Реформа пенсионной системы Франции
Развитию пенсионного обеспечения во Франции в последние годы уделяется особое внимание: в 2003 г. была проведена крупная пенсионная реформа, а за ней
последовали специальные программы. Главной проблемой пенсионной системы Франции в настоящее время является старение населения и увеличение денежных средств, выделяемых для выплаты пенсий и содержания лиц, достигших пенсионного возраста. В 1960 г. на одного пенсионера приходилось четверо трудоспособных, а в 2010 г. — менее 1,7. Финансовый кризис ускорил рост дефицита пенсионных планов, достигшего в настоящее время €32 млрд.
Министр труда, солидарности и государственной службы Франции Эрик Верт (Eric Woerth) 13 июля 2010 г. представил на заседании Совета министров проект пенсионной реформы, который будет обсуждаться
• Увеличение минимального возраста выхода на пенсию, который будет постепенно расти и в 2018 г. составит 62 года (в настоящее время — 60 лет). Так, граждане, родившиеся после 1 июля 1951 г., выйдут на пенсию в возрасте 60 лет и 4 месяца, а после июля 1952 г. — в возрасте 60 лет и 8 месяцев.
Для граждан, начавших свою трудовую деятельность в возрасте 16-17 лет, а также пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших инвалидность в связи с выполнением трудовых обязанностей, минимальный возраст выхода на пенсию сохранится и составит 60 лет.
По представленному проекту реформы пенсионной системы планируется увеличение минимального возраста выхода на пенсию и после 2018 г. Он будет постепенно расти и в 2019 г. достигнет 66 лет, а в 2023 г. — 67 лет. Повышение минимального возраста выхода на пенсию коснется и государственных служащих — к 2018 г. он также достигнет 62 лет.
• Введение льгот для некоторых категорий граждан (женщины, молодежь, фермеры):
для молодежи, столкнувшейся с трудностями в поиске работы, количество «рабочих» кварталов (квартал — основа расчетов пенсий во Франции) будет уменьшено на шесть (в настоящее время — на четыре квартала);
все работники сельского хозяйства (фермеры) будут обеспечены минимальным размером пенсии в размере €709 на одного человека.
• Широкое информирование граждан Франции о правилах выхода на пенсию.
В ходе абсолютного большинства пенсионных реформ, проведенных в зарубежных странах, было принято решение об увеличении возраста, дающего право на получение пенсии:
Испания — постепенный переход от 65 до 67 лет;
Нидерланды — постепенный переход от 65 до 67 лет;
Великобритания — постепенный переход от 65 до 68 лет;
Италия — 61 год;
Швеция — 61 год.
Все силы пенсионной реформы во Франции будут направлены на сокращение дефицита средств для выплаты пенсий к 2018 г. и возвращению пенсионной системы в состояние равновесия.
В настоящее время пенсионная система Франции, формировавшаяся на протяжении многих лет, характеризуется большим количеством фондов и различных режимов как для работников частного сектора, так и для государственных служащих, и состоит из трех компонентов (рис. 1). Все эти режимы находятся в ведении Национального фонда пенсионного страхования Франции (CNAV).
1. Основной пенсионный режим (Regime general) охватывает:
работников частного сектора,
государственных служащих,
— «самозанятых» граждан (фермеров, торговцев, промышленников, религиозных работников и пр.).
По состоянию на 2008 г. доля активов работников частного сектора составила 71,26 %
2. Обязательное дополнительное пенсионное обеспечение предназначено для всех, за исключением работающих в религиозной сфере, и состоит из:
пенсионного режима ARRCO (Ассоциация режимов выплаты дополнительных пенсий), охватывающего большинство рядовых сотрудников в частном секторе и тех, кто работает на условиях почасовой оплаты;
пенсионного режима AGIRC (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений административно-управленческого персонала) для руководящих сотрудников.
3. Добровольные пенсионные накопления включают разные механизмы, среди которых можно выделить следующие:
Контракты Lois Madelin, которые строятся на регулярных взносах в течение определенного периода. С выходом на пенсию выплаты осуществляются строго в форме аннуитета.
Сберегательный план для выхода на пенсию группы PERCo, представляющий собой накопления, которые, как правило, инвестируются в банки и страховые компании. Схемы плана PERCo могут быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами.
Пенсионный план сбережений (PERP). Взносы по этому плану облагаются налогом (до 10 %). Застрахованные лица сами определяют сумму взносов. После выхода на пенсию платежи выплачиваются застрахованному лицу в виде аннуитета.
Пенсионный план Prefon. Данный план предназначен для социального обеспечения государственных служащих и их супругов.
Пенсионный план, похожий на Prefon, — «Дополнительная пенсия работников медицинских учреждений» (Complement retraite hospitaliers, CRH). Он предназначен для сотрудников государственных больниц и находится в ведении Управляющего Комитета по социальным вопросам сотрудников медицинских учреждений (Comite de Gestion des CEuvres Sociales des personnels hospitaliers, C.G.O.S). На сегодняшний день в этой системе зарегистрировано более 359 тыс. участников, из них около 140 тыс. — получатели пенсии.
Все компании должны выплачивать своим работникам пособия при выходе на пенсию. Работодателю предлагаются два варианта: подписание с работником контракта с установленными выплатами — «пособие по окончанию карьеры» (IFC) — или выплаты за счет создания внутренних резервов, что менее привлекательно с финансовой точки зрения. Преимущество контракта IFC заключается в том, что при выходе на пенсию по инициативе работодателя накопленные доходы освобождаются от налогов и социальных отчислений. Если же выход на пенсию произошел по инициативе работника, то пособия облагаются налогом (после стандартного вычета в сумме €3049).
Начиная с IV кв. 2007 г. всем будущим пенсионерам при достижении ими 55 лет предоставляется дополнительная информация «evaluation du montant total de votre retraite» («Оценка общей суммы вашей пенсии»). Ориентировочный расчет пенсии производится каждые 5 лет до выхода на пенсию с учетом возраста начала и окончания трудовой деятельности, стабильности доходов до выхода на пенсию, сохранения норм пенсионного законодательства.
Следует заметить, что GIP INFO RETRAITE — не единственная государственная Значительный вклад в пенсионное информирование французских граждан вносят различные некоммерческие и общественные организации. Так, некоммерческая Ассоциация «Финансы и педагогика», финансовая поддержка которой осуществляется группой Caisse d'Epargne и рядом сберегательных банков, часть своей программы «Финансовая программа обучения» посвятила подготовке к выходу на пенсию не только работников предпенсионного возраста, но и остальных категорий граждан. При этом Ассоциация использует достаточно широкий спектр методов подачи информации, таких как общественные круглые столы, лекции, ролевые игры, образовательные семинары, обмен опытом, настольные игры, телепрограммы. Набор учебных материалов включает в себя компакт-диски, интерактивные программы, брошюры и учебные комплекты.
Практика обязательного информирования всех граждан по поводу их выхода на пенсию по старости имеется и в России. Предоставляемая будущим пенсионерам информация Пенсионного фонда России очень краткая и включает в себя только годовые суммы отчислений на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Расчет своей будущей пенсии можно сделать на основе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако это сопряжено со значительными трудностями в части исходной информации. Поэтому опыт французских пенсионных фондов по обеспечению будущих пенсионеров такой информацией, как «выписка о трудовой деятельности», может быть использован и в России.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ