О процедуре электронного билетооформления. Часть 3
О процедуре электронного билетооформления. Часть 3
В базе данных валидирующего перевозчика хранится архив с записями всех изменений статуса купонов с тем, чтобы можно было восстановить «жизнь» каждого конкретного купона.
Применяются следующие коды статуса купона:
А - Airport Control (Аэропортовый контроль) - означает, что перевозчик получил контроль над полетным купоном.
С - Checked-In (Прошел регистрацию) - означает, что пассажир зарегистрировался на рейс.
Е - Exchanged/Reissued (Обменен/Переоформлен) — означает, что стоимость купона электронного билета была зачтена при оплате другого электронного билета.
F - Flown/Used (Использован) - означает, что перевозка по полетному купону электронного билета предоставлена и купон должен быть включен в отчет для производства взаиморасчетов.
L - Lifted/Boarded (Купой изъят/Посадка произведена) - означает, что пассажир
произвел посадку на борт воздушного судна.
О - Open For Use (Открыт для использования) - означает, что статус полетного купона электронного билета может быть изменен на любой другой.
Р - Printed (Распечатан) - означает, что полетный купон электронного билета из электронного в бумажный билет.
R - Refunded (Произведен возврат денег) - означает, что неизрасходованная стоимость полетного купона электронного билета возвращена или перечислена пассажиру.
V - Void (Аннулирован) - означает полное аннулирование электронной записи о продаже в базе данных валидирующего перевозчика.
Следующие коды статуса купона являются конечными, а это значит, что какие-либо дальнейшие операции с купоном запрещены:
Е - обменен/Переоформлен;
F - использован;
Р - распечатан;
R - произведен возврат денег;
V - аннулирован.
Остальные коды (перечислены ниже) могут в дальнейшем меняться в соответствии с операциями, произведенными с купоном:
А - аэропортовый контроль;
С - прошел регистрацию;
L - купон изъят/Посадка произведена;
О - открыт для использования.
Итак, предположим, что человеку необходимо улететь из Москвы в Лондон и по данному направлению возможно приобрести электронный билет. В этом случае у будущего пассажира есть несколько путей приобретения авиабилета. Конечно, самый простой и удобный путь - покупка через интернет, однако, если у человека сложные отношения с компьютером в общем, и с интернетом в частности, то он может выбрать более традиционный путь и пойти к ближайшему агенту. Снять или сдать в аренду жильё в Моршине, вы сможете на сайте
Неважно, каким путем пойдет пассажир, в любом случае, при оформлении электронного билета (через интернет или в офисе агента) будет выполняться следующая последовательность технологических операций (будем считать, что в нашем случае валидирующий, фактический и маркетинг-перевозчик - это одна компания, например British Airways):
1. Происходит оформление электронного билета через АСБ (например, Sabre), при этом сообщение с запросом санкции на оформление направляется в ETS British Airways.
2. Ответное сообщение направляется из ETS в Sabre. В нем содержится либо разрешение на оформление электронного билета, либо отказ с изложением причин того, почему данная транзакция не может быть осуществлена.
3. В ETS British Airways сохраняется вся информация об электронном билете. Также полетным купонам присваивается статус «О» («Открыт для использования»).
4. Sabre производит оформление электронного билета и пассажир после оплаты перевозки получает распечатку маршрут-квитанции.
Отметим, что в случае приобретения билета через интернет, оплата должна быть произведена с помощью пластиковой карты, а маршрут- квитанцию покупатель получает, например, на e-mail, после чего может сам её распечатать.
На этом оформление электронного билета завершается, и пассажиру в день вылета необходимо прибыть в аэропорт отправления, имея при себе документ, удостоверяющий его личность.
Далее рассмотрим операции, происходящие в аэропорту отправления (предположим, что это Домодедово):
1. British Airways направляет сообщение со списком пассажиров (PNL) в систему регистрации аэропорта Домодедово, включая информацию о пассажирах, имеющих электронный билет.
2. На стойке регистрации (это может быть как классическая стойка регистрации, так и стойка саморегистрации, которая позволяет человеку пройти регистрацию на рейс без участия сотрудников авиакомпании или аэропорта) пассажир предъявляет документ, удостоверяющий его личность и происходит проверка наличия такого пассажира в полученном PNL. После чего система регистрации аэропорта направляет запрос в ETS British Airways на изменение статуса полетного купона с «О» («Открыт для использования») на «С» («Прошел регистрацию»).
3. В ETS British Airways происходит проверка на то, что данный полетный купон электронного билета пригоден для использования, после чего, в случае положительного решения, изменяется статус купона в соответствии с запросом и в систему регистрации направляется ответное сообщение с подтверждением изменения статуса.
4. Аналогичная процедура происходит при посадке пассажира на борт воздушного судна, при этом статус полетного купона меняется с «С» («Прошел регистрацию») на «L» («Купон изъят/Посадка произведена»).
5. Сразу после вылета рейса система регистрации Домодедово должна направить в ETS British Airways сообщение с просьбой изменить статус полетного купона электронного билета на «F» («Использован»).
Статус полетного купона «F» («Использован») является конечным статусом, то есть дальнейшие операции с купоном запрещены и по этому купону уже могут быть произведены взаиморасчеты между всеми участниками перевозочного процесса.
Итак, мы на примере показали, что стоит за использованием электронного билета и какие технологические операции должны сопровождать процедуру электронного билетооформления. Должно быть понятно, что организации одной продажи через интернет не достаточно для того, чтобы перейти к электронному билету, а необходимо, по крайней мере, чтобы все авиаперевозчики эксплуатировали сервер электронного билетооформления (ETS), который бы поддерживал обмен сообщениями с другими системами. В соответствии с резолюциями IATA и во всех аэропортах должны стоять системы регистрации, поддерживающие возможность электронного обмена данными с ETS и другими системами, также в соответствии с резолюциями IATA. Так как в России сейчас нет ни первого, ни второго, то о полномасштабном внедрении электронного билета говорить еще преждевременно.
Будем надеяться, что ситуация в скором времени изменится в лучшую сторону.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ