Реформа пенсионной системы Франции

Развитию пенсионного обеспечения во Франции в последние годы уделяется особое внимание: в 2003 г. была проведена крупная пенсионная реформа, а за ней
 последовали специальные программы. Главной проблемой пенсионной системы Франции в настоящее время является старение населения и увеличение денежных средств, выделяемых для выплаты пенсий и содержания лиц, достигших пенсионного возраста. В 1960 г. на одного пенсионера приходилось четверо трудоспособных, а в 2010 г. — менее 1,7. Финансовый кризис ускорил рост дефицита пенсионных планов, достигшего в настоящее время €32 млрд.

Министр труда, солидарности и государственной службы Франции Эрик Верт (Eric Woerth) 13 июля 2010 г. представил на заседании Совета министров проект пенсионной реформы, который будет обсуждаться иммиграция в Канаду. Проект подразумевает реализацию следующих мер по совершенствованию пенсионного обеспечения:
• Увеличение минимального возраста выхода на пенсию, который будет постепенно расти и в 2018 г. составит 62 года (в настоящее время — 60 лет). Так, граждане, родившиеся после 1 июля 1951 г., выйдут на пенсию в возрасте 60 лет и 4 месяца, а после июля 1952 г. — в возрасте 60 лет и 8 месяцев.
Для граждан, начавших свою трудовую деятельность в возрасте 16-17 лет, а также пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших инвалид­ность в связи с выполнением трудовых обязанностей, минимальный возраст выхода на пенсию сохранится и составит 60 лет.
По представленному проекту реформы пенсионной системы планируется увеличе­ние минимального возраста выхода на пенсию и после 2018 г. Он будет постепен­но расти и в 2019 г. достигнет 66 лет, а в 2023 г. — 67 лет. Повышение минималь­ного возраста выхода на пенсию коснется и государственных служащих — к 2018 г. он также достигнет 62 лет.
• Введение льгот для некоторых категорий граждан (женщины, молодежь, фермеры):

суточные, полученные в ходе отпуска по беременности, будут учитываться при расчете пенсии;
для молодежи, столкнувшейся с трудностями в поиске работы, количество «рабо­чих» кварталов (квартал — основа расчетов пенсий во Франции) будет уменьшено на шесть (в настоящее время — на четыре квартала);
все работники сельского хозяйства (фермеры) будут обеспечены минимальным размером пенсии в размере €709 на одного человека.
•    Широкое информирование граждан Франции о правилах выхода на пенсию.
В ходе абсолютного большинства пенсионных реформ, проведенных в зару­бежных странах, было принято решение об увеличении возраста, дающего право на получение пенсии:
Испания — постепенный переход от 65 до 67 лет;
Нидерланды — постепенный переход от 65 до 67 лет;
Великобритания — постепенный переход от 65 до 68 лет;
Италия — 61 год;
Швеция — 61 год.
Все силы пенсионной реформы во Франции будут направлены на сокраще­ние дефицита средств для выплаты пенсий к 2018 г. и возвращению пенсионной системы в состояние равновесия.
В настоящее время пенсионная система Франции, формировавшаяся на протяжении многих лет, характеризуется большим количеством фондов и различных режимов как для работников частного сектора, так и для государственных служащих, и состоит из трех компонентов (рис. 1). Все эти режимы находятся в ведении Национального фонда пенсионного страхования Франции (CNAV).
1. Основной пенсионный режим (Regime general) охватывает:
работников частного сектора,
государственных служащих,
—    «самозанятых» граждан (фермеров, торговцев, промышленников, религиозных работников и пр.).
По состоянию на 2008 г. доля активов работников частного сектора составила 71,26 %
2. Обязательное дополнительное пенсионное обеспечение предназначено для всех, за исключением работающих в религиозной сфере, и состоит из:
пенсионного режима ARRCO (Ассоциация режимов выплаты дополнительных пенсий), охватывающего большинство рядовых сотрудников в частном секторе и тех, кто работает на условиях почасовой оплаты;
пенсионного режима AGIRC (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений административно-управленческого персонала) для руководящих сотрудников.
3. Добровольные пенсионные накопления включают разные механизмы, среди которых можно выделить следующие:
Контракты Lois Madelin, которые строятся на регулярных взносах в течение определенного периода. С выходом на пенсию выплаты осуществляются строго в форме аннуитета.
Сберегательный план для выхода на пенсию группы PERCo, представляю­щий собой накопления, которые, как правило, инвестируются в банки и страхо­вые компании. Схемы плана PERCo могут быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами.
Пенсионный план сбережений (PERP). Взносы по этому плану облагаются на­логом (до 10 %). Застрахованные лица сами определяют сумму взносов. После выхода на пенсию платежи выплачиваются застрахованному лицу в виде аннуитета.
Пенсионный план Prefon. Данный план предназначен для социального обеспечения государственных служащих и их супругов.
Пенсионный план, похожий на Prefon, — «Дополнительная пенсия работников медицинских учреждений» (Complement retraite hospitaliers, CRH). Он предназначен для сотрудников государственных больниц и находится в ведении Управляющего Ко­митета по социальным вопросам сотрудников медицинских учреждений (Comite de Gestion des CEuvres Sociales des personnels hospitaliers, C.G.O.S). На сегодняшний день в этой системе зарегистрировано более 359 тыс. участников, из них около 140 тыс. — получатели пенсии.

Все компании должны выплачивать своим работникам пособия при выходе на пен­сию. Работодателю предлагаются два варианта: подписание с работником контракта с установленными выплатами — «пособие по окончанию карьеры» (IFC) — или выпла­ты за счет создания внутренних резервов, что менее привлекательно с финансовой точки зрения. Преимущество контракта IFC заключается в том, что при выходе на пенсию по инициативе работодателя накопленные доходы освобождаются от налогов и соци­альных отчислений. Если же выход на пенсию произошел по инициативе работника, то пособия облагаются налогом (после стандартного вычета в сумме €3049).
Начиная с IV кв. 2007 г. всем будущим пенсионерам при достижении ими 55 лет предоставляется дополнительная информация «evaluation du montant total de votre retraite» («Оценка общей суммы вашей пенсии»). Ориентировочный расчет пенсии производится каждые 5 лет до выхода на пенсию с учетом возраста начала и оконча­ния трудовой деятельности, стабильности доходов до выхода на пенсию, сохранения норм пенсионного законодательства.
Следует заметить, что GIP INFO RETRAITE — не единственная государственная Значительный вклад в пенсионное информирование французских граждан вно­сят различные некоммерческие и общественные организации. Так, некоммерческая Ассоциация «Финансы и педагогика», финансовая поддержка которой осуществляет­ся группой Caisse d'Epargne и рядом сберегательных банков, часть своей програм­мы «Финансовая программа обучения» посвятила подготовке к выходу на пенсию не только работников предпенсионного возраста, но и остальных категорий граждан. При этом Ассоциация использует достаточно широкий спектр методов подачи инфор­мации, таких как общественные круглые столы, лекции, ролевые игры, образователь­ные семинары, обмен опытом, настольные игры, телепрограммы. Набор учебных материалов включает в себя компакт-диски, интерактивные программы, брошюры и учебные комплекты.
Практика обязательного информирования всех граждан по поводу их выхода на пенсию по старости имеется и в России. Предоставляемая будущим пенсионерам ин­формация Пенсионного фонда России очень краткая и включает в себя только годовые суммы отчислений на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Расчет своей будущей пенсии можно сделать на основе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако это сопряжено со значительны­ми трудностями в части исходной информации. Поэтому опыт французских пенсион­ных фондов по обеспечению будущих пенсионеров такой информацией, как «выписка о трудовой деятельности», может быть использован и в России.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*