Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы. Часть 1

Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы. Часть 1

Любая паломническая экскурсия име­ет свои особенности. Она знакомит не только с церковной архитектурой и жи­вописью, но и переносит в другой мир, к которому надо внимательно прислушаться, так как он хранит в себе тысячелетний духовный опыт наших предков, который так необходим сегодня каждому из нас. Но, чтобы окунуться в этот мир, надо не про­сто прочитать статью, а самому пройти по этим местам, увидеть и посетить те храмы, о которых пойдет речь, только тогда вы по­чувствуете себя настоящим паломником. 

Наша экскурсия начинается у Лермон­товской площади, которая до 1941 г. назы­валась площадью Красных ворот. На ней с 1757 г. стояли каменные триумфаль­ные ворота, сооруженные архитектором Д.В. Ухтомским на месте сгоревших дере­вянных, которые были воздвигнуты по слу­чаю въезда в Москву на коронацию импера­трицы Елизаветы Петровны. В 1927 г. ворота и стоявшая на месте нынешнего сквера (око­ло станции метро) церковь Трех Святителей для расширения площади были снесены.

Мы выходим на Новую Басманную улицу. Здесь в древности располагалась Басманная слобода. Слово «басман» скорее всего напо­минает о ремесленниках-басманниках, ко­торые «басмили», т.е. делали тонкие узорные украшения на металле или коже. Металли­ческими тонкими листами с выдавленными рельефными узорами обкладывали — «бас­мили» — деревянные кресты или оклады икон. Басмой также называлось послание с выдавленной на нем ханской печатью и особый вид хлеба, на котором выпекалось какое-либо клеймо. Район Новой Басманной улицы населяли военные, скорее всего ино­земцы, перешедшие на русскую службу.

Пройдя мимо домов XVIIIXIX вв., мы подходим к необычной церкви, со­ставленной из двух резко отличающихся частей — собственно церкви и высокой ко­локольни (Новая Басманная ул., 11). Сра­зу видно, что они принадлежат к разным эпохам. Если колокольню можно отнести к постройкам так называемого барокко середины XVIII в., то архитектурный об­лик церкви определить труднее. Это аске­тичное здание, с крупными грубоватыми очертаниями, обобщенного объема, завер­шенное граненым куполом с совсем нерус­ским бельведером с широкими проемами и остроконечным «шпицем». Что-то гол­ландское иногда видится в нем. Это храм святых апостолов Петра и Павла, что соот­ветствует названию верхнего храма. Ниж­ний освящен во имя святителя Николая с приделами во имя икон Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской.

Храм — уникальное сооружение не только для Москвы, но и для всей Рос­сии. Он был построен по рисунку Петра I и на пожалованные им две тысячи рублей. Строительство храма было завершено в 1723 г. Все знают Петра I как плотника, как пушечных дел мастера, а, глядя на церковь, узнают и как архитектора.

Если действительно Петр прислал соб­ственный рисунок, руководствуясь кото­рым неизвестный нам зодчий строил эту церковь, то ее необычные для Москвы формы могут быть объяснены тем, что Петр хотел иметь у себя в Москве церковь, посвященную его небесным покровите­лям, причем церковь должна была напо­минать те, которые он видел в Западной Европе.

В 1745 г. началось строительство ка­менной колокольни. Автор ее неизвестен. Им мог быть либо И.Ф. Мичурин, либо И.К. Коробов. Рядом с церковью стоит узорная каменная ограда XVIII в. от разру­шенной в 1930-х гг. Спасской церкви, пере­несенная сюда с Большой Спасской улицы.

В церкви святых апостолов Петра и Павла 18 апреля 1856 г. отпевали П.Я. Чаадаева, жившего неподалеку на Новой Басманной. В 1935 г. храм закрыли, и его здание было передано Управлению Московской областной милиции для скла­да военно-хозяйственного имущества, а в 1959 г. — ВНИИ геофизики. В 1992 г. храм вернули церкви, с 1994 г. возобновлены бо­гослужения.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*