Современный американский проект ПРО для Европы

Администрация Дж.Буша еще до формального выхода США из Договора по ПРО начала консультации с союзниками в Европе и Азии по вопросу о размещении на их территории объектов американской системы противоракетной обороны. По сообщениям американской прессы, в качестве районов возможной дислокации этих объектов упоминались Турция и ряд восточноевропейских государств. В начале нынешнего года США официально обратились к Польше и Чехии с предложением начать переговоры по вопросу о размещении на их территории объектов американской системы ПРО. Через 4-5 лет они планируют развернуть РЛС в Чехии и позиционный район в составе десяти противоракет в Польше.

 

Современный американский проект ПРО для Европы


Создание этой системы объясняется администрацией Дж.Буша необходимостью защиты от угрозы со стороны Ирана, который разрабатывает баллистические ракеты большой дальности. Россия считает эти аргументы неубедительными и скрывающими истинные американские намерения, ведь с географической точки зрения Турция гораздо больше подходит для указанной роли, чем страны Восточной Европы. Расходы на предлагаемую систему ПРО в Европе оцениваются в 3,5 млрд. долл.

Есть много англоязычных материалов по данной теме, но уровень знания языка у многих не позволяет полностью понимать такие статьи, можете воспользоваться онлайн переводчиком от dicter (десктопный гугл переводчик).
Планируемая система ПРО будет охватывать лишь Северную и Центральную Европу, оставляя самую уязвимую - южную - часть региона, открытой для ракет "проблемных режимов". Однако ее средства контроля позволят американской стороне "попутно" сканировать пространство России на глубину несколько тысяч километров, включая районы базирования ее стратегических ядерных сил в европей-ской зоне и прибрежной акватории, что противоречит российским интересам безопасности. Вашингтон отрицает, что создаваемая система нацелена против России, и указывает на то, что по своим техническим характеристикам она не приспособлена для перехвата российских ракет. Правда, министр обороны США Р.Гейтс признает, что РФ беспокоит не нынешняя схема развертывания европейской ПРО, предусматривающая всего лишь десять противоракет и одну РЛС, а то, что в будущем конфигурация этой ПРО может быть изменена и стать предметом беспокойства с точки зрения российской стратегической безопасности.
Выступая на Мюнхенской конференции по международной безопасности 10 февраля 2007 г., президент В.Путин подверг критике американские планы развертывания ПРО в Европе, указав на объективно существующую взаимосвязь между стратегическими ядерными вооружениями и ПРО в рамках двустороннего баланса сил.

 

 

Современный американский проект ПРО для Европы

 

Конечно, ЕС малоприятно, что американский проект ПРО подталкивает Россию на принятие военных контрмер, объектом которых могут стать Польша и Чехия, напоминая европейцам о "холодной войне", когда они были "разменной монетой" в советско-американской конфронтации. Но даже в то время европейские союзники, несмотря на свое подчиненное положение, открыто заявляли о заинтересованности в максимальной сдержанности Вашингтона 
Осуществляемая в рамках НАТО программа по "активной эшелонированной системе противоракетной обороны ТВД" (Active Layered Theater Missile Defense) рассматривается США как дополнение к американской системе ПРО в Европе. Она предусматривает защиту натовской части Европы от ракет средней и меньшей дальности, а не от стратегических ракет. Программа находится на стадии исследований, и необязательно, что ее результатом станет политическое решение о создании многосторонней натовской системы ПРО ТВД, ведь между союзниками существуют разногласия в оценке масштабов и степени актуальности ракетной угрозы.
США сдержанно воспринимают призывы Берлина, Парижа и ряда других европейских столиц к обсуждению в рамках НАТО вопроса об американской ПРО в Европе. Вашингтон не хочет делать этот вопрос предметом согласования в рамках Альянса, ведь там для принятия решения ему нужно будет договариваться с европейцами о консенсусе, что предоставит последним возможность для торгов с американцами. Cпоры вокруг планов развертывания американской ПРО на территории восточноевропейских государств обозначили раскол в ЕС. Они показали, что разделение на "старую" и "новую" Европу вовсе не исчезло с подведением черты под кризисом в трансатлантических отношениях, спровоцированным войной в Ираке. Ряд стран Евросоюза выступили против американских планов. 
Критики американского проекта считают, что Варшава и Прага, давая согласие на размещение американских объектов ПРО, преследуют свои эгоистические интересы, не считаясь с тем, как их решение отразится на ситуации в Европе. Правящие элиты Польши и Чехии недвусмысленно демонстрируют, что укрепление двусторонних отношений с США является для них более важным, чем согласование общей позиции со своими партнерами по ЕС. Они рассматривают развертывание американской ПРО как средство укрепления союзнических уз с США. Варшава и Прага особо подчеркивают именно геополитический аспект про-блемы, так как развертываемая система ПРО не укрепит безопасность этих госу-дарств: в силу объективных технических причин она не сможет защитить их от иранских баллистических ракет, если те будут нацелены именно на них. Варшава и Прага ожидают, что дивиденды как плата за лояльность Вашингтону превысят риски, которые повлечет их участие в американской системе ПРО.
Развертывание американской ПРО в Европе сулит европейским союзникам новую форму привязки к стратегии США, которая, консервируя ситуацию односторонней зависимости, еще больше акцентировала бы их подчиненное положение и ограничивала бы самостоятельность - эти ограничения являются следствием тех условий, на которых им предоставляются американские гарантии в рамках НАТО. Однако подобная зависимость противоречит целям европейской политической интеграции, стремлению государств, стоявших у истоков создания ЕС, расширить возможности в отстаивании интересов Европы.  
ЕС не хочет быть вовлеченным в возможную конфронтацию США с противниками американской гегемонии. Европейцы всегда сомневались в том, что ПРО может заставить "проблемные режимы" отказаться от своих ядерных амбиций, и они не хотят оказаться втянутыми в потенциальные вооруженные конфликты США с этими государствами. Основное различие в подходах США и Европы состоит в том, что ЕС полагается на политико-дипломатические и экономические меры воздействия, тогда как Вашингтон делает акцент на проецировании силы в отношении "проблемных режимов" и важную роль в этом механизме отводит ПРО. Сейчас у Европы нет политической мотивации для переключения значительных ресурсов из других своих оборонных проектов на цели ПРО. Однако нельзя исключать того, что у Евросоюза могут появиться причины для пересмотра своего настороженного подхода, когда "проблемные режимы" вплотную подойдут к созданию баллистических ракет, способных достичь территории Европы, и когда станет возможным разработать технологии ПРО для защиты больших территорий от ограниченного удара.  
Эта тенденция создает объективные предпосылки для сближения позиций атлантических союзников по вопросу ПРО. США предложили беспрецедентный уровень сотрудничества по широкому спектру направлений деятельности по ПРО: посещение российскими военными объектов ПРО в США; проведение совместных экспериментов с новыми технологиями и концепциями; осуществление НИОКР и испытаний различных компонентов систем; обмен данными, получаемыми национальными техническими средствами раннего предупреждения о ракетном нападении; создание и совместное управление РЛС в России; укрепление потенциала по обеспечению ПРО ТВД для войск, осуществляющих совместные миротворческие или другие операции.
Однако она настороженно относится к американским предложениям, не имея твердых гарантий, что США не откажутся от сотрудничества с ней, когда развернут свою систему ПРО в Европе. Эти опасения, как и возросшие возможности России оппонировать односторонним действиям США в сфере безопасности, не должны затемнять тот факт, что Москва и Вашингтон имеют общие интересы в борьбе с уг-розами, которые создает распространение ОМУ в регионах "третьего мира".

 

В условиях, когда международному сообществу не удается сдержать распространение ОМУ, существует необходимость в страховочном механизме для реагирования на возникновение региональных конфликтов, в которых может применяться такое оружие, и вероятность подобных кризисов требует координации и объединения усилий России и США, в том числе в сфере ПРО.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*