Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 2
Содержание:
↑ Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 2
В соревнованиях по спортивному туризму на дистанциях выполнение технических приемов довольно специфично и занимает в структуре соревновательной деятельности 41,4% общего времени прохождения дистанции (Соболев С.В., Гелецкий В.М., 2006). Процесс подготовки в туристском многоборье предусматривает совершенствование отдельных технических приемов, используемых на соревнованиях. Чаще всего спортсмены тренируют эти технические действия раздельно, что затрудняет выступление на конкретных соревнованиях (Кодыш Э.Н., 1990; Константинов Ю.С., 2000; Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2003).
Комплексное использование технических приемов, предусматривающее тренировку нескольких технических этапов дистанции, позволит более эффективно готовить спортсменов- туристов к соревнованиям на дистанциях. Заказать
↑ Материалы и методы исследования
Техника пешеходного туризма значительно отличается от техники других видов спорта. Все технические действия спортсменов, участвующих в соревнованиях по группе дисциплин «дистанции - пешеходные», мы разделили на следующие четыре группы:
1) техника передвижения по пересеченной местности - заключается в умении спортсмена перемещаться по дистанции между техническими этапами максимально быстро. Сложность элементов данной группы изменяется в зависимости от:
- сложности рельефа;
- количества и веса специального снаряжения;
- количества и последовательности технических этапов;
2) техника передвижения по препятствию (этапу) зависит от физической подготовленности спортсмена. Например, выбор техники передвижения по навесной переправе будет зависеть от угла наклона переправы, техника передвижения по перилам (веревка) на склоне зависит от характера склона и от его крутизны и т.д.;
3) техника преодоления препятствий (этапов) достаточно подробно описана в «Регламенте группы дисциплин "дистанции - пешеходные"», который является руководством для судей и участников соревнований. Одна из основных идей данного документа - это безопасное преодоление технических этапов;
4) техника ориентирования на местности - совокупность применяемых технических приемов и средств, позволяющих эффективно (с наименьшими физическими и иными затратами) свое положение относительно окружающих ориентиров местности, определять стороны света, нужное направление движения и точное движение согласно этому направлению, а также решать конкретные задачи ориентирования.
↑ Результаты и их обсуждение
На основании ранее накопленного опыта нами были разработаны две методики совершенствования техники преодоления препятствий туристов, участвующих в соревнованиях на пешеходных дистанциях - раздельная и комплексная.
Методика раздельного совершенствования техники преодоления препятствий предусматривает совершенствование одного технического приема на тренировочном занятии. Технические приемы на последующих занятиях рекомендуется чередовать, так как различные технические этапы требуют в большей или меньшей степени проявления физических качеств. Физически тяжелые технические действия следует чередовать с легкими. Количество и интенсивность выполнения упражнения, а также характер и интервалы отдыха задаются индивидуально в зависимости от трудности технического этапа и от физической подготовленности занимающихся. Данная методика позволяет тренеру хорошо проследить технические ошибки спортсмена, что дает оперативную информацию для их исправления.
Методика комплексного совершенствования техники преодоления препятствий заключается в совершенствовании нескольких технических препятствий на одном тренировочном занятии. В этой методике технические препятствия необходимо ставить максимально близко друг к другу
или объединять в блоки. Количество и интенсивность выполнения тренировочного упражнения задаются в зависимости от физической подготовленности спортсменов, а также от постановки основных задач на конкретной тренировке. Так как данная методика максимально приближается к условиям соревновательной деятельности, она в большей степени способствует развитию специальной выносливости.
Для проверки эффективности предложенных методик был организован педагогический эксперимент.
В эксперименте участвовали студенты секции спортивного туризма Сибирского федерального университета. Спортивная квалификация испытуемых - I—II разряды. Все занимающиеся были распределены на две группы по 10 человек в каждой и в течение 6 месяцев тренировались по разным методикам. Первая группа занималась по комплексной методике, вторая - по раздельной. Учебно-тренировочное занятие в обеих группах длилось по два часа. Эффективность методик определялась разностью результатов прохождения контрольной дистанции до и после эксперимента. В контрольную дистанцию были включены наиболее часто встречаемые технические препятствия. А именно: подъем по перилам (веревке), параллельные перила (веревки), спуск по перилам (дюльфер), траверс склона, переправа по бревну (маятником), наклонная навесная переправа вверх, навесная переправа, спуск по перилам (дюльфер).
Для определения эффективности разработанных методик обе группы преодолевали дистанции различного класса сложности на тренировках и в условиях соревнований. Как видно на рисунках 1 и 2, до начала эксперимента результаты первой и второй групп на дистанциях 3 и 5 класса сложности достоверных различий не имели, p>0,05. По окончании эксперимента занимающиеся обеих групп значительно улучшили результаты на этой же дистанции.
Однако, как видно на рисунках 1-2, после эксперимента обе группы показали одинаковый прирост результатов (33%) на дистанции 3 класса, на дистанции 5 класса результаты первой группы улучшились на 18%, результаты второй группы на 9%.
В результате нашего исследования было установлено, что комплексная и раздельная методики совершенствования техники у туристов являются одинаково эффективными для подготовки к соревнованиям на дистанциях 1-3 классов сложности. Прирост результатов в обеих группах составил по 33%. Однако на туристских соревнованиях в дисциплине «дистанции - пешеходные» 4-6 классов сложности, спортсмены, тренирующиеся по комплексной методике, показали более высокие результаты.
Хотя обе методики имеют свои плюсы и недостатки, комплексная методика оказалась более эффективной. Она требует больше времени, снаряжения и помощи занимающихся для организации тренировочного занятия. Однако прохождение тренировочной дистанции в комплексной методике позволяет максимально приблизиться к условиям соревновательной деятельности, что имеет важное значение при подготовке к соревнованиям на дистанциях более высокого класса. Возможность менять последовательность прохождения технических этапов в тренировке позволяет лучше подготовиться к часто меняющимся условиям в соревнованиях. А также способствует более эффективному развитию специальной выносливости у туристов-спортсменов.
Применяя раздельную методику совершенствования техники, нужно меньше снаряжения и времени. Можно хорошо отработать технику преодоления технического этапа. Однако возникает сложность в соединении отдельных технических приемов, что необходимо в условиях соревновательной деятельности.
На основе изучения и анализа правил соревнований, регламента группы дисциплин «дистанции - пешеходные», а также материалов эксперимента все технические действия, разделенные нами на четыре группы, имеют следующую дифференциацию:
- техника передвижения по пересеченной местности;
- техника передвижения по препятствию (этапу);
- техника преодоления препятствий (этапов);
- техника ориентирования на местности.
В ходе педагогического эксперимента было
установлено, что время подготовки тренировочных занятий и их плотность по разным методикам не одинаковы. Комплексная методика совершенствования техники преодоления препятствия требует больших трудозатрат и использования большего количества снаряжения.
В результате эксперимента установлено, что в обеих группах произошли достоверные изменения, которые повлияли на спортивный результат в равной степени. В первой группе результаты улучшились на 33,3%, а во второй - на 33,5%.
Следовательно, можно считать данные методики эффективными.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ