Стратегическое планирование внешней политики США в отношении Греции (1945-1953 гг.)

Автор дает определение понятию «стратегия», анализирует общую внешнеполитическую линию внешней политики США, рассматривая, каким образом она преломлялась в отношениях с Грецией; выявляет объективные и субъективные причины, побудившие США изменить стратегические послевоенные планы в 1947г. в связи с принятием доктрины Трумэна.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что именно в отношении Греции впервые были разработаны, а затем и реализованы стратегические планы США, которые затем легли в основу всей их послевоенной внешней политики. Американский ученый С. Ксидис считает, что в то время Греция представляла для США своего рода «лабораторию для проведения международных экспериментов, часть из которых была апробирована позже во Вьетнаме, Лаосе, Конго и других странах».
В течение Второй мировой войны внешняя политика США демонстрировала дух миссионерства и приверженности определенным политическим и экономическим идеалам. Многие из этих идеалов были включены в различные послевоенные декларации такие, как Атлантическая Хартия, Декларация об освобожденной Европе и Устав ООН. Взятые вместе эти принципы сформулировали идеологическое оправдание американского вмешательства в войну и определили широкий спектр политических и экономических моделей, которые США желали увидеть установленными за границей, особенно в освобожденных союзниками странах Европы. Декларация об освобожденной Европе, дополненная по настоянию американского правительства Ялтинскими соглашениями, говорила о помощи таким странам «с тем, чтобы решить демократическими способами их насущные политические и экономические проблемы», «чтобы создать демократические учреждения по их собственному выбору», и «сформировать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные, возможно, скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа». Подобные и другие декларации военного времени, провозглашенные США, на словах подчеркивали их намерение поддерживать восстановление «суверенных прав» и «самоуправления» освобожденных стран.
На практике в США уже тогда зарождалась политика двойных стандартов, которая выражалась в том, что вмешательство во внутренние дела других государств в одном случае рассматривалось как нарушение вышеуказанных деклараций, а в другом как защита национальных интересов. Так, в связи с политикой СССР в Восточной Европе, президент Трумэн писал Сталину от 7 июня 1945г., что в Румынии и Болгарии «нарушаются все демократические элементы, касающиеся прав людей на свободное волеизъявление... по моему мнению, не являются представительными и не отражают желание народа».
Советский Союз был не единственным государством, порицаемым за нарушение прав человека. Роль Великобритании в Индии, на Среднем Востоке, особенно ее доминирование в греческих, делах также вызывали беспокойство правящей элиты США. Американские пропаганда и дипломатия играли на противопоставлении демократических принципов американской политики имперским традициям англичан. Однако в декабре 1944г., когда находившиеся в Греции британские войска участвовали, наряду с местной полицией, в кровавом подавлении мирной демонстрации трудящихся, протестовавших против готовящегося разоружения частей народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС), официальный Вашингтон занял нейтральную позицию. Несмотря на то, что подавляющая часть американской печати резко осудила действия Великобритании, утверждая, что «они опорочили цель, ради которой американцы вступили в войну», а государственный департамент, возглавлявшийся Стеттиниусом, выступил с подчеркнуто критическим заявлением, очевидно, что США не предприняли никаких попыток, чтобы предотвратить военное вмешательство британцев в греческие дела. Более того, близкие советники Рузвельта - Гарри Гопкинс, Джозеф Дэвис и Джеймс Форрестол - либо одобряли политику Черчилля, либо способствовали доставке британских вооруженных сил в Грецию на американских кораблях. Посол США в Афинах попросил своего коллегу из
Великобритании увеличить количество вооруженных сил в Греции и публично заявил, что не возражает против подобных действий британцев.
После завершения Второй мировой войны перед правящей элитой США встала проблема выбора - возвращение к политике изоляционизма или принятие на себя роли организатора нового миропорядка.
По мнению американского историка и политолога Д. Бурстина, переломным в выборе активной роли на международной арене был период начала «холодной войны»: «12 марта 1947г. президент Трумэн на совместном заседании обеих палат конгресса сделал очень важное заявление относительно американских целей в мировой политике. Доктрина Трумэна как отправная точка американской внешней политики могла сравниться с заявлением президента Монро сто лет назад и с выступлениями президента Вильсона перед Первой мировой войной и некоторым образом сочетала поставленные ими задачи. «Доктина Монро» - о недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела народов Нового Света - теперь должна была распространиться на весь мир; американцы были готовы использовать свое могущество и богатство, чтобы спасти мир для демократии». При этом моральные императивы (защита христианских ценностей, принципов либеральной демократии от отрицающего их коммунизма) вновь совпали с вполне конкретными интересами защиты системы мирового свободного рынка, где доминировали США, обеспечения геополитических позиций Соединенных Штатов.

Вашингтон понимал, насколько значимо стратегическое положение Восточного Средиземноморья, «прямого морского, наземного и воздушного пути с Запада на Восток». Греция занимала ключевые позиции на границах ближневосточного и балканского регионов. Кроме того, нефтяные запасы Арабских стран были чрезвычайно необходимыми для союзников, в том числе и для восстановления послевоенной Европы. В одном из послевоенных документов США говорилось: «Если государства НАТО потеряют доступ к нефти Ближнего Востока, промышленное развитие Европы полностью остановится, обострятся британские финансовые проблемы и планы по перевооружению Европы будут на грани срыва».
Геостратегическое положение Греции вблизи советской границы давало неоспоримое преимущество в противостоянии Запада и Востока.
Таким образом, Греция, находящаяся между Турцией и Ираном, с одной стороны, была «барьером против коммунистической угрозы» и, с другой - располагала стратегическими коммуникациями, ведущими к Среднему Востоку, где находились жизненно важные запасы нефти.
Подводя итоги, можно сказать, что положение Греции в стратегических планах США изменилось от второстепенного, с начала Второй мировой войны, до первостепенного, после ее завершения. Причины, побудившие Вашингтон и, прежде всего, администрацию президента Трумэна, пересмотреть значимость этой балканской страны носили объективный и субъективный характер. С одной стороны, коренным образом изменилась международная система, став биполярной, что привело к осознанию выгодного геостратегического положения Греции между Западом и Востоком. С другой - в правительство США пришли люди новых, реалистических взглядов, которые выступали за более активную политику США на мировой арене. Поворотным моментом в смене внешнеполитического курса США стало принятие доктрины Трумэна, которая декларировала общую стратегию «сдерживания коммунизма» и ознаменовала новый этап в развитии грекоамериканских отношений.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*