Трансформация экономики Польши

Л.Бальцерович, "архитектор" польских реформ, бывший премьер-министр и министр финансов Польши, анализирует экономическую стратегию развития страны на ближайшие годы. С момента начала реализации плана экономических преобразований в январе 1990 г. Польша добилась существенного прогресса в создании рыночной экономики. Она стала первой страной Восточной Европы, которая вышла из трансформационного спада и добилась увеличения ВВП, размеры которого превысили дореформенный уровень ремонта стиральных машин (Домодедово). В течение 1995-1999 гг. темпы роста Польши были самыми высокими среди бывших соцстран. В 1999 г. ВВП страны на 20% превысил ВВП 1989 г.
Рыночные преобразования способствовали не только ускорению темпов роста, но и созданию достаточно сильной экономики, характеризующейся долгосрочными позитивными тенденциями и укреплением внешних позиций. Это позволило Польше сравнительно более успешно, чем, например, Чехии, отразить атаки международного финансового кризиса в 1997-1998 гг. Отмеченная высокая сопротивляемость польской экономики внешним факторам обусловлена, главным образом, ее сбалансированной и последовательной макроэкономической политикой, структурными реформами и относительно сильной и прозрачной финансовой системой.

Хотя кризис в России, последовавший за дефолтом в августе 1998 г., и замедление темпов роста в странах ЕС привели к снижению спроса на польские экспортные товары, что сказалось на темпах роста (в первом квартале 1999 г. они снизились до 1,7%), в дальнейшем Польше удалось исправить положение. Уже в последнем квартале 1999 г. темпы роста экономики вышли на уровень 6%.
Руководство Польши поставило достаточно амбициозные среднесрочные цели на первое десятилетие XXI в. Так, предполагается поддерживать темпы роста на уровне 6% в год, что позволит увеличить занятость и сократить разрыв по основным социально-экономическим показателям со странами ЕС. В бюджете на 2000 г. был запланирован реальный рост ВВП в 5,2% (против 4,1% в 1999 г.), уровень инфляции -5,7% в конце 2000 г. К 2003 г. правительство намерено добиться равновесия госбюджета и довести инфляцию до уровня менее 4%.
Ведущие международные организации также ожидают позитивных среднесрочных сдвигов в польской экономике. По оценкам экспертов Европейской комиссии темпы роста польской экономики в 2000-2001 гг. превысят темпы роста во всех других странах - кандидатах на вступление в ЕС. Согласно среднесрочному прогнозу ОЭСР Польша будет одной из двух наиболее быстрорастущих стран этой организации. Благодаря экспорту и инвестициям в период до 2004 г. темпы роста ВВП страны будут держаться на уровне 5% в год.
В первом десятилетии XXI в. Польша рассчитывает извлечь выгоду из глобализации и либерализации своей экономики. Интеграция в мировую экономику позволит создать дополнительные возможности для укрепления экономического потенциала (за счет более эффективного распределения ресурсов, притока иностранных капиталов, технологий, инноваций в области менеджмента и т. д.). Вместе с тем она усилит внешние риски, связанные с перемещением "горячих" капиталов и с изъянами внутреннего финансового рынка, которые являются следствием системы государственных гарантий по кредитам, асимметрией в распространении информации и стадным поведением инвесторов.
Возможности Польши противостоять внешним "шокам" и рискам в новых условиях будут зависеть от "качества" макроэкономической, структурной и институциональной политики правительства. Ответственная экономическая политика позволит максимизировать выгоды от интеграции в мировую экономику и минимизировать соответствующие риски.
Среднесрочная экономическая стратегия Польши включает четыре основных направления: макроэкономическая стабилизация, укрепление финансового сектора, структурные реформы и присоединение к ЕС.

Макроэкономическая стабилизация в значительной мере зависит от последовательности экономической политики. В этом плане остается на повестке дня задача надлежащего сочетания бюджетной и денежной политики, с одной стороны, и политики регулирования валютного кур­са - с другой. Первоочередной проблемой здесь является снижение инфляции и дефицита баланса текущих платежей. Дефицит текущего платежного баланса, который достиг в 1999 г. 7,6% ВВП, останется источником уязвимости польской экономики. Любое ужесточение денежной политики в ответ на рост инфляции должно тщательно продумываться с точки зрения его возможных последствий для валютного курса и текущего платежного баланса. Дефицит текущего платежного баланса финансируется по большей части за счет прямых иностранных инвестиций. Их объем оценивается суммой, эквивалентной стоимости импорта за 7 месяцев и 400% стоимости краткосрочной задолженности. Хотя эксперты ожидают увеличение экспорта и укрепление позиций Польши на западно- и восточноевропейских рынках, следует продолжить реформы на микроуровне, направленные на повышение конкурентоспособности польских товаров.
Укрепление государственного бюджета имеет ключевое значение для увеличения внутренних сбережений, что, в свою очередь, способствует снижению дефицита текущих платежей. В Стратегии развития государственных финансов и экономики на 2000-2010 гг. предусмотрены достижение равновесия бюджета центрального правительства к 2003 г., повышение эффективности налоговой системы и расходования бюджетных средств. В частности, поставлена задача снижения налогового бремени за счет сокращения прямых налогов, поддержания стабильности и прозрачности налоговой системы переориентации государственных расходов на цели развития экономики.
Режим свободно плавающего курса польской валюты увеличивает краткосрочные риски для инвесторов и позволяет более точно фиксировать курс злотого по отношению к евро. Предполагается добиться стабилизации валютного курса после вступления страны в ЕС и присоединения к Европейской валютной системе.
Польша намерена методично и осторожно продолжать политику либерализации движения капиталов. По истечении 30 месяцев после присоединения Польши к ЕС движение капиталов предполагается полностью либерализовать.
Курс на укрепление финансовой системы был начат в 1993 г. с программы реструктуризации банковского сектора. Реструктуризация проложила путь для приватизации банков, которую предполагается завершить в ближайшие годы. Польская система регулирования и контроля над финансовой системой сравнительно более развита, чем в других бывших соцстранах. Однако прозрачность финансовой системы еще недостаточно высока. Предполагается усовершенствовать в соответствии с международными стандартами систему распространения данных государственной финансовой отчетности, данных о международ­ных резервах, внешней задолженности и т. д.
Ключевым направлением среднесрочной экономической стратегии Польши являются структурные реформы, в частности, приватизация, реформы в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и местного государственного управления. Правительством поставлена задача приватизировать к 2001 г. 75%, а к 2005 г. - 90% государственной собственности. В собственности государства останется лишь ограниченное число предприятий стратегических отраслей. График приватизации на 2000-2001 гг. предусматривает переход в разгосударствление предприятий, работающих в секторах телекоммуникаций, нефтехимии, производства электроэнергии и стали. В дальнейшем намечается начать приватизацию предприятий угледобычи, где традиционно приватизация встречает сильное сопротивление.
Начатые в 1999 г. структурные реформы, считает автор, окажут глубокое позитивное влияние на государственные финансы и сферу общественных услуг. Реформа пенсионной системы предусматривает переход на индивидуальные пенсионные счета, что будет стимулировать рынок капиталов и рост внутренних сбережений и инвестиций. Реформа здравоохранения предполагает создание независимых от центрального бюджета фондов финансирования медицинских услуг. Реформа системы образования будет способствовать повышению эффективности эконо­мики, а децентрализация государственного управления - эффективности работы местных органов власти.
В среднесрочной экономической стратегии Польши содержатся меры по содействию интеграции страны в ЕС. Это будет новым шагом в направлении интеграции Польши с мировым сообществом после присоединения в 1996 г. к ОЭСР и в 1999 г. - к НАТО. Правительство намерено предпринять следующие подготовительные к вступлению в ЕС шаги: приведение польского законодательства в соответствие с законодательством ЕС; достижение экономических критериев, установленных ЕС для стран-кандидатов; подготовка экономики к более жестким условиям конкуренции в рамках ЕС; создание новых рабочих мест, чтобы предотвратить массированную эмиграцию из страны после вступления в ЕС.
Присоединение к ЕС станет завершающим этапом трансформации экономики Польши из плановой в рыночную.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*