Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 3

Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 3

Остался не раскрытым вопрос взаимного соот­ветствия и соподчиненности процессов психического и физического развития, другими словами — где «заканчивается» интеллектуальное развитие или деятельность сознания и «начинается» развитие фи­зическое и формирование традиционных ценностей физической культуры и спорта.

Очевидно, что такая абстракция, заложена в пра­вилах спортивного туризма (в группе дисциплин — «маршруты»). С одной стороны, это содействует бо­лее результативному развитию личности в интеллек­туальной сфере, не углубляясь в изучении её обуслов­ленности психофизиологическим субстратом. С другой — когда абстрагирование заходит чересчур далеко, то отбор спортсмена-туриста начинает про­изводиться только по интеллектуальному развитию личности. 

Рост спортивного мастерства в спортивном ту­ризме (в группе дисциплин «маршруты»), как пока­зывает практика, имеет динамику постепенного перехода от низкокатегорийных походов, где обычно выигрывают команды с опережением развития в интеллектуальной сфере участников, к высококате­горийным походам, где возрастает роль уровня фи­зического развития.

Названные особенности, на наш взгляд, пред­определяют тендерные различия мотивации и ак­тивности личности у юных туристов на основе вы­раженности разной степени потенциала самореали­зации.

Традиционно в психологии активность личности разбивается на две формы: активность развития, являющаяся функцией сознания, и активность реали­зации, являющаяся функцией самосознания. Со­гласно этой модели, и строение мотивации состоит из единства двух компонентов — «мотивации разви­тия» (достижения) и «мотивации реализации» (отно­шения). При этом мотивация реализации считается кульминацией всех психологических формирований человека, подчеркивается ее опережающее основа­ние. «На основе мотивации отношения человек вы­страивает свои отношения к миру, в результате чего он вырабатывает собственное понимание мира, включая понимание самого себя». «Мотива­ция достижения в целом обеспечивает социализацию человека в смысле его цивилизованности, саморегу­ляции его поведения. Дефекты мотивации достиже­ния являются основной причиной того, что человек не может реализовывать им самим поставленные цели».

Развитие и реализация — процессы довольно сво­бодные. Они могут идти с различной стремитель­ностью и на различной дистанции друг от друга. Надёжны, лучше сказать, лишь общие принципы. Первый — реализация и развитие «продвигаются» по одной условной прямой, по вектору развития — реализации, вероятно, их у человека может быть не­сколько. Второй — реализация, как правило, «иду­щая по следам» развития, олицетворяет в поведении то, что завоевано на абстрактном уровне развития (цели, смыслы). Эпизоды, когда реализация обгоняет развитие, вероятны, но в этом случае подобает упо­мянуть о «псевдосамореализации» в терминологии А. Маслоу. Третий — мотивация реализации и моти­вация развития стимулируют друг друга, так как рас­тущее или убавляющееся расстояние между ними формирует напряжение.

К примеру, как показано Б. А. Вяткиным, «спор­тивные достижения в ситуации психического напря­жения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Так, обследование несколь­ких сот спортсменов показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удо­вольствие от занятий таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тре­вожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них». В то же время для занимаю­щихся спортивным туризмом высокая тревожность может играть положительную роль в малокатегорий­ных походах, так как позволяет более точно воспро­изводить реальные события на рефлексивном этапе.

Таким образом, с одной стороны, подобает выде­лить необходимость исчерпывающего исследования личности спортсмена, а не отдельных его задатков. С другой — обычно эта функция в воспитательном процессе отводится первому тренеру спортсмена, у которого возможности глубокого изучения спортс­мена весьма ограничены временем и другими при­чинами. Иногда он становится единственным челове­ком для большинства юных спортсменов, способным на профессиональном уровне помочь им в эффектив­ной ориентации и отборе в спорте. С этой целью возникает задача дать тренерам необходимый и до­статочный инструментарий эффективного отбора, учитывающий сложность исчерпывающего исследо­вания личности спортсмена на практике.

Научной основой для решения этой проблемы является:

—   определение критериев отбора: педагогичес­ких, психологических, медико-биологических, со­циологических;

—   поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой точностью прогнозировать степень одарён­ности детей для занятия спортивным туризмом.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*