Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 5
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 5
Для оценки «уровня реализации» в нашем исследовании применялся тест М. Рокича, модифицированный Д. А. Леонтьевым. При этом мы использовали методический прием, предложенный С. Р. Пантиле- евым, — испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реали- зованности. Для этого после завершения ранжирования списка терминальных ценностей испытуемому предлагалось оценить степень реализованности каждой из них в его сегодняшней жизни в процентах, как показатели уровня реализации.
Соответственно, напряжение самореализации определялось как разница между показателем по шкале «ценностные ориентации» теста САТ и показателем реализованности терминальных ценностей, исследуемых по тесту Рокича.
Данные методы исследования позволили определить следующие психотипы, учёт которых представляет интерес для спортивного отбора юных туристов. В соответствии с нашей классификацией, могут быть выделены типы: низкая степень напряжения — «турист-высококатегорийник», средняя степень напряжения — «турист-малокатегорийник», высокая степень напряжения — «не турист».
Для проверки валидности исследований мы ввели переменную коэффициента, отражающую напряжение между уровнями развития и реализации личности, которую сопоставили с рядом психологических характеристик. К примеру, потенциал самореализации сопоставим и, в значительной степени, взаимосвязан с уровнем мотивации развития по методике ТМД (тест мотивации достижений) и коэффициентом потребности в достижениях.

Таким образом, предложенные психотипы имеют более высокие оценки по следующим позициям:
— «турист-высококатегорийник» — эмоциональная устойчивость, выдержанность, работоспособность; низкая тревожность, уверенность в себе и устойчивость самооценки;
— «турист-малокатегорийник» — наличие интеллектуальных интересов, критичности и аналитичности мышления; высокий уровень самоконтроля
и целенаправленность поведения; социальная экстраверсия;
— «не турист» — властность, самоуверенность, нонконформизм; социальная смелость и активность; прямолинейность, естественность поведения.
Таким образом, введённый нами показатель психотипа туриста-спортсмена сопоставим с рядом психологических характеристик, что в целом валидизирует означенный показатель как подлинную психологическую характеристику. В экспериментальном исследовании мы применили показатели по испытанным методикам в качестве условных цифровых показателей уровней развития и реализации личности. На основании этого определялась введённая нами структура психотипа туриста-спортсмена. Такая шкала оценки представляется довольно грубой, однако и она принесла подтверждение ожидаемых результатов. Вероятно, при дальнейшем совершенствовании методов диагностики таких параметров должна существенно возрасти точность определения параметров психотипа туриста. Решение этой проблемы является ближайшей перспективой развития нашего исследования. Более того, в какой-то степени это может изменить подход к психодиагностике спортивного отбора в целом — выявление отдельных психологических качеств, имеющих разную выраженность у спортсменов с разными «стартовыми возможностями», но одинаковым потенциалом самореализации. Исследование дополнит новые психологические характеристики, прогнозирующие эффективность самореализации личности в спорте, независимо от уровня личностного развития человека.
Таким образом, в результате проведенного комплексного психологического обследования туристов- спортсменов на этапе начальной подготовки и спортивного совершенствования были определены психологические и психофизиологические предпосылки к занятиям, их компоненты в зависимости от спортивной квалификации. Исходя из уровневой структуры самореализации личности, нами была разработана шкала психотипов в спортивном туризме. В перспективе будет рассмотрена взаимосвязь психологических показателей с результатами тестирования физической подготовленности и технико-тактического мастерства, что позволит получить наиболее информативные психологические и психофизиологические характеристики, способствующие росту спортивного мастерства.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ