Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4

В «Площади Святого Марка в Венеции» Никанор Чернецов, желая показать красоту величественных сооружений, выбрал необыч­ную точку зрения. Он изобразил архитек­турный вид «через арку» собора. Используя этот прием , художник подчеркнул глубину про­странства, перемежая темные и светлые поло­сы: затемненная арка на переднем плане и зда­ния, освещенные солнцем, — на втором. Чер­нецов отдал предпочтение этой точке зрения по двум причинам. Во-первых, она наиболее цельно и выразительно представляла главный городской ансамбль. Во-вторых, позволяла ху­дожнику запечатлеть красивейшую венецианс­кую перспективу с Дворцом дожей, колонной с крылатым львом — символом Венеции, спо­койными водами канала Святого Марка. Самые выгодные туры в Венгрию, вы найдете на сайте https://mosintour.ru/countries.asp?Id=24. Также на данном ресурсе имеются отзывы клиентов компании "Мосинтур" и самые полезные советы туристу для пребывания в Венгрии.

В то же время Григорий Чернецов напи­сал «Внутренний вид храма Святого Марка в Венеции». Многие русские путешественники оставили записки с восхищенными откликами об этом архитектурном памятнике. Так, М. П. Погодин писал в 1839 г.: «Св. Марко, Св. Марко — как русскому не восхититься им? Это почти Успенский собор, собор Св. Софии, в том же роде , в том же духе. Величествен­но. Везде золото, серебро, бронза, а мрамору, мрамору! Множество памятников, которые так и охватят древностию, древностию греческою, византийскою». Приблизи­тельно те же чувства испытывал и Григорий Чернецов, выразивший их в живописной ком­позиции. Интерьер храма ослепляет причудли­востью архитектурно-декоративного решения, переплетающего разные стили — византийс­кий, аравийский, европейский. Высокие арки переходят в большой сферический световой купол, из круглого окна — розы — льется мягкий свет, заставляя сиять великолепные мозаики и фресковые росписи собора. «Жизнь Венеции, сколько ее есть, приютилась к собо­ру Св. Марка и окрестностям его. Тут сердце, кажется, бьется, между тем как около — все или оцепенело уже, или цепенеет.».

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 4

В 1885 г. Венецию посетили два замеча­тельных русских живописца — Василий Ива­нович Суриков и Виктор Михайлович Васне­цов. Город на берегу Адриатики произвел на обоих неизгладимое впечатление. Васнецов писал: «Впечатление от города ни с чем не сравнимое, оригинальное и до слез поэтичное. Это волшебное заснувшее царство». Суриков дважды бывал в Италии, в том числе в Венеции — в 1884 и 1900 гг. Художественный результат поездок — серия замечательных акварелей, сделанных в куль­турных центрах Европы. Несколько листов посвящено Венеции. Город поразил художни­ка явно ощущающимся колоритом тоски, пе­чали. Воспоминания Сурикова о Венеции во многом являются вариацией на классическую тему «умирающего города»: «Не знаю, какую- то грусть навевают эти черные, крытые чер­ным кашемиром гондолы. Уж не траур ли это по исчезнувшей свободе и величию Венеции? Хотя на картинах древних художников во вре­мя счастья Венеции они тоже черные.». Акварель «Венеция» (1900) ре­шена именно в этом ключе. Серебристо-серое море отражается в окнах венецианских домов. Суриков живописно нивелирует ощущение образа величественных палаццо, представляя их как дома простых венецианцев. На балко­нах сушится белье, стоят люди. Обветшавшие стены покрыты разводами тлена. Однако не­повторимый дух места Суриков уловил впол­не: «Волшебна эта водяная улица. Мрачны, печальны почерневшие фасады. зданий, выд­винутых из воды. балконы, под которыми без шуму плывет ваша гондола, — все это создает эффекты магические».

Двумя годами позже, в 1887 г.,в Венеции побывал Валентин Серов. Маленький этюд, написанный маслом, хранящийся в Третьяков­ской галерее, изображает все тот же узнавае­мый вид центральной площади города «с бази­ликою Св. Марка в оконечном углублении своем». В отличие от многих отечественных путешественников, посещавших Венецию и ос­тавивших о площади и соборе восторженные воспоминания, Серов увидел венецианский форум не в качестве цветистого персонажа «пышной восточной поэмы», а в серебристо-­золотых красках грустного сказочного мира­жа. По-видимому, этюд писался в ранние ут­ренние часы: площадь пустынна и молчалива. Она словно отдыхает от тысяч назойливых туристов. Подобное впечатление рождает выб­ранный художником ракурс: здания собора, части колокольни и Дворца дожей отодвину­ты в глубину холста, на второй план, первый же отдан мраморным плитам «приемной залы венецианской республики». П. Перцов писал десятью годами позже, мысленно совпадая с живописным размышлением Серова: «Три мраморных дворца вместо трех стен; вместо четвертой — та смесь мрамора, гранита, яшмы, порфира, бронзы, мозаики, скульптуры, резьбы, которая называется собором Св. Марка. Если нет потолка, то только потому, что одно небо достойно служить потолком этой залы.».

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*