О роли туристско-рекреационного комплекса кавказских минеральных вод. Часть 2

О роли туристско-рекреационного комплекса кавказских минеральных вод. Часть 2

Советская власть создала систему, по которой курортное дело было неразрывно связано со всей систе­мой здравоохранения и являлось его состав­ной частью, что предопределяло общий с ним порядок формирования его финансирования. Государство осуществляло единую полити­ку развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потреби­теля, при этом массовость достигалась доста­точно эффективной системой финансирования как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.

Структура управления санаторно-курорт­ным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка санаторно-оздо­ровительных услуг. Функционировала отрасле­вая система реализации санаторно-курортных путевок, сочетающая централизованные фор­мы управления и горизонтальные связи. Пла­ново-распределительный метод реализации са­наторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузку здравниц. К слову, в со­ветское время до 80% населения участвовало в туризме. Заказать быстро и легко авиабилеты онлайн, вы сможете на сайте yestickets.com.

Однако в годы реформ многое было разру­шено. Произошло изменение организационно­правовых форм собственности санаторно-­оздоровительных организаций. Прекратила существование общегосударственная систе­ма реализации санаторно-оздоровительных услуг. Разрушилась существовавшая ра­нее централизованная система управления санаторно-курортным комплексом. Сказалось и то, что в 1990-е гг. произошло расслоение об­щества, и одну его часть уровень обслуживания на курортах уже не удовлетворял, а для другой его части туристские путевки оказались слиш­ком дороги (сказались низкий уровень заработ­ной платы и постоянные задержки с ее выпла­той).

О роли туристско-рекреационного комплекса кавказских минеральных вод. Часть 2

В то же время государственная политика в туристической отрасли привела к тому, что одна из приоритетных отраслей экономики, какой она является во многих странах мира, таких как Испания, Франция, превратилась в придаток социальной сферы экономики. Та­ким образом, туристическая отрасль перерос­ла из разряда бюджетно-образующих в разряд бюджетно-потребляющих.

В результате серьезных изменений коли­чество отдыхающих в регионе к 1995 г. опу­стилось до уровня 1950 г., количество рабо­тающих санаториев стало сокращаться. Был утерян десятилетний период, в ходе которо­го санатории не только не развивались, но и значительно ухудшали качество оказывае­мых услуг, поднимая при этом цены. К 2000 г. из более чем 100 работающих санаторно-­курортных учреждений не более четверти ока­зывали услуги хорошего качества. Ремонт но­мерного фонда практически не проводился, замена медицинского оборудования проис­ходила только в некоторых санаториях, при­надлежавших некогда ЦК КПСС, Совету Ми­нистров, МВД. Профсоюзные санатории, а также санатории остальных ведомств ветша­ли. Однако с 2000 г. начался перелом. За по­следние 10 лет многое сделано как в мас­штабах страны, так и в регионе, в частности в 2000- е гг. вопрос о безопасности практи­чески решился (на территории соседней Че­ченской Республики несколько лет шла война, и многие боялись приезжать на КМВ, особенно в Кисловодск), задержки по заработной плате стали уходить в историю, российские инвесто­ры начали вкладывать средства в развитие промышленности и других отраслей экономи­ки, что вело, соответственно, к уменьшению числа безработных и повышению уровня до­ходов населения, сами санаторно-курортные учреждения начали проводить рекламно­-информационные кампании, законодательство в туристической отрасли стало совершенство­ваться, государство принимало программы развития. Все это в конечном счете повлекло за собой и рост числа отдыхающих, который продолжается и поныне. В свою очередь, по­вышение спроса на услуги здравниц привело к значительным инвестициям в реконструкцию старых санаторно-курортных учреждений и строительству новых. Если в 2000 г. большин­ство санаториев, пансионатов, гостиниц пре­доставляли услуги эконом-класса, то по состо­янию на август 2011 г. почти половина соот­ветствующих учреждений Кавминвод предо­ставляет услуги среднего и высокого уровня. другими словами, каждый может найти себе подходящее место для отдыха или лечения как по цене, так и по уровню обслуживания.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*