Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы. Часть 2

Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы. Часть 2

Дом 26 на Новой Басманной привле­кателен для интересующихся церковной архитектурой. Внимательно присмотрев­шись к зданию, в котором в настоящее время расположена больница, можно уви­деть апсиду бывшей домовой церкви. Исто­рия этого здания начинается, когда граф Н.А. Головин в 1755—1756 гг. строит себе де­ревянные хоромы. На их месте новый хозя­ин Н.Н. Демидов, внук знаменитого Акинфия Демидова, строит большой каменный дворец, который в 1805 г. покупает князь Михаил Петрович Голицын. После 1812 г.

дом получил прозвище «несгораемого», по­скольку он чудом уцелел среди сгоревших в Отечественную войну на Новой Басманной домов. В 1830-х гг. дом приобрел Попечи­тельный совет о заведениях общественного призрения для Сиротского училища. Ког­да дворец стали перестраивать, была по­строена и домовая церковь, которую в 1837 г. освятили во имя Успения святой Анны. В настоящее время в бывшей домовой церк­ви пункт переливания крови, но внешняя часть церкви Успения святой Анны дошла до нас без изменений и составляет единое архитектурное целое со зданием бывшего дворца. Подобных зданий в Москве совсем немного. Купить горящие туры на сейшелы, вы сможете на сайте sunrise-tour.ru.

Не менее интересно и здание церкви свя­того великомученика Никиты (Старая Бас­манная ул., 16/1, стр. 1). Первые сведения о ней относятся скорее всего к 1517 г., когда при Василии III из Владимира в Москву была привезена икона Владимирской Богоматери. Она пробыла в Москве не менее года, ее по­новили и «отпустили» во Владимир. На месте прощания с иконой была поставлена церковь, главный престол которой был освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В ХVII в. на этом месте построили новую церковь, а к 1750 г. ее построили прак­тически заново. Главный престол был освя­щен во имя иконы Владимирской Божией Матери, а приделы во имя святого Никиты мученика и Рождества Иоанна Предтечи.

Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы. Часть 2

К массивному восьмиграннику храма, перекрытому пологим куполом с люкарнами в лепных обрамлениях, примыкают сильно вынесенные тосканские портики (северный не сохранился) и трапезная, включившая в себя фрагмент предшествующего храма ХVII в. Восьмигранник основного объема фактически является кубом со срезанными углами: его грани заметно отличаются по ширине, вследствие чего на боковых гранях по сторонам центрального окна размещены по три пилястры, а на диагональных — по одной. Фигурное покрытие трапезной и упруго изогнутые фронтоны рамочных на­личников прекрасно передают энергичность и жизнерадостность стиля барокко. Полно­ценная пластика ордера колокольни, вир­туозная игра криволинейными формами в ее завершении искупают некоторую пло­скостность решения фасадов храма и по­зволяют отнести постройку к творчеству Д.В. Ухтомского — крупнейшего мастера мо­сковского барокко.

В приходе этой церкви жил Василий Львович Пушкин. Здесь 23 августа 1830 г. его отпевали. В церкви присутствовал весь цвет литературной Москвы: И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, М.П. Погодин, Н.А. По­левой, И.М. Снегирев и многие другие. А.С. Пушкин взял на себя все хлопоты по по­гребению дяди и проводил его тело из церк­ви на Донское кладбище.

В Никитской церкви служил протодьякон М.К. Холмогоров, славившийся своим необык­новенным басом. Облик его запечатлен худож­ником Павлом Кориным в портретах к картине «Русь уходящая».

Несмотря на то, что президиум Мос­совета в свое время вынес решение о сно­се здания церкви, она уцелела и с 1933 г. использовалась как склад. К 1994 г. была закончена реставрация. В интерьере вос­создан барочный иконостас, не имеющий аналогов в Москве. Теперь пройдем туда, где улица Горохо­вое Поле переходит в Вознесенскую улицу, названную в 1929 г. улицей Радио. Воз­несенской улица называлась потому, что проходила рядом с церковью Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2, стр. 1). Храм известен с XVII в. В 1733 г. канцлер граф М.Г. Головин построил кир­пичный храм вместо сгоревшего деревян­ного. Ныне существующий храм постро­ен в 1793 г. и считается творением самого М.Ф. Казакова, однако документальных свидетельств тому не найдено. Ряд совре­менных историков архитектуры на осно­вании собственного стилистического анализа здания не соглашаются признать его авторство, но иных предположений пока не выдвинуто.

Храм строился при помощи Н.А. Деми­дова из материала разобранного на Охотном Ряду упраздненного Моисеевского монасты­ря. Главный престол — Вознесения Господня, приделы пророка Моисея и святого Николая.

В храме есть иконы Божией Матери «Нечаян­ная Радость» и «Державная». В этой церкви служил дьяконом и священником известный собиратель архивных документов по исто­рии московских церквей Гавриил Холмого­ров. Церковь закрыли в 1933 г. и передали под клуб аэродинамического института, затем в ней побывали и слесарная мастерская, и типография, и склады. Богослужение возоб­новлено в 1993 г.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*