Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 5
Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 5
Привлечение монастырей в качестве культурных образовательных центров является еще одной очень важной функцией данной группы памятников, которую они выполняли на протяжении всей своей истории. Примеры организации различных по тематике курсов, лекций, занятий можно встретить в католических монастырях, многие из которых активно включаются в социокультурную жизнь общества. Они осуществляют образовательные и благотворительные программы, ориентированные на взрослое население и детей, организуют семинары и лекции, а также семейные беседы.

Монахи Богоявленского монастыря в Москве, в частности, проводят лекции во Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Отправиться в пансионат-отель
С древних времен монастыри играли роль крупнейших ремесленных и промысловых центров и возрождают эту традицию сегодня, что дает возможность также организовать практические мастер-классы по различным ремеслам, практиковавшимся или практикующимся в том или ином монастыре. Другой возможной формой участия монастырских ансамблей в туристических программах может быть организация тематических туров для профессионалов. Так, в рамках международной конференции «Монастыри — культурные и духовные центры России» специализированных маршрутов для обеспечения туристической деятельности, ориентированных в том числе на различные профессиональные группы населения (историки, журналисты, архитекторы, искусствоведы и др.) в разных регионах страны (Подмосковье и Москва, Владимир, Оптина Пустынь, Русский Север и т.д.). Кроме того, во многих монастырях есть в планах восстановить реставрационную практику студентов архитектурных и строительных специальностей, существовавшую в предыдущие десятилетия, а также практику по живописи и рисунку в обителях с целью передачи в дар монастырям акварелей, графики, что может стать составной частью будущих монастырских выставочных и музейных коллекций. В такой деятельности следует опираться на тесное взаимодействие с музеями, архивами, учреждениями культуры и образования, которые могут выступить партнерами в деле восстановления традиционных ремесел, в организации рекламы экскурсий и пр. Однако этот вопрос должен быть рассмотрен отдельно и в рамках данной статьи не представляется возможным останавливаться на нем подробно.

Очевидной является культурная и духовная роль монастырских комплексов, особенно важной представляется сегодня их социальная роль. В связи с этим вопросы привлечения посетителей в монастырь становятся все более актуальными. Важно дать возможность каждому приобщиться к духовной культуре, не навязывая обязательных канонов и формул, что на сегодняшний день является уже очень значительным шагом вперед. Дороги в этом направлении должны быть открыты для всех желающих. Организаторам же подобных программ необходимо особенно тщательно прорабатывать все возможные пути сотрудничества для достижения положительных результатов по отношению к каждой из задействованных сторон и, в первую очередь, таких как музей, монастырь, турфирма, посетитель.
Подводя итог, можно выделить следующие основные рекомендации для сотрудников турфирм, занимающихся этим видом деятельности:
1) необходимо прежде всего определить, кому принадлежит монастырский комплекс (РПЦ или музей);
2) если это действующий монастырь — для определения схем сотрудничества нужно связаться с паломнической службой монастыря или напрямую с настоятелем;
3) выяснить, какие объекты, экспозиции монастыря доступны для осмотра светскими туристами;
4) узнать, какие типы экскурсий проводит монастырь (обзорные, тематические, интерактивные экскурсии);
5) выяснить, кто имеет право проводить экскурсии на территории монастыря;
6) посетить экскурсии монастыря;
7) для посещения каждого монастыря сформулировать возможную целевую аудиторию, которой будет интересен именно этот монастырь. В дальнейшем возможно проведение корректировки маршрута и объектов показа в зависимости от состава экскурсантов;
8) предварительно подготовить целевую аудиторию к посещению монастыря, познакомив экскурсантов с правилами поведения на его территории;
9) совместно с экскурсионным бюро или паломнической службой монастыря возможна разработка новых интерактивных.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ