Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 3
«Большинство гостей Рима видит Кампанью на Аппиевой дороге», — отметил П. П. Муратов. Лучшее изображение известного римского пути оставил Александр Иванов. В пейзажной картине «Аппиева дорога» (1845) великий художник совместил в найденном образе портретную точность и философическую обобщенность, достойную запечатленного культурного артефакта. Обаяние и значимость ивановского пейзажа заключается прежде всего в выбранном художником ракурсе: его взгляд устремлен на Кампанью не из Рима, а в обратном направлении. Оглядев «дикую раму Рима», он направляется к Вечному городу. На горизонте вырисовывается далекий купол собора Св. Петра.
Над образом Рима работали многие отечественные художники. Кроме вышеназванных, стоит упомянуть М. Воробьева, В. Раева , М. Лебедева, П. Кончаловского, Д. Фалилеева , Ф. Сычкова и др. Все они пытались не просто запечатлеть известные всему миру памятники культуры, но передать свою любовь к Вечному городу. Культурная столица Европы воспринималась отечественным сознанием как далекое близкое, но всегда родное пространство.
Вторым по значимости итальянским центром для русских паломников и художников была Венеция. Этот замечательный город первым встречал прибывающих в Италию морем туристов и сразу же давал ощутить рукотворное богатство древней земли. Важно отметить, что все отечественные деятели искусства размышляли о Венеции задолго до реальной встречи с ней. Так, русский искусствовед, знаток Венеции Петр Петрович Перцов относил этот город к «врожденным идеям», о которых никогда не перестает размышлять человечество. Он писал: «Каждый из нас, не бывая в Венеции, знает Венецию. Это — улицы-каналы, лодки-экипажи, старые дворцы, обветшавшая роскошь , черные плащи гондольеров, черные кружева красавиц.». Провести
Первым русским живописцем, попавшим в Венецию в качестве пенсионера Академии художеств в последней четверти XVIII в. , был Федор Яковлевич Алексеев. Венеция и искусство знаменитых видописцев, прославляющих ее (А. Каналетто, Б. Белотто, Ф. Гварди), определили творческий путь Алексеева — он стал самым известным художником, работавшим в жанре городского пейзажа в конце
XVIII — начале XIX в. в отечественном искусстве.
Известно несколько работ Алексеева с видами Венеции. Первая — «Лестница Академии художеств в Венеции» (1776) — скопирована с композиции Каналетто и интересна лишь с точки зрения становления мастерства молодого художника. Вторая работа выполнена самостоятельно и запечатлевает один из характерных видов «города на воде»: «Венеция. Вид набережной Скьявоне» (1775). Картина изображает канал Св. Марка в Венеции. Вдали слева — набережная с Дворцом дожей, за которым видны верхняя часть Кампаниллы и купола собора Св. Марка. На первом плане представлена часть набережной и суда, высокие мачты которых подчеркивают переднюю плоскость картины. Очевидно, что этот вид написан по зарисовке с натуры. Однако в картине Алексеева собственные впечатления об удивительном городе, впитавшем в себя краски солнца и моря, слились с образом, созданным итальянскими живописцами. Венеция в картине русского мастера предстает городом дворцов и храмов, спокойных вод лагуны и стоящих на отдыхе кораблей, гуляющих по набережной венецианцев. Алексеев не отразил во всей полноте неповторимую красоту Венеции, а только наметил некоторые выразительные стороны ее образа: соединение воды и архитектуры, морских судов и гондол — местного вида транспорта, венецианцев в черном и выцветшие разводы на стенах архитектурных строений.
В 1846 г. Венецию посетили братья Чернецовы. Город на море покорил их своим своеобразием^ они посвятили ему несколько композиций, в которых запечатлели самое сердце «жемчужины Адриатики». Никанор написал «Площадь Святого Марка в Венеции», а Григорий — «Внутренний вид храма Святого Марка в Венеции» (обе — 1846). Поэт середины
XIX в. Владимир Дмитриевич Яковлев назвал главную площадь города «венецианским форумом». Петр Андреевич Вяземский писал о ней в то же время, что «площадь, обставленная великолепными зданиями, с базиликою Св. Марка в оконечном углублении своем, конечно, картина величавая и поразительная». Очевидно, что и русские пейзажисты Чернецовы были заинтригованы центральным архитектурным ансамблем города.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ