Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации. Часть 1
Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации. Часть 1
На сегодняшний день транспорт является одним из важнейших компонентов функционирования индустрии туризма и большинства туристических бизнес-структур. По сути, весь современный глобальный туризм обязан своим существованием развитию скоростных видов транспорта.
Как известно, деятельность создателя первого туристического агентства Томаса Кука была тесно связана с появлением в Великобритании железных дорог. Создание поезда впервые в истории позволило осуществлять регулярные перевозки большого числа пассажиров на значительные расстояния за сравнительно короткое время, что послужило мощнейшим катализатором развития туризма. Другими важными вехами в развитии индустрии путешествий стало появление пароходного сообщения, авиации, что позволило осуществлять межконтинентальные перевозки, а также популяризация в 20-30 гг. XX в. автомобильного транспорта. Автомобиль заметно расширил географию туризма, позволив посещать территории, значительно удалённые от мест прохождения регулярных рейсов. Список
На сегодняшний день совершенно очевидно, что изучение транспортной доступности должно быть неотъемлемой частью комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала территории наряду с оценкой прочих географических, климатических, экологических, социально-экономических факторов. Одной из обязательных компонент оценки должна выступать оценка транспортной доступности дестинации. Проблема транспортной доступности территории особенно актуальна именно для Российской Федерации, где туристский потенциал многих регионов и местностей, имеющих значительные природные и культурные ресурсы, резко ограничивается именно транспортной доступностью этих территорий. Например, слишком большой удалённостью дестинации от мест проживания туристов, обладающих платёжеспособным спросом, отсутствием современных средств сообщения (авиа- и автомагистралей), высокой стоимостью поездки или совокупностью данных факторов. В результате может возникнуть серьёзное противоречие: наименее антропогенно изменённые, малоосвоенные территории, имеющие значительный потенциал для развития туризма, в особенности экологического, зачастую имеют весьма низкую транспортную доступность.
Использование экономических показателей и математического аппарата помогает осуществить более достоверную оценку транспортной доступности, точнее определить и сравнить рекреационнотуристский потенциал различных территорий.
Экономическая оценка транспортной доступности дестинации тесно связана со стоимостью перевозок. На сегодняшний день в туризме наиболее широко применяются следующие типы перевозок: авиаперевозки, ж/д перевозки и автоперевозки (автобусы, автомобили). В 2011 г. на рынке транспортных услуг в России установились следующие приблизительные тарифы. Стоимость пассажирокило- метра (перемещения одного пассажира на один километр) для регулярных авиарейсов составляет 4,5 руб./км. Цена плацкартных и купейных билетов на скорые пассажирские поезда составляет соответственно 2 руб./км и 3,5 руб./км. Отдельную категорию представляют скоростные поезда (например, «Сапсан»). Стоимость билетов 2С составляет 4 руб./км, 1С - 7 руб./км. Стоимость пассажирокило- метра для автобусов и маршрутных такси - 2,5 руб./км.
Туристы для перемещения в дестинацию также могут пользоваться личными автомобилями. Этот вид транспорта может быть доминирующим при посещении туристами удалённых территорий, рыбацких и охотничьих хозяйств. Стоимость пассажирокилометра в этом случае может значительно колебаться, в первую очередь, в зависимости от количества пассажиров, а также от марки и модели автомобиля, типа двигателя (бензиновый или дизельный). С учётом амортизации цена пассажирокилометра для автомобиля в расчёте на одного человека, как правило, составляет 1,5-2 руб./км.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ