О процедуре электронного билетооформления. Часть 3

О процедуре электронного билетооформления. Часть 3

В базе данных валидирующего перевозчика хранится архив с записями всех изменений статуса купонов с тем, чтобы можно было восстановить «жизнь» каждого конкретного купона.

Применяются следующие коды статуса купона:

А - Airport Control (Аэропортовый контроль) - означает, что перевозчик получил кон­троль над полетным купоном.

С - Checked-In (Прошел регистрацию) - означает, что пассажир зарегистрировался на рейс.

Е - Exchanged/Reissued (Обменен/Переоформлен) — означает, что стоимость купона электронного билета была зачтена при оплате другого электронного билета.

F - Flown/Used (Использован) - означает, что перевозка по полетному купону электронно­го билета предоставлена и купон должен быть включен в отчет для производства взаиморасче­тов.

L - Lifted/Boarded (Купой изъят/Посадка произведена) - означает, что пассажир

произвел посадку на борт воздушного судна.

О - Open For Use (Открыт для использования) - означает, что статус полетного купона электронного билета может быть изменен на любой другой.

Р - Printed (Распечатан) - означает, что полетный купон электронного билета из элек­тронного в бумажный билет.

R - Refunded (Произведен возврат денег) - означает, что неизрасходованная стоимость полетного купона электронного билета возвращена или перечислена пассажиру.

V - Void (Аннулирован) - означает полное аннулирование электронной записи о продаже в базе данных валидирующего перевозчика.

Следующие коды статуса купона являются конечными, а это значит, что какие-либо даль­нейшие операции с купоном запрещены:

Е - обменен/Переоформлен;

F - использован;

Р - распечатан;

R - произведен возврат денег;

V - аннулирован.

Остальные коды (перечислены ниже) могут в дальнейшем меняться в соответствии с опе­рациями, произведенными с купоном:

А - аэропортовый контроль;

С - прошел регистрацию;

L - купон изъят/Посадка произведена;

О - открыт для использования.

Итак, предположим, что человеку необходимо улететь из Москвы в Лондон и по данному направлению возможно приобрести электронный билет. В этом случае у будущего пассажира есть несколько путей приобретения авиабилета. Конечно, самый простой и удобный путь - по­купка через интернет, однако, если у человека сложные отношения с компьютером в общем, и с интернетом в частности, то он может выбрать более традиционный путь и пойти к ближайшему агенту. Снять или сдать в аренду жильё в Моршине, вы сможете на сайте https://rest-ua.com/morshin/

О процедуре электронного билетооформления. Часть 3

Неважно, каким путем пойдет пассажир, в любом случае, при оформлении электронного билета (через интернет или в офисе агента) будет выполняться следующая последовательность технологических операций (будем считать, что в нашем случае валидирующий, фактический и маркетинг-перевозчик - это одна компания, например British Airways):

1.    Происходит оформление электронного билета через АСБ (например, Sabre), при этом со­общение с запросом санкции на оформление направляется в ETS British Airways.

2.    Ответное сообщение направляется из ETS в Sabre. В нем содержится либо разрешение на оформление электронного билета, либо отказ с изложением причин того, почему данная тран­закция не может быть осуществлена.

3.    В ETS British Airways сохраняется вся информация об электронном билете. Также по­летным купонам присваивается статус «О» («Открыт для использования»).

4.    Sabre производит оформление электронного билета и пассажир после оплаты перевозки получает распечатку маршрут-квитанции.

 

Отметим, что в случае приобретения билета через интернет, оплата должна быть произведена с помощью пластиковой карты, а маршрут- квитанцию покупатель получает, например, на e-mail, после чего может сам её распечатать.

На этом оформление электронного билета завершается, и пассажиру в день вылета необхо­димо прибыть в аэропорт отправления, имея при себе документ, удостоверяющий его личность.

Далее рассмотрим операции, происходящие в аэропорту отправления (предположим, что это Домодедово):

1.    British Airways направляет сообщение со списком пассажиров (PNL) в систему регистра­ции аэропорта Домодедово, включая информацию о пассажирах, имеющих электронный билет.

2.    На стойке регистрации (это может быть как классическая стойка регистрации, так и стойка саморегистрации, которая позволяет человеку пройти регистрацию на рейс без участия сотрудников авиакомпании или аэропорта) пассажир предъявляет документ, удостоверяющий его личность и происходит проверка наличия такого пассажира в полученном PNL. После чего система регистрации аэропорта направляет запрос в ETS British Airways на изменение статуса полетного купона с «О» («Открыт для использования») на «С» («Прошел регистрацию»).

3.    В ETS British Airways происходит проверка на то, что данный полетный купон электрон­ного билета пригоден для использования, после чего, в случае положительного решения, изме­няется статус купона в соответствии с запросом и в систему регистрации направляется ответное сообщение с подтверждением изменения статуса.

4.    Аналогичная процедура происходит при посадке пассажира на борт воздушного судна, при этом статус полетного купона меняется с «С» («Прошел регистрацию») на «L» («Купон изъят/Посадка произведена»).

5.    Сразу после вылета рейса система регистрации Домодедово должна направить в ETS British Airways сообщение с просьбой изменить статус полетного купона электронного билета на «F» («Использован»).

Статус полетного купона «F» («Использован») является конечным статусом, то есть даль­нейшие операции с купоном запрещены и по этому купону уже могут быть произведены взаи­морасчеты между всеми участниками перевозочного процесса.

Итак, мы на примере показали, что стоит за использованием электронного билета и какие технологические операции должны сопровождать процедуру электронного билетооформления. Должно быть понятно, что организации одной продажи через интернет не достаточно для того, чтобы перейти к электронному билету, а необходимо, по крайней мере, чтобы все авиаперевоз­чики эксплуатировали сервер электронного билетооформления (ETS), который бы поддерживал обмен сообщениями с другими системами. В соответствии с резолюциями IATA и во всех аэро­портах должны стоять системы регистрации, поддерживающие возможность электронного об­мена данными с ETS и другими системами, также в соответствии с резолюциями IATA. Так как в России сейчас нет ни первого, ни второго, то о полномасштабном внедрении электронного билета говорить еще преждевременно.

Будем надеяться, что ситуация в скором времени изменится в лучшую сторону.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*