Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 6
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 6
Однако не только картины великих венецианцев восхитили Врубеля. Художник оставил серию проникновенных акварелей, запечатлевших виды самого города. Одна из лучших композиций цикла — «Венеция. Мост Вздохов» (1890-е гг.). Художник изобразил известную постройку в яркий солнечный день. Насыщенно-голубое небо, бирюзовая вода, черные гондолы подчеркивают белизну барочного сооружения. Его изящная легкость никак не вяжется с предназначением: известно, что мост Вздохов соединял Дворец дожей с тюрьмой Карчерри, и свое название получил оттого, что сквозь его решетчатые окна осужденные , прощаясь со свободой, бросали последний взгляд на небо, море, солнце, прежде чем ступить под своды темницы. В 1893 г. Врубель написал большое декоративное панно «Венеция», на котором изобразил на первом плане прекрасных венецианок и венецианцев в роскошных костюмах эпохи Возрождения на фоне моста Вздохов. Эта композиция родилась под действием неизгладимых впечатлений от красивейшего исторического города, который сам Врубель назвал «родной, как есть , Византией». Самые лучшие
Для художников Серебряного века Италия была «второй родиной». Так называла страну, где была трижды , Анна Петровна Остроумова- Лебедева, оставившая много рисунков и гравюр с видами Венеции. Особенно плодотворной была поездка в Италию в 1911 г. Ни Рим, ни те небольшие городки, которые лежали на пути художницы во время путешествия по Италии, — Альбано, Сиена, Перуджа, Сан- Джаминиано, Субиако — не захватили так ее воображения, как Венеция. Впервые Остроумова увидела Венецию в 1903 г., но осталась равнодушна к ней. В 1911 г. она смотрела на город глазами зрелого художника, познавшего и запечатлевшего красоту петербургского пейзажа. Венеция в ее восприятии стала созвучна городу на Неве. Остроумова посвятила ей лучшие акварели итальянского цикла: «Венеция», «Столбы», «Голубые столбы», «Большой канал. Серый день», «Большой канал. Стоянка гондол». Венеция в этих работах предстает в жемчужной гамме, словно затянутая влажной пеленой тумана. Основные массы зданий, вода, силуэты гондол, столбы гондольерных стоянок нанесены энергичным контуром, смело намечающим форму. Сочетание черной, сочной линии итальянского карандаша с серебристо-серым тоном акварели придает листам особую благородную красоту. При всей логичности и продуманности композиций в них нет ни рассудочности, ни сухости. Они написаны как бы одним дыханием, темпераментно и остро, неся в себе живую трепетность непосредственного наблюдения.
Образ Венеции у Остроумовой-Лебедевой рождается в связи со стихией воды. Во влажной дымке словно тают четкие объемы, яркие краски, придавая всему особую подвижность. Здесь все в динамике, все дышит, все живет — дома с их колеблющимися отражениями в воде, скользящие гондолы с темными силуэтами гондольеров, вода, зажатая каменными стенами домов. Венеция в акварелях Остроумовой окутана влажным дыханием моря, серебристой дымкой, наполнена ощущениями особых звуков, рождающихся в городе, живущим на воде.
Среди отечественных художников, оставивших живописные воспоминания о Венеции в первой четверти XX столетия, необходимо выделить Петра Петровича Кончаловского, лидера кубофутуристов, одного из организаторов «Бубнового валета». Он приехал в Венецию в 1924 г. на XIV Международную художественную выставку, где принимал участие. В этот свой приезд в столицу Адриатики Кончаловский увлекся творчеством Тинторетто и сделал много зарисовок с его картин. Однако художнику показалось мало только зрительно изучать произведения любимого мастера: хотелось анализировать, переживать его жизненные ситуации в своем творческом процессе. Этому чувству обязано возникновение картины — «Дом Тинторетто» (1924). С одной стороны, это обычный городской вид, с другой — в нем особенно ощутим эмоциональный отклик на увиденное. Художник воспринимает дворец, в котором когда- то жил великий живописец Возрождения, как одухотворенный персонаж. Трехэтажная постройка становится главным действующим лицом композиции, ассоциирующимся с особым «духом места», атмосферой, помнящей старого мастера. Кружевной фасад с большими балконами отражается в спокойных темных водах канала. Массивные стены старинного палаццо написаны в пастозной динамичной манере. Тогда же Кончаловский написал картину «Венеция. Палаццо дожей» (1924). И снова архитектурный памятник в центре внимания живописца. Кончаловский пишет всего один угол строения, однако необычный ракурс дает представление обо всей постройке в целом. Мощные аркады первого этажа гармонируют с колоннами и стрельчатыми арками огромного балкона. Палаццо залито солнцем и от этого прочитывается в живописной плоскости еще рельефнее и значительнее.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ