Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 2

Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 2

В соревнованиях по спортивному туризму на дистанциях выполнение технических приемов довольно специфично и занимает в структуре соревновательной деятельности 41,4% общего времени прохождения дистанции (Соболев С.В., Гелецкий В.М., 2006). Процесс подготовки в туристском многобо­рье предусматривает совершенствование от­дельных технических приемов, используемых на соревнованиях. Чаще всего спортсмены трени­руют эти технические действия раздельно, что затрудняет выступление на конкретных соревно­ваниях (Кодыш Э.Н., 1990; Константинов Ю.С., 2000; Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2003).

Комплексное использование технических приемов, предусматривающее тренировку не­скольких технических этапов дистанции, позво­лит более эффективно готовить спортсменов- туристов к соревнованиям на дистанциях. Заказать холодильные двери по самым лучшим ценам вы сможете на сайте dnstroy.com. Также компания ДНСтрой установку, монтаж и изготовление холодильных дверей.

Материалы и методы исследования

Техника пешеходного туризма значительно отличается от техники других видов спорта. Все технические действия спортсменов, участвую­щих в соревнованиях по группе дисциплин «дистанции - пешеходные», мы разделили на следующие четыре группы:

1)   техника передвижения по пересеченной местности - заключается в умении спортсмена перемещаться по дистанции между технически­ми этапами максимально быстро. Сложность элементов данной группы изменяется в зависи­мости от:

-   сложности рельефа;

-   количества и веса специального снаряже­ния;

-   количества и последовательности техниче­ских этапов;

2)    техника передвижения по препятствию (этапу) зависит от физической подготовленно­сти спортсмена. Например, выбор техники пере­движения по навесной переправе будет зависеть от угла наклона переправы, техника передвиже­ния по перилам (веревка) на склоне зависит от характера склона и от его крутизны и т.д.;

3)   техника преодоления препятствий (эта­пов) достаточно подробно описана в «Регламен­те группы дисциплин "дистанции - пешеход­ные"», который является руководством для су­дей и участников соревнований. Одна из основ­ных идей данного документа - это безопасное преодоление технических этапов;

4)  техника ориентирования на местности - совокупность применяемых технических прие­мов и средств, позволяющих эффективно (с наи­меньшими физическими и иными затратами) свое положение относительно окружающих ори­ентиров местности, определять стороны света, нужное направление движения и точное движе­ние согласно этому направлению, а также ре­шать конкретные задачи ориентирования.

Результаты и их обсуждение

На основании ранее накопленного опыта на­ми были разработаны две методики совершенст­вования техники преодоления препятствий тури­стов, участвующих в соревнованиях на пеше­ходных дистанциях - раздельная и комплексная.

Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 2

Методика раздельного совершенствования техники преодоления препятствий предусмат­ривает совершенствование одного технического приема на тренировочном занятии. Технические приемы на последующих занятиях рекомендует­ся чередовать, так как различные технические этапы требуют в большей или меньшей степени проявления физических качеств. Физически тя­желые технические действия следует чередовать с легкими. Количество и интенсивность выпол­нения упражнения, а также характер и интерва­лы отдыха задаются индивидуально в зависимо­сти от трудности технического этапа и от физи­ческой подготовленности занимающихся. Дан­ная методика позволяет тренеру хорошо просле­дить технические ошибки спортсмена, что дает оперативную информацию для их исправления.

Методика комплексного совершенствования техники преодоления препятствий заключается в совершенствовании нескольких технических препятствий на одном тренировочном занятии. В этой методике технические препятствия необхо­димо ставить максимально близко друг к другу
или объединять в блоки. Количество и интен­сивность выполнения тренировочного упражне­ния задаются в зависимости от физической под­готовленности спортсменов, а также от поста­новки основных задач на конкретной трениров­ке. Так как данная методика максимально при­ближается к условиям соревновательной дея­тельности, она в большей степени способствует развитию специальной выносливости.

Для проверки эффективности предложенных методик был организован педагогический экспе­римент.

В эксперименте участвовали студенты сек­ции спортивного туризма Сибирского федераль­ного университета. Спортивная квалификация испытуемых - III разряды. Все занимающиеся были распределены на две группы по 10 человек в каждой и в течение 6 месяцев тренировались по разным методикам. Первая группа занималась по комплексной методике, вторая - по раздель­ной. Учебно-тренировочное занятие в обеих группах длилось по два часа. Эффективность методик определялась разностью результатов прохождения контрольной дистанции до и после эксперимента. В контрольную дистанцию были включены наиболее часто встречаемые техниче­ские препятствия. А именно: подъем по перилам (веревке), параллельные перила (веревки), спуск по перилам (дюльфер), траверс склона, перепра­ва по бревну (маятником), наклонная навесная переправа вверх, навесная переправа, спуск по перилам (дюльфер).

Для определения эффективности разрабо­танных методик обе группы преодолевали дис­танции различного класса сложности на трени­ровках и в условиях соревнований. Как видно на рисунках 1 и 2, до начала эксперимента резуль­таты первой и второй групп на дистанциях 3 и 5 класса сложности достоверных различий не имели, p>0,05. По окончании эксперимента за­нимающиеся обеих групп значительно улучши­ли результаты на этой же дистанции.

Однако, как видно на рисунках 1-2, после эксперимента обе группы показали одинаковый прирост результатов (33%) на дистанции 3 клас­са, на дистанции 5 класса результаты первой группы улучшились на 18%, результаты второй группы на 9%.

В результате нашего исследования было ус­тановлено, что комплексная и раздельная мето­дики совершенствования техники у туристов являются одинаково эффективными для подго­товки к соревнованиям на дистанциях 1-3 клас­сов сложности. Прирост результатов в обеих группах составил по 33%. Однако на туристских соревнованиях в дисциплине «дистанции - пе­шеходные» 4-6 классов сложности, спортсмены, тренирующиеся по комплексной методике, пока­зали более высокие результаты.

Хотя обе методики имеют свои плюсы и не­достатки, комплексная методика оказалась более эффективной. Она требует больше времени, сна­ряжения и помощи занимающихся для организа­ции тренировочного занятия. Однако прохожде­ние тренировочной дистанции в комплексной методике позволяет максимально приблизиться к условиям соревновательной деятельности, что имеет важное значение при подготовке к сорев­нованиям на дистанциях более высокого класса. Возможность менять последовательность про­хождения технических этапов в тренировке по­зволяет лучше подготовиться к часто меняю­щимся условиям в соревнованиях. А также спо­собствует более эффективному развитию специ­альной выносливости у туристов-спортсменов.

Применяя раздельную методику совершенст­вования техники, нужно меньше снаряжения и времени. Можно хорошо отработать технику преодоления технического этапа. Однако возни­кает сложность в соединении отдельных технических приемов, что необходимо в условиях со­ревновательной деятельности.

На основе изучения и анализа правил сорев­нований, регламента группы дисциплин «дис­танции - пешеходные», а также материалов экс­перимента все технические действия, разделен­ные нами на четыре группы, имеют следующую дифференциацию:

-  техника передвижения по пересеченной ме­стности;

-  техника передвижения по препятствию (этапу);

-  техника преодоления препятствий (этапов);

-  техника ориентирования на местности.

В ходе педагогического эксперимента было

установлено, что время подготовки тренировоч­ных занятий и их плотность по разным методи­кам не одинаковы. Комплексная методика со­вершенствования техники преодоления препят­ствия требует больших трудозатрат и использо­вания большего количества снаряжения.

В результате эксперимента установлено, что в обеих группах произошли достоверные изме­нения, которые повлияли на спортивный резуль­тат в равной степени. В первой группе результа­ты улучшились на 33,3%, а во второй - на 33,5%.

Следовательно, можно считать данные методики эффективными.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*