Научные связи России и Германии: традиции и перспективы
Германо-российские научные контакты (как и другие связи двустороннего характера) утрачивают ныне свою прежнюю роль. Глобализация уже охватила область науки, которая не признает национальных границ, что наиболее очевидно в естествознании, инженерии, медицине, экономической теории. Это полностью касается и гуманитарных дисциплин, таких как филология и история. Ни одну область науки нельзя представить без обмена идеями и технологиями между странами.
Тем не менее двусторонние научные связи в области науки сохраняют свое значение. Прежде всего это относится к гуманитарным дисциплинам. Анализ германо-российских отношений в сфере науки интересен не только с исторической точки зрения. Накопленный опыт важен для этих отношений в будущем.
Известная школа иностранных яыков ВКС-International House проводит

Германо-российские научные связи имеют давние традиции. Они восходят к зарождению отношений России с Западом еще до правления Петра I. Уже его отец, Алексей Михайлович, привлекая иностранцев, много трудился для того, чтобы сделать Россию современным европейским государством. Во времена Петра I началась реализация этих замыслов.
Самым существенным шагом Петра I в области науки было создание Петербургской академии наук в 1724 г. и ее торжественное открытие, уже после его смерти, в 1725 году. Петр стремился подражать Европе. Во время своих поездок он получал первоклассную информацию о развитии науки на Западе. В 1717 г. он стал членом Парижской академии наук. Огромное влияние на Петра оказал Готфрид Вильгельм Лейбниц, с которым он дважды встречался лично и которому он в 1712 г. присвоил российский чин тайного советника. Лейбниц при создании Академии наук ориентировался на мировой опыт. Он убедил Петра I поставить просветительские задачи во главу деятельности Академии.
Лейбниц не дожил до открытия Академии. После его смерти Петр сотрудничал с личным врачом ученого Лаурентиусом Блюментростом и его секретарем Иоганном Шумахером. В задачу Академии входило привлечение западных ученых в Россию. При Академии создавались места для обучения молодых ученых. На должность вице-президента Академии Петр пытался привлечь ученика Лейбница — известного марбургского ученого Кристиана Вольфа. Но этот план не удался. Однако Вольф оказывал существенную помощь в деятельности Академии, он содействовал обучению российских студентов в Марбургском университете. Указом Екатерины I он был назначен почетным членом Петербургской академии наук.
Ломоносов был страстным противником «немецкого засилья» в политической и научной жизни России. При Петре и его преемниках немецкие аристократы Остерман, Ми- них и Бирон получили высокие государственные посты. Во время правления Анны Иоанновны огромное влияние получил ее фаворит Бирон. В российскую историографию прочно вошел термин «бироновщина». В составе Академии преобладали выходцы из Германии. Из 25 членов Академии, занимавших эти должности в 1725—1740 гг., 24 были иностранцами, большая часть немцами. Число российских ученых постоянно увеличивалось благодаря созданию университета и гимназии при Академии наук. Но все же в 1800 г. из 108 действительных членов Академии только 24 были российскими учеными, остальные 84 — иностранцами (немцев среди них было 63).
Но не только Россия нуждалась в иностранцах, они сами стремились в Россию из- за хороших условий и высокого заработка. Кристиан Вольф не без оснований назвал Петербургскую академию «раем для ученых». Но этот «рай» привлекал не только серьезных исследователей, но также шарлатанов и мошенников. В 1741 г. при дочери Петра Елизавете Петровне Академия потеряла свой статус. Московский университет, созданный по инициативе Ломоносова в 1755 г., стал явным конкурентом Академии, в которой преобладали иностранные ученые.
И все же заслуги зарубежных исследователей, прежде всего немцев, очевидны. Следует упомянуть математика Леонарда Эйлера — почетного члена Петербургской академии, который приехал в 1727 г., в 1741 г. (как считается, из-за нападок на него Ломоносова) вернулся в Берлин, но в 1766 г. снова прибыл в Петербург. Особое значение имели экспедиции в восточную часть Российской империи вплоть до Тихого океана, в которых совместно со Степаном Петровичем Крашенинниковым и Иваном Ивановичем Лепехиным принимали участие немецкие ученые Петер Симон Паллас и Иоганн Георг Гмелин.
Наука, как и другие жизненные отрасли, была в XVIII в. космополитической. Многие немецкие ученые были сотрудниками Петербургской академии. Достаточно упомянуть имя историка Августа Людвига Шлёцера, работавшего в России в 1761-1767 годы. Он активно сотрудничал с российскими учеными, в 1765 т. стал действительным членом Академии, однако не избежал споров с Ломоносовым . В 1802—1809 гг. Шлёцер издал в Геттингене (в немецком переводе) древнейшие русские летописи XII в., и по праву был назван «нестором» германского россиеведения. После возвращения из России он 35 лет преподавал в Геттингене, стал влиятельным публицистом эпохи Просвещения. В журнале «Goltinger Gelehrten Anzeigen» немалое место занимали публикации о результатах деятельности российских ученых.

Геттингенский университет уже с середины XVIII в. стал важным партнером Петербургской академии наук. В XVIII в. тысячи студентов из России приезжали не только в Геттинген и в другие известные университеты Германии и Европы. Российские студенты обучались в Марбурге, Йене, Кенингсберге, Киле, Тюбингене. Александр Радищев принадлежал к группе российских студентов, которых Екатерина II направила учиться в Лейпциг.
С созданием новых российских университетов при Александре I потребность в обучении за границей снизилась. В новых учебных заведениях внедрялся опыт, накопленный немецкими университетами. Значительное влияние на развитие высшего образования в России оказал Вильгельм фон Гумбольдт, основатель Берлинского университета, родоначальник принципа единства учебной и исследовательской работы.
Хотя новые российские университеты успешно действовали, квалификация, полученная в лучших зарубежных учебных заведениях, высоко ценилась. Продолжалась практика приглашения иностранных (зачастую немецких) профессоров, которые приезжали не только в Санкт-Петербург и Москву, но и в Харьков, Казань. Особую роль играл открытый в 1802 г. университет в Дерпте (Тарту), преподавание в котором велось на немецком языке. В 1827 г. при нем был учрежден институт для обучения одаренных российских студентов. Его питомцами стали известные ученые, такие как хирург Николай Иванович Пирогов.
В конце правления Александра I и во время царствования Николая I научные контакты с Германией по политическим причинам в значительной степени уменьшились. В 1852 г. было даже запрещено приглашать в Россию иностранных ученых, подозреваемых в распространении революционных идей. При Александре II ситуация изменилась, и можно только сожалеть, что жертвой российских революционеров стал именно этот либеральный правитель. В последние годы царского режима в России при Александре III и Николае II оказалось уже невозможным сдерживать обмен научными знаниями с иностранными исследователями. В период вплоть до Первой мировой войны российская наука приобрела мировую славу. Общепринятым было то, что ученые, преподававшие в российских университетах, несколько лет обучались за границей. В этой связи можно назвать такие всемирно известные имена, как Иван Михайлович Сеченов, Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов.
Существует Российский фонд фундаментальных исследований, но его средства скромны и зависимы от государственного бюджета. В ближайшее время мало что может измениться к лучшему. США представляют собой пример для подражания в области частного финансирования науки. До революции Россия имела богатый опыт в привлечении частных меценатов. Нужно попытаться возобновить эту практику. В Германии также идут поиски путей решения данной проблемы. Наше сотрудничество необходимо. Для этого требуется возродить прежние добрые традиции германо-российского научного диалога.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ