Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 2
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 2
В спортивном туризме, используя психологическое сопровождение в спортивном отборе, целесообразно рассматривать проявление высшей нервной деятельности — «самореализацию» как целостное явление, которое обнаруживается на разных уровнях в структурной организации психики (от психофизического до социально-психологического) и проявляется в контексте жизнедеятельности. Возникает необходимость изучения движущих сил, обусловливающих повышение потребности самореализации, выявление препятствующих барьеров, системных эффектов в построении концепта самореализации в основных сферах жизненной деятельности, выявления тендерных различий у юных туристов с разной степенью потенциала самореализации. Первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка рациональной методики отбора для занятий конкретной специализацией на основе напряжения «развития» и «реализации». Юный турист должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются. К тому же отбор в этом случае должен быть направлен на выявление талантов и предусматривать прогноз успешности на несколько лет вперед, а не выбор здоровых детей, способных с заданной вероятностью осуществлять назначенное действие. Главная трудность здесь заключается в том, чтобы распознать эти способности, которые в настоящий момент еще не обнаружились. Поэтому целью нашего исследования является попытка разработки и апробации психодиагностического инструментария для оценки потенциала самореализации в процессе отбора групп в спортивном туризме, т.е. эмпирическая валидизация предложенной нами абстрактной модели психотипа туриста-спортсмена. Санаторий
Основной задачей спортивного отбора является всестороннее изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям конкретного вида спорта. Тем не менее в существующей практике часто оцениваются или итоги выполнения конкретного задания, или, напротив, способности юного спортсмена на исходном уровне развития. При этом спортсмены, обладающие более низким исходным уровнем общефизического развития, с самого начала определяются как «неуспевающие», что выражается в дальнейшем закреплении за спортсменами стереотипов «способных» или «слабых». Это вырабатывает соответственную директивную установку тренера и, в свою очередь, оказывает воздействие на оценку их достижений. Последнее, по нашему мнению, абсолютно не характерно для спортивного туризма, где тренер, подбирая команду для похода, нередко выставляет более высокие оценки не «способному», имеющему на начальном этапе опережение физического развития, а «слабому» в физическом плане, но интеллектуально одарённому и коммуникативному ребёнку, имеющему высокий уровень мотивации в познавательных областях, высокую потребность в самореализации, самоутверждения, самоактуализации. Как отмечают Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов: «Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде». Зачастую в практике это не учитывается.
Это обуславливается тем, что отбор в спортивном туризме имеет свою специфику, в этом виде спорта крайне важным элементом результативности и успешного роста спортивных достижений на начальном этапе является психологические критерии спортсмена: темперамент, характер, степень развития внимания, мышления, памяти и волевых качеств. К тому же циклограмма соревновательных календарей в спортивном туризме растянута по сравнению с остальными видами спорта. Так, например, в группе дисциплин «маршруты» в зачёт спортсмену может быть выставлено не более 2-х стартов (зачётных походов) в год, что в значительной степени «растягивает» сроки периодического контроля повышения спортивной квалификации и, следовательно, затрудняет прогнозирование и планирование работы в физическом развитии. Нередко такой подход в отборе на начальном этапе ставит в тупик развитие группы на последующих этапах, требующих физического совершенства в высококатегорийных маршрутах. Поэтому для отбора в спортивный туризм высших достижений значима не только диагностика о соответствии врожденных задатков интеллектуальных способностей, но и непредвзятый прогноз физического развития юного спортсмена на основе мотивации и активности личности.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ