Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации. Часть 3
Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации. Часть 3
Если доступ на туристическую территорию может быть обеспечен с помощью различных видов транспорта, то транспортную доступность данной территории следует оценить по наиболее экономичному варианту, которым может воспользоваться турист. При этом следует учитывать, что значительное количество туристов в силу личных предпочтений, уровня доходов и других факторов при возможности выбора предпочтут воспользоваться иным, не наиболее экономичным видом транспорта. Иначе говоря, для них совокупность материальных (стоимость проезда, потраченное время) и нематериальных (личные предпочтения, вкусы, фобии по отношению к различным видам транспорта) издержек будет отличаться от среднестатистической и будет минимальна именно при использовании определённого «своего» вида транспорта. Конечно, средние колебания данных издержек не слишком велики, но всё же они могут заметно влиять на посещаемость территории. Для учёта данного фактора экономическая оценка транспортной доступности территории должна быть скорректирована. Если возможно использование двух видов транспорта, денежная оценка должна быть уменьшена на 10 %, если же возможно использование трёх или более видов, то она должна быть уменьшена на 25 %. Быстро и легко
Приведём пример расчёта транспортной доступности трёх территорий с помощью вышеописанной формулы.
Первый объект находится в 400 км от Новосибирска. Транспорт - поезд (купейные вагоны) без пересадок или автобус (к территории ведёт дорога с твёрдым покрытием).
Второй объект находится в 700 км от Новосибирска. Транспорт - поезд (купейные вагоны) с одной пересадкой примерно в середине пути. Время, затрачиваемое на пересадку, составляет один час (прибытие первого поезда в 17:30, отбытие второго в 18:30).

Третий объект находится в 800 км от Новосибирска. Транспорт - авиарейс (740 км) и поездка на автобусе (60 км по дороге с твёрдым покрытием). Время на пересадку один час.
Вычислим и сравним транспортную доступность территорий для российских туристов по формуле (1):
1) стоимость пассажирокилометра для купейных вагонов поезда составляет 3,5 руб./км. Средняя скорость - 55 км/ч. Следовательно,
С11=3,5х400 +1х60х(400/55)=1400 + 436=1836 (руб.). В индексе Ckm к обозначает номер территории, m - вариант перемещения в место отдыха.
Стоимость пассажирокилометра для автобуса - 2,5 руб./км. Средняя скорость - 60 км/ч. Следовательно,
С|2=2,5х400 +1х60х(400/60)=1000 + 400=1400 (руб.).
Более экономичен второй вариант. Но, так как возможно использование двух видов транспорта, общая оценка составит: 1400 - 0,1х1400=1260 (руб.).
2) так как длительность поездки с учётом пересадки составит 700/55 + 1=13,7 ч; 8<13,7>16, то R=1,5. Следовательно,
С2=3,5х(350 + 350) +1,5х60х(700/55 + 1)=2450 + 1235=3685 (руб.).
3) стоимость пассажирокилометра для авиарейсов составляет 4,5 руб./км. Перелёт с учётом регистрации, взлёта и посадки лайнера займёт у туриста около трех часов. Время на пересадку один час.
С3=4,5х740 + 2,5х60 +1х60х(3 + 1 + (60/60))=3330 + 150 + 300=3780 (руб.).
Итак, как мы видим, с точки зрения среднего российского туриста первый объект обладает наибольшей транспортной доступностью. Причём, если километраж до второго объекта больше километража до первого в 1,75 раз (700/400=1,75), то полная оценка стоимости поездки для второго объекта больше почти в три раза (3685/1260=2,92). Это результат более высокой цены пассажирокилометра купейного вагона поезда по сравнению с автобусом, а также слишком высокой длительности поездки до второго объекта. При небольшой разнице в расстояниях оценки транспортной доступности второго и третьего объектов для российских туристов практически совпадают.
Теперь вычислим и оценим транспортную доступность территорий для иностранных туристов (стоимость одного часа потраченного времени возрастёт с 60 до 300 руб.).
1) Сц=3,5х400 +1х300х(400/55)=1400 + 2180=3580 (руб.);
С12=2,5х400 +1х300х(400/60)=1000 + 2000=3000 (руб.).
Более экономичен второй вариант. Так как возможно использование двух видов транспорта, общая оценка составит: 3000 - 0,1х3000=2700 (руб.);
2) С2=3,5х(350 + 350) +1,5х300х(700/55 + 1)=2450 + 6175=8625 (руб.);
3) С3=4,5х740 + 2,5х60 +1х300х(3 + 1 + (60/60))=3330 + 150 + 1500=4980 (руб.).
Итак, с точки зрения туриста из развитых стран наибольшей транспортной доступностью также обладает первый объект. Но в данном случае полная оценка стоимости поездки до второго и третьего объектов не совпадут. Несмотря на то, что расстояние от Новосибирска до третьего объекта больше расстояния до второго объекта на 14,3 %, общая стоимость поездки до второго объекта для туриста из развитых стран будет выше стоимости поездки до третьего объекта на 73 %.
Данный результат обусловлен слишком высокой длительностью поездки до второго объекта, которую для иностранных туристов не способна компенсировать разница в стоимости пассажирокилометра поезда по сравнению с авиарейсом. Полученный вывод подтверждает тезис о необходимости широкого внедрения в России современных, высокоскоростных видов транспорта для активного развития въездного туризма.
При анализе приведённого примера следует отметить, что полученные стоимостные оценки транспортной доступности дестинаций для туриста из развитых стран в 1,5-2 раза выше, чем оценки для среднего российского туриста. Но при этом не следует забывать, что денежная оценка рекреации, восстановления здоровья с помощью туризма для российских и иностранных граждан также не будет совпадать. Так, стоимость рабочего дня, потерянного в результате заболевания, для жителя Санкт-Петербурга составит 972 руб. (примерно 33 доллара), в то время как для жителя США - 125 долларов.
В заключение следует сказать, что транспортная доступность территории - лишь один из факторов, определяющих выбор туристом места отдыха. Природные и культурные достопримечательности, экологическая ситуация, безопасность территории, уровень
сервиса, цены на товары и услуги в месте отдыха также будут серьезнейшим образом влиять на этот выбор. Грамотный учёт предпринимательскими структурами всей совокупности указанных выше факторов будет способствовать максимизации краткосрочной и долгосрочной прибыли от туристской деятельности, будет повышать степень удовлетворения потребительских запросов.
Полную стоимость перемещения в дестинацию для туриста можно представить как определённого рода постоянные издержки. Независимо от того, на какой срок турист прибыл в место отдыха, получил ли он ожидаемый набор впечатлений и сервис, или какие- либо причины помешали ему это сделать, он вынужден будет заплатить за проезд своими деньгами и своим временем. При этом удельные транспортные издержки (в расчёте на один день отдыха) будут тем ниже, чем выше срок пребывания туриста в месте отдыха (это своего рода положительный эффект масштаба производства при уменьшении доли постоянных издержек). Так, если стоимость пребывания туриста на курорте составляет в среднем 1000 руб. в день, а полная стоимость перемещения в дестинацию - 2000 руб., то отдых продолжительностью пять дней обойдётся туристу в 9000 руб. (5х1000 + 2000 + 2000=9000). Отдых же продолжительностью 10 дней обойдётся туристу в 14000 руб. (10х1000 + 2000 + 2000=14000). При этом стоимость одного дня отдыха в первом случае составит 9000/5=1800 (руб./день), а во втором будет намного ниже - 14000/10=1400 (руб./день).
Таким образом, на территориях с низкой транспортной доступностью для предпринимателей будет целесообразно развивать преимущественно не краткосрочные виды туризма (уик-энд туры), а напротив, долгосрочные (например, оздоровительный туризм). В этом случае территории, обладающие невысокой транспортной доступностью, при условии более низкой стоимости обслуживания могут быть даже более конкурентоспособны, чем территории с высокой транспортной доступностью. Для иллюстрации данного тезиса приведём ещё один простой пример.
Пусть стоимость пребывания в санатории в Ленинградской области составляет 2000 руб. в день с человека, а пребывание в санатории того же уровня в Псковской области в силу объективных причин (ниже стоимость рабочей силы, ниже налоговые ставки) составляет соответственно 1500 руб. Полная стоимость поездки до санатория в первом случае составит 800 руб. (1600 руб. в оба конца), а во втором случае - 1500 руб. (3000 руб. в оба конца). Теперь рассчитаем стоимость недельного отдыха в санаториях. Отдых в санатории в Ленинградской области обойдётся в 15600 руб. (7х2000 + 1600=15600), а отдых в санатории в Псковской области будет заметно дешевле - 13500 руб. (7х1500 + 3000=13500).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ