Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 3
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 3
Остался не раскрытым вопрос взаимного соответствия и соподчиненности процессов психического и физического развития, другими словами — где «заканчивается» интеллектуальное развитие или деятельность сознания и «начинается» развитие физическое и формирование традиционных ценностей физической культуры и спорта.
Очевидно, что такая абстракция, заложена в правилах спортивного туризма (в группе дисциплин — «маршруты»). С одной стороны, это содействует более результативному развитию личности в интеллектуальной сфере, не углубляясь в изучении её обусловленности психофизиологическим субстратом. С другой — когда абстрагирование заходит чересчур далеко, то отбор спортсмена-туриста начинает производиться только по интеллектуальному развитию личности.
Рост спортивного мастерства в спортивном туризме (в группе дисциплин «маршруты»), как показывает практика, имеет динамику постепенного перехода от низкокатегорийных походов, где обычно выигрывают команды с опережением развития в интеллектуальной сфере участников, к высококатегорийным походам, где возрастает роль уровня физического развития.
Названные особенности, на наш взгляд, предопределяют тендерные различия мотивации и активности личности у юных туристов на основе выраженности разной степени потенциала самореализации.
Традиционно в психологии активность личности разбивается на две формы: активность развития, являющаяся функцией сознания, и активность реализации, являющаяся функцией самосознания. Согласно этой модели, и строение мотивации состоит из единства двух компонентов — «мотивации развития» (достижения) и «мотивации реализации» (отношения). При этом мотивация реализации считается кульминацией всех психологических формирований человека, подчеркивается ее опережающее основание. «На основе мотивации отношения человек выстраивает свои отношения к миру, в результате чего он вырабатывает собственное понимание мира, включая понимание самого себя». «Мотивация достижения в целом обеспечивает социализацию человека в смысле его цивилизованности, саморегуляции его поведения. Дефекты мотивации достижения являются основной причиной того, что человек не может реализовывать им самим поставленные цели».
Развитие и реализация — процессы довольно свободные. Они могут идти с различной стремительностью и на различной дистанции друг от друга. Надёжны, лучше сказать, лишь общие принципы. Первый — реализация и развитие «продвигаются» по одной условной прямой, по вектору развития — реализации, вероятно, их у человека может быть несколько. Второй — реализация, как правило, «идущая по следам» развития, олицетворяет в поведении то, что завоевано на абстрактном уровне развития (цели, смыслы). Эпизоды, когда реализация обгоняет развитие, вероятны, но в этом случае подобает упомянуть о «псевдосамореализации» в терминологии А. Маслоу. Третий — мотивация реализации и мотивация развития стимулируют друг друга, так как растущее или убавляющееся расстояние между ними формирует напряжение.

К примеру, как показано Б. А. Вяткиным, «спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Так, обследование нескольких сот спортсменов показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятий таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них». В то же время для занимающихся спортивным туризмом высокая тревожность может играть положительную роль в малокатегорийных походах, так как позволяет более точно воспроизводить реальные события на рефлексивном этапе.
Таким образом, с одной стороны, подобает выделить необходимость исчерпывающего исследования личности спортсмена, а не отдельных его задатков. С другой — обычно эта функция в воспитательном процессе отводится первому тренеру спортсмена, у которого возможности глубокого изучения спортсмена весьма ограничены временем и другими причинами. Иногда он становится единственным человеком для большинства юных спортсменов, способным на профессиональном уровне помочь им в эффективной ориентации и отборе в спорте. С этой целью возникает задача дать тренерам необходимый и достаточный инструментарий эффективного отбора, учитывающий сложность исчерпывающего исследования личности спортсмена на практике.
Научной основой для решения этой проблемы является:
— определение критериев отбора: педагогических, психологических, медико-биологических, социологических;
— поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой точностью прогнозировать степень одарённости детей для занятия спортивным туризмом.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ