Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 4

Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 4 

На основе анализа научно-методической литера­туры и исходя из опыта практической деятельности тренера по туризму мы предполагаем, что при отборе в туризм должны учитываться следующие критерии: педагогические (уровни развития физических ка­честв, технико-тактическая подготовленность, спор­тивно-техническое мастерство, темпы роста спор­тивных достижений, моторная обучаемость, коорди­национные возможности, способности юных спортс­менов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы); медико-биологи­ческие (состояние здоровья, биологический возраст, морфофункциональные признаки, состояние функ­циональных и сенсорных систем организма, индиви­дуальные особенности высшей нервной деятель­ности); социологические (характеристика мотивов, интересов и запросов учащихся: показатели, харак­теризующие влияние спорта, семьи, коллектива); пси­хологические (особенности темперамента, характе­ра, степень развития волевых качеств).

Настоящее исследование проводилось в течение 10 лет. Выборка представлена участниками походов клуба спортивного туризма «Тобольский экстрим» (838 человек), в том числе: студентами (будущими психологами и педагогами — 372 человека), педаго­гами ТГСПА им. Д. И. Менделеева и преподавателями физической культуры школ города Тобольска, родите­лями подростков (119 человек) и подростками (347 че­ловек). Туры на Новый год и Рождество в любой точке мира вы сможете найти на сайте azbuka-turizma.ru. Также на данном ресурсе вы сможете воспользоваться расширенным поиском и онлайн бронированием различных туров, оформить визу и зелёную карту.

Теоретическая модель спортсмена-туриста харак­теризуется введённой нами моделью структуры само­реализации, полагающая слаженность и взаимо­обусловленность уровней развития и реализации лич­ности, которые вписываются в общее психологичес­кое понимание активности и развития человека. «Уровень развития» в нашей модели — это следствие проявления активности отношения, наблюдающееся на конкретный период времени. Активность отно­шения, выражающаяся в процессах вырабатывания взглядов на мир, побуждаемая мотивацией развития и обеспечиваемая самосознанием, как психологичес­ким субстратом. Уровень реализации — это последст­вие проявления активности достижения, наблюда­ющееся на конкретный период времени. Активность достижения, обусловленная мотивацией реализации, выражающаяся в поведенческой реализации имею­щихся целей в соответствии с достигнутым уровнем миропонимания, и функционально подкреплённая деятельностью сознания. Разница между уровнями развития и реализации обуславливает определённый психотип. Модель туриста-спортсмена определяется характером данного психотипа.

Новизна предлагаемой концепции заключается в следующем. Во-первых, мы подразумеваем само­реализацию, с одной стороны, как сравнительно не­зависимый и автономный процесс, имеющий своё динамическое строение, с другой — как основную функцию личности, объединяющую и концентриру­ющую движение других психических процессов. Во- вторых, процессы развития и реализации обнаружи­ваются как структурные компоненты самореализа­ции и располагаются в обусловленном взаимодей­ствии друг с другом. Это взаимодействие обуславли­вается наличием потенциала самореализации. Потен­циал самореализации — это субъективная конвер­генция между достигнутыми уровнями развития и реализации, между желаемым и действительным, потенциальным и реальным. В обстановке «нормаль­ного» личностного развития уровень активности развития опережает уровень активности реализации, создаётся «потенциал реализации». Причем мотива­ция реализации и мотивация развития являются со­ставляющими мотивации в целом. Исходя из тож­дества силы мотиваций развития и реализации, сле­дует, что при прочих одинаковых условиях (характе­рологических, когнитивных) процессы развития и реализации (в норме) должны иметь и равную ско­рость. В эпизодах отклонения от «нормы», проявля­ющейся в отставании того или иного уровня актив­ности, изменяется нормальный коэффициент тожде­ства между уровнями развития и реализации, что, в свою очередь, изменяет наилучшую силу «напряже­ния самореализации». Напряжение самореализации и определяет психотип туриста-спортсмена.

В данной работе степень напряжения самореали­зации определялась с использованием соответству­ющей процентной шкалы Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской, самоактуализационного теста (САТ), созданного Э. Шостром на базе опросника POI, как показатель «Уровня развития».

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*