Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 3
Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 3
Сегодня очень распространено исторически обусловленное использование культового памятника совместно музеем и церковью. В России первые попытки музеефикации культовых памятников относятся к последней четверти XIX в. После 1917 г. процесс музеефикации принял насильственный характер. В 1920—1930-е гг. многие историкокультурные объекты были заброшены, использовались под склады, магазины, мастерские и пр. Единственным способом сохранения таких памятников представлялось в то время превращение их в музеи. В связи с этим возникла целая группа памятников, объединенных в музееведении в группу «музей-памятник». Однако чаще на практике используются более конкретные определения видов музеев, входящих в эту обширную группу: дом-музей, музей-квартира, дворец- музей, музей-усадьба, музей-монастырь.
Музей-монастырь охватывает замкнутый архитектурный ансамбль монастырских построек, которые используются, как правило, под различные исторические и художественные экспозиции, в той или иной степени связанные с данным монастырем.
При организации экскурсий в музей- монастырь необходимо учитывать ряд особенностей. Во многих монастырях сегодня существуют паломническая служба для верующих и экскурсионное бюро, которое организует экскурсии для светских туристов. Для каждого отдельного музея-монастыря работа такого экскурсионного бюро сугубо индивидуальна. Самые лучшие
Как и в первом случае, необходимо налаживать прочные связи, подкрепленные агентскими соглашениями или договорами. В результате музей-монастырь предоставляет турфирме возможность посещения отдельных объектов монастыря и экспозиций музея, а турфирма, в свою очередь, обеспечивает поток туристов, подготовленных к такого рода экскурсиям. Однако большинство существующих на сегодняшний день музеев-монастырей расположены на территории действующей общины. От того, какое у батюшки отношение к музею и светским туристам, во многом зависят успех будущей экскурсии и даже существование музея- монастыря. Это предопределяет возможные сложности в сосуществовании монастыря и экскурсионного бюро. Не всегда стороны приходят к взаимному согласию в данном вопросе. Очень часто светских туристов не допускают к осмотру каких-то отдельных объектов или территорий монастыря, а музейные работники ограничивают вход паломнических туристов на просмотр экспозиции музея. Наиболее оптимальное решение в такой ситуации — это соглашение о совместном использовании.
Например, в Новодевичьем монастыре музей возник в 1922 г. после закрытия действующей обители. С этого времени он находится в ведении городских властей и является федеральным памятником. Здесь размещается филиал Государственного исторического музея (ГИМ). В 1994 г. ГИМ предложил митрополиту Ювеналию заключить договор, по которому монастырь на 25 лет передавался бы в совместное пользование монахиням и музею. Такой договор был заключен и основным пользователем монастыря, по условиям договора, является музей. Церковь получила в свое распоряжение больше зданий для использования в своих целях, но это значительно сократило экспозиционную сторону музея. В настоящее время Успенская церковь используется как приходской храм для проведения различных служб для светских граждан (венчание, крещение и др.), церковь св. Антония принадлежит только монастырю, Лопухинские палаты — официально закрепленная Синодом резиденция митрополита Московского и Коломенского, в Певческих палатах живут монахини, Смоленский собор является действующим храмом.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ