Председательство ФРГ в Европейском союзе

 

В первом полугодии 2007 г. Федеративная Республика Германия председательствует в Европейском союзе, одновременно возглавляя в текущем году “Большую восьмерку”.

Несмотря на определенную преемственность в повестке дня ЕС каждая страна-председатель стремится расставить собственные акценты, касающиеся перспектив развития Евросоюза.

Германское видение дальнейшей судьбы ЕС заслуживает особого внимания в силу значительности вклада этой страны в систему европейской интеграции. Кроме того, председательство ФРГ в ЕС приходится на год перезаключения Генерального соглашения России с Европейским союзом. Поэтому от результатов председательства Германии будет во многом зависеть обновленный облик ЕС, в углублении взаимовыгодного партнерства с которым заинтересована наша страна. Центральной для заявленной ФРГ программы председательства в Евросоюзе является тема дальнейшей интеграции, унификации и консолидации ЕС1.

Данная постановка вопроса не в последнюю очередь обусловлена тем, что за последние несколько лет число стран-членов Евросоюза выросло с 15 до 27. В нынешнем году кандидатами на вступление в ЕС являются Турция и Хорватия.

Таким образом, можно говорить практически об удвоении числа членов европейского интеграционного объединения в исторически сжатые сроки. Подобное ускорение интеграции, прежде всего, за счет стран Восточной и Юго-Восточной Европы  государств с достаточно слабой, переходной экономикой  безусловно, связано с определенными издержками, даже если кандидаты на момент вступления в ЕС отвечали основным рамочным критериям. В отношении этих стран необходима большая дополнительная работа по выравниванию их социально-экономических, правовых и гуманитарных условий с уровнем наиболее развитых государств ЕС, а также просмотреть самые современные Ноутбуки можно на unishop.бу

Однако существует и другая причина, которая заставляет руководство Германии именно так подходить к дальнейшему реформированию ЕС. Отклонение общей конституции Евросоюза на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 г. фактически завело процесс трансформации ЕС из интеграционного объединения государств в конфедерацию в тупик.

Тем более что референдум, как известно, является высшей формой волеизъявления граждан в условиях демократии, высшим проявлением народного суверенитета.

Для ФРГ, которая исторически была сторонницей последовательного наднационального оформления европейского единства не только в экономическом, но и в политико-административном отношении, это явилось определенным поражением немецкой политики на европейском направлении.

Современный план председательства Германии в ЕС не предусматривает какого-либо конкретного способа или механизма выхода из сложившейся ситуации. Суть германской позиции заключается в том, чтобы за счет:

интенсификации интеграции по всем направлениям, повышения эффективности общеевропейских институтов;

совершенствования единой социально-экономической политики;

проведения согласованной внешней политики;

реализации внешнеэкономической стратегии ЕС;

общей политики в сфере обороны и безопасности;

изменить сознание европейцев, сделать для них естественным принятие новой формы политического устройства Европы.

Как известно, одним из сценариев разрешения возникшего кризиса, является идея о повторном вынесении проекта конституции на голосование европейцев, совмещенное с выборами в Европарламент в 2009 г. Поэтому в программе председательства ФРГ в ЕС уделяется такое внимание межправительственным консультациям и мониторингу влияния реализации предложенных мер на общественное мнение европейцев.

Концепция консолидации и совершенствования ЕС, предложенная Германией, носит комплексный характер и охватывает практически все аспекты социально-экономической жизни:

завершение строительства общеевропейского внутреннего рынка и укрепление конкурентоспособности европейского бизнеса;

совершенствование общей финансовой политики, способной обеспечить экономический рост при сохранении финансовой стабильности;

дальнейшее развитие европейской социальной модели и выравнивание жизненных шансов для всех граждан ЕС;

формирование общего рынка труда,

борьба с безработицей, в том числе среди молодежи;

укрепление равенства мужчин и женщин во всех сферах деятельности;

борьба с причинами и социальными последствиями демографического спада;

развитие городской и сельской инфраструктуры;

дальнейшая унификация национального законодательства в общеевропейском ключе применительно ко всем областям права, усиление правовой защиты граждан ЕС;

обеспечение устойчивого, экологичного, конкурентного и доступного для граждан энергоснабжения;

сбалансированная согласованная политика в области аграрного сектора и рыбного хозяйства;

развитие транспортной инфраструктуры и европейского транзита;

поддержка здравоохранения, в том числе борьбы с наиболее опасными болезнями;

развитие общеевропейского образовательного, культурного и информационного пространства, в том числе меры, направленные на стимулирование конкуренции в области связи и коммуникации и повышение доступности для населения телекоммуникационных и информационно-технологических услуг.

Особое внимание уделяется формированию европейской идентичности, противодействию проявлениям расизма, антисемитизма и ксенофобии, развитию диалога христианских и мусульманских общин Европы.

По каждому из обозначенных направлений предусматривается принятие плана действий или рабочего плана. В целом обращает на себя внимание стремление сделать товары и услуги на территории ЕС более доступными для населения за счет развития конкурентной среды, дальнейшего выравнивания законодательства и снятия национальных ограничений. Это является, безусловно, апелляцией к большинству европейцев, массовому демократическому сознанию в противовес различным более узким корпоративным интересам.

Успех подобной стратегии будет зависеть от того, насколько в сознании граждан стран-членов ЕС общеевропейская идентичность возобладает над национальной и узко корпоративной. В конечном счете, определяющим должно стать осознание того, что европейцем быть выгодно как с точки зрения качества жизни, так и жизненных шансов.

Однако подобный подход германских политиков может столкнуться с серьезным сопротивлением на национальном уровне как в странах старой Европы, лидирующих в мировых рейтингах качества жизни, так и в государствах, недавно принятых в ЕС. Население “старых” государств ЕС опасается утраты своих социальных позиций в результате притока мигрантов из новых стран-членов Евросоюза, общего бремени материальных расходов и отмены национальных протекционистских ограничений. Население новых стран Евросоюза несет на себе основные трудности переходного периода, интеграции в ЕС, а элита опасается утраты собственных экономических и, как следствие, политических позиций в результате перехода контроля над национальной экономикой к крупнейшим европейским корпорациям и наднациональным структурам.

Не секрет, что за призывом к либерализации внутреннего рынка и развитию конкуренции в рамках ЕС в интересах населения, многие в Европе видят амбиции всемирно известных немецких концернов по установлению контроля над ключевыми отраслями европейской экономики. Кроме того, анализ предложений ФРГ по реформе ЕС свидетельствует о том, что здание Евросоюза остается в значительной мере недостроенным не только в политическом, но и в социально-экономическом и институциональном отношении. В этом в немалой степени ключ к пониманию трудностей в политической интеграции ЕС.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*