Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 5

Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 5

Для оценки «уровня реализации» в нашем исследо­вании применялся тест М. Рокича, модифицирован­ный Д. А. Леонтьевым. При этом мы использовали методический прием, предложенный С. Р. Пантиле- евым, — испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реали- зованности. Для этого после завершения ранжирова­ния списка терминальных ценностей испытуемому предлагалось оценить степень реализованности каждой из них в его сегодняшней жизни в процентах, как показатели уровня реализации.

Соответственно, напряжение самореализации определялось как разница между показателем по шкале «ценностные ориентации» теста САТ и пока­зателем реализованности терминальных ценностей, исследуемых по тесту Рокича.

Данные методы исследования позволили опреде­лить следующие психотипы, учёт которых представ­ляет интерес для спортивного отбора юных туристов. В соответствии с нашей классификацией, могут быть выделены типы: низкая степень напряжения — «турист-высококатегорийник», средняя степень напря­жения — «турист-малокатегорийник», высокая сте­пень напряжения — «не турист». 

Для проверки валидности исследований мы ввели переменную коэффициента, отражающую напряже­ние между уровнями развития и реализации лич­ности, которую сопоставили с рядом психологичес­ких характеристик. К примеру, потенциал самореали­зации сопоставим и, в значительной степени, взаимо­связан с уровнем мотивации развития по методике ТМД (тест мотивации достижений) и коэффициен­том потребности в достижениях.

 

 

 

Таким образом, предложенные психотипы имеют более высокие оценки по следующим позициям:

—   «турист-высококатегорийник» — эмоциональ­ная устойчивость, выдержанность, работоспособ­ность; низкая тревожность, уверенность в себе и устойчивость самооценки;

—   «турист-малокатегорийник» — наличие интел­лектуальных интересов, критичности и аналитич­ности мышления; высокий уровень самоконтроля
и целенаправленность поведения; социальная экстра­версия;

—   «не турист» — властность, самоуверенность, нонконформизм; социальная смелость и активность; прямолинейность, естественность поведения.

Таким образом, введённый нами показатель пси­хотипа туриста-спортсмена сопоставим с рядом пси­хологических характеристик, что в целом валидизирует означенный показатель как подлинную психо­логическую характеристику. В экспериментальном исследовании мы применили показатели по испы­танным методикам в качестве условных цифровых показателей уровней развития и реализации лич­ности. На основании этого определялась введённая нами структура психотипа туриста-спортсмена. Та­кая шкала оценки представляется довольно грубой, однако и она принесла подтверждение ожидаемых результатов. Вероятно, при дальнейшем совершен­ствовании методов диагностики таких параметров должна существенно возрасти точность определения параметров психотипа туриста. Решение этой проб­лемы является ближайшей перспективой развития нашего исследования. Более того, в какой-то степени это может изменить подход к психодиагностике спортивного отбора в целом — выявление отдельных психологических качеств, имеющих разную выра­женность у спортсменов с разными «стартовыми возможностями», но одинаковым потенциалом само­реализации. Исследование дополнит новые психоло­гические характеристики, прогнозирующие эффек­тивность самореализации личности в спорте, незави­симо от уровня личностного развития человека.

Таким образом, в результате проведенного комп­лексного психологического обследования туристов- спортсменов на этапе начальной подготовки и спор­тивного совершенствования были определены пси­хологические и психофизиологические предпосылки к занятиям, их компоненты в зависимости от спор­тивной квалификации. Исходя из уровневой струк­туры самореализации личности, нами была разра­ботана шкала психотипов в спортивном туризме. В перспективе будет рассмотрена взаимосвязь психо­логических показателей с результатами тестирова­ния физической подготовленности и технико-такти­ческого мастерства, что позволит получить наиболее информативные психологические и психофизиоло­гические характеристики, способствующие росту спортивного мастерства.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*