление пересмотреть итоги Первой мировой войны и установившиеся в результате нее границы стали главными факторами во взаимоотношениях Германии и Польши.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ