Когда ты в пути уже больше двух недель, твои мысли перестают занимать насущные хлопоты вроде вопроса чем бы заняться, как себя развлечь, к кому в гости сходить. Ты перестаешь думать о своих многочисленных проблемах и все твои мысли перестают занимать сотни неоконченных дел. Теперь ты бредишь только местами, в которых тебе довелось побывать и местами, которые еще удастся посетить. Теперь вместо уютных снов в теплой кровати тебе, лишь только удастся задремать на верхней полке куда-то спешащего вагона, видятся далекие горы и такие родные леса и озера, жаркое солнце и сырая палатка, развеваемые пески в пустынях и высокая, по пояс, луговая трава. Теперь ты бредишь не красивыми машинами и модной дорогой одежной, а дальними переходами, запахом костра и видом уходящей вдаль дороги. И даже мокрые кроссовки и жесткая куртка под головой кажутся тебе неотъемлемыми компонентами счастья…
В Бухару я приехала рано утром, солнце только-только встало над горизонтом. Сдав рюкзак в камеру хранения, я отправилась в старую часть города, некогда бывшего центром Бухарского ханства.
Былое величие его выдают красивые сооружения, покрытые узорами цветной мозаики, монументальные крепости, архитектурные ансамбли. Здесь можно увидеть и тронный зал эмира, и зал для приема гостей. Если у вас хорошее воображение, то вы без труда увидите сотни людей, наполняющих эти залы… Кто они? Ремесленники или воины, благородные эмиры или просто приезжие купцы, следующие со своими товарами по Великому Шелковому пути? Все они настолько разные, но все настолько не похожи на нас… Они мусульмане, у них смуглая кожа, черные волосы и темные глаза. Некогда их нация была одной из самых
могущественных на Востоке, ими были завоеваны обширные территории. Но эти времена прошли. Сейчас в этом городе живут люди, средняя заработная плата которых составляет 20 долларов, а основной род деятельности – продажа туристам сувениров и экскурсии по памятникам некогда великой империи. Не каждый в этом городе умеет говорить по-русски, но почти каждый знает английский язык, и так и слышится на улицах: «Oh, miss! Where are you from?» Раньше их изделия славились не весь мир: кованые колокола, подковы и украшения; удивительной красоты ковры; посуда, расписанная вручную причудливыми узорами… Сейчас же эти товары – всего лишь диковинка, привезенная домой иностранным туристом как символ культуры восточных стран. Наверное можно подумать, что Бухара – это город, состоящий из одних крепостей, архитектурных памятников и сувенирных лавочек. Возможно, для туристов, приезжающих на автобусах, с опытными экскурсоводами, знающими об истории больше, чем о современности, это действительно так.
Для меня же этот город – паутина узеньких улочек, где человек, высунувшись из окна, может пожать руку живущему напротив соседу. Это город, в котором дома сделаны из глины с соломой, где дырки в стенах просто заколачиваются обычными досками (а для зажиточных - паркетная доска Киев), где люди живут в маленьких подвалах с крошечным окошком под потолком. И тем не менее люди, живущие здесь, каждый день выходят на улицу со шлангами и поливают траву, деревья, даже дороги, чтобы не поднялось днем перед домом огромное облако сухой едкой пыли, - все больше и больше истощая речную сеть Узбекистана. Поэтому не удивляйтесь, если заглянув в один из двориков, вы увидите там цветущий сад.
В Бухаре я была почти сутки, исходив за это время город вдоль и поперек, увидев и старую, и новую часть города. И вот, уже почти ночь, и на перрон прибывает мой поезд до Самарканда…
В город я приехала глубокой ночью, поэтому пришлось подождать на вокзале, когда хотя бы начнет светать и я смогу оценить всю прелесть этого древнего узбекского города, некогда носившего название Согдиана и являвшимся центром культуры и науки Востока. Первое место, где я очутилась в этом городе – это рынок. На первый взгляд он ничем не отличается от любого белорусского рынка в разгар торговли: те же длинные ряды с товарами, толпы народа, рекламирующие товар продавцы и дотошные покупатели.
Вот только различие все же есть – оно в товарах, загромождающих обширные прилавки. Вместо перца, корицы и еще нескольких видов приправ, скромно ютящихся в наших лавочках, здесь настоящее изобилие специй самого различного рода. Вместо ящиков с фруктами здесь их практически горы и продаются они просто за бесценок. Вместо хлеба здесь прилавки со знаменитыми самаркандскими лепешками. Длинные столы завалены самыми различными сладостями: рахат-лукум, орехи в сахарной глазури, множество халвы: клубничной, банановой, шоколадной…
Нагулявшись по рынку и не переставая удивляться изобилию и разнообразию присутствующих здесь товаров, я решила заняться пищей духовной и отправилась осматривать местные архитектурные достопримечательности. В отличие от Бухары, здесь не выделяется старой части города, а достопримечательности умело вписаны в современную архитектуру. Главную площадь в городе занимает Регистан – комплекс из трех медресе, ранее бывших учебными заведениями, центрами культуры, науки и религии города, а теперь служащие пристанищем для сотен сувенирных лавочек, предлагающих товары на любой вкус. В одной из медресе мне даже удалось подняться на башню, с крыши которой открывается вид на просто неповторимую панораму города…
В Самарканде я увидела многое: красивый рассвет, множество фонтанов, парки и сады, старые здания,
покрытые узором из керамики и причудливой позолотой, дороги под аркой из виноградника, с которой свисают целые гроздья ягод, маленькие кафе, в которых можно покушать за 1000 сумов (1500 руб.) и дорогие современные рестораны… Что ж, пора собираться в путь, ведь общественный транспорт здесь заканчивает работу в 9 вечера и потом можно просто не добраться в другую часть города.
Города эти запомнятся для меня надолго. Не столько своей красотой и неповторимостью, сколько такой непохожестью на мой родной город, на
мир, который я видела до сих пор… Запомнятся духом, обитающим на этих улицах – духом древности и загадочности, былой славы и былого величия, покрытых слоем пыли веков и заметенных до поры до времени песками тысячелетий…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ